- Ложные факты о Стэне Ли, которые вы всегда считали правдой
- Его настоящее имя – Стэн Ли
- У него было призвание писать комиксы
- Он человек, который создал Marvel Comics.
- Он создал Человека-паука, когда увидел муху, ползущую по стене.
- Он в одиночку создал всех самых известных персонажей Marvel
- Он писал все комиксы Marvel в ранние годы.
- Он дал своим персонажам знаковые, аллитерационные имена в качестве торговой марки Marvel.
- Он всю жизнь работает в компании Marvel.
- У него прекрасные отношения с Marvel
- У гениальной машины нет кнопки выключения
Ложные факты о Стэне Ли, которые вы всегда считали правдой
Посмотрите правде в глаза, истинно верующие! Даже если вы никогда не читали комиксов, есть большая вероятность, что вам знакомо имя Стэна “Человека” Ли. Если вы подойдете к случайному незнакомцу на улице и попросите его назвать как можно больше создателей комиксов, он, скорее всего, скажет что-то вроде “Стэн Ли и парень, который делает Снупи”. Это имя ассоциируется с комиксами. Эксельсиор!
Трудно переоценить значение Стэна Ли для истории комиксов. Его взрывная личность, которая проявлялась не только в его сценариях, но и в общении с фанатами и продвижении Marvel как бренда, произвела революцию в комиксах и превратила Marvel в ведущего издателя американских комиксов с 1969 года. Он помог воплотить в жизнь сотни персонажей, которые снимались в комиксах на протяжении десятилетий, а теперь фигурируют в фильмах, собравших в прокате почти 11 миллиардов долларов только с 2008 по 2015 год.
Однако если вы считаете Стэна Ли просто веселым, изрыгающим фразы и снимающимся в камео дедушкой, который основал Marvel Comics и создал Человека-паука, Халка, Капитана Америку, Дэдпула и Супермена, которых он пишет и сегодня, будучи пожизненным президентом Marvel Comics, нам нужно прояснить несколько моментов. Не будь Ирвингом Форбушем, Эффенди! Читайте дальше, чтобы узнать правду! Сказано – сделано!
Его настоящее имя – Стэн Ли
Обычно первым фактом, который вы узнаете о человеке, является его имя, и когда вы впервые услышали имя Стэн Ли, вполне вероятно, что ваша реакция была такой: “Ого, это его настоящее имя?”. Формально ответ – нет, это не настоящее имя.
Как отмечается в биографической справке, Стэна Ли звали Стэнли Мартин Либер, он был сыном румынских иммигрантов Джека и Селии Либер. Это означает, что он точно не является, как могут полагать некоторые молодые фанаты комиксов, родственником суперзвездного художника и нынешнего соиздателя DC Comics Джима Ли, а также не является родственником отмеченного наградами художника Джей Ли. Однако Стэн Ли является родственником Ларри Либера, своего младшего брата, с которым он был соавтором ранних приключений Тора, Железного человека и Человека-муравья, и который рисовал синдицированную газетную полосу Amazing Spider-Man по сценариям Стэна с 1986 года.
Ли, однако, юридически изменил свое имя со Стэнли Мартина Либера на Стэн Ли, потому что, как он объясняет в своих собственных словах, он стал более известен под псевдонимом, чем под своим именем, и это вызвало путаницу, когда, например, он передал кредитную карту с фамилией Либер владельцу магазина, который знал его как “мистер Ли”. Так что, хотя “Стэн Ли” не является его именем при рождении, оно было его законным именем на протяжении десятилетий.
У него было призвание писать комиксы
Для создателей комиксов, особенно на заре их появления, было невероятно распространено использование псевдонимов для подписи своих работ, если они вообще подписывали свои работы. Причины этого могли быть разными: смущение от работы в том, что считалось менее художественным средством, попытка скрыть этнически звучащее имя в то время, когда такие имена были менее приемлемы для некоторых американцев, или – что, возможно, лучше всего – скрыть от работодателей, что вы работаете на конкурирующее издательство.
Гил Кейн, например, родился как Эли Кац; Росс Андру был Россолавом Андрускевичем; Флетчер Хэнкс подписывал свои работы как Генри Флетчер, Барклай Флэгг или Хэнк Кристи; Лу Файн рисовал Рэя как Э. Лектрон. Джейкоб Курцберг пробовал такие имена, как Джек Кертисс, Джек Курц и Лэнс Кирби, прежде чем остановился на имени, которое до сих пор звучит как король комиксов – Джек Кирби. Даже такие современные авторы, как Мэтт Фраксьон, Чип Здарски и Тула Лотай, используют псевдонимы для своих комиксов.
Стэн Ли, согласно часто рассказываемой истории, пересказанной здесь Vulture, использовал псевдоним для написания комиксов, потому что берег свое настоящее имя для того времени, когда он сможет перейти от написания комиксов к написанию более серьезной литературы. В то время написание комиксов было для него такой же работой, как написание некрологов. Он так и не отошел от комиксов, и поэтому имя “Стэн Ли” прижилось.
Он человек, который создал Marvel Comics.
Хотя имя Стэна Ли больше всего ассоциируется с Marvel Comics, он не тот, кто основал компанию. Компания Marvel появилась в 1939 году как Timely Comics, созданная издателем целлюлозных журналов Мартином Гудманом, который хотел выйти в новый для того времени мир комиксов. В 1940 году Гудман искал помощника в офис, и, как объясняет Ли, Гудман нанял в качестве грузчика двоюродного брата своей жены. Этим подростком, конечно же, был Ли.
Когда Ли пришел в офис Timely, там было двое мужчин: Джо Саймон, редактор, и Джек Кирби, художник. Эти два человека создали первый внутренний хит Timely – Капитана Америку, о котором вы, возможно, слышали. Хотя Ли был принят в качестве помощника, который, как пишет Vulture, был “склонен прыгать по офисам, играя на окарине”, вскоре он сам стал писать для комиксов. Его первая история, естественно, была связана с Капитаном Америкой: прозаический рассказ на страницах Captain America Comics #3 под названием “Captain America Foils the Traitor’s Revenge”.
Так что, хотя Ли не был основателем Marvel Comics или даже ее первым редактором, он был там с первых дней благодаря работе, которую ему дал муж его двоюродной сестры.
Он создал Человека-паука, когда увидел муху, ползущую по стене.
Один из наиболее часто повторяемых анекдотов Ли гласит, что после того, как он написал истории для Фантастической четверки, Халка и Тора, ему было трудно придумать новый набор способностей, на котором можно было бы основывать концепцию супергероя. Он посмотрел вверх, увидел муху, карабкающуюся по стене, и заметил про себя что-то вроде: “Было бы здорово, если бы супергерой мог прилипать к стене, как насекомое”. Затем он перебрал множество возможных имен, таких как Человек-муха, Человек-москит и так далее, пока наконец не остановился на Человеке-пауке, и родилась икона! Эксельсиор!
Вот только шансов на то, что это действительно так, практически нет. Фактическая история создания Человека-паука несколько загадочна и определенно спорна: Ли, Стив Дитко и Джек Кирби претендуют на роль создателя персонажа. Включение Кирби в этот список может быть сюрпризом для тех, кто знает, что Дитко нарисовал самые ранние истории о Человеке-пауке, но Кирби был первоначально выбран для рисования героя-арахнида, и то немногое, что осталось, говорит о том, что первая версия героя была во многом обязана неопубликованной концепции Саймона и Кирби под названием “Серебряный паук”, не говоря уже о реально опубликованном герое, которого пара сделала для Archie Comics под названием “Муха”. Даже Ли в своей автобиографии признается, что сомневается в своих воспоминаниях о своей истории с мухой на стене и ссылается на пульпового героя Паука как на источник вдохновения.
Он в одиночку создал всех самых известных персонажей Marvel
Стэн Ли появлялся почти в каждом фильме и телешоу Marvel – даже в тех, которые не были созданы Marvel Studios, – а почему бы и нет? Он создал всех классических персонажей Marvel, таких как Капитан Америка, Росомаха, Дэдпул и Стражи Галактики, поэтому он определенно заслуживает места в их фильмах как дань уважения всей его новаторской работе над этими персонажами.
Вам, вероятно, не нужно объяснять, что Ли не создал буквально всех персонажей, когда-либо опубликованных Marvel, но более серьезная проблема заключается в том, что Ли, претендующий на авторство самых знаковых героев Marvel – Человека-паука, Фантастической четверки, Халка, Людей Икс и так далее – оказывает серьезную услугу своим соратникам, таким как Кирби и Дитко, которые во многих случаях выполнили львиную долю работы по созданию персонажей.
Хотя то, кто и что именно делал при создании самых крупных персонажей Marvel, скорее всего, утеряно для истории, нетрудно заметить параллели между, скажем, предыдущей работой Кирби над Challengers of the Unknown и Fantastic Four от DC или использованием Тора в качестве злодея в Sandman до его появления в качестве героя Marvel. Кроме того, трудно утверждать, что визуальный дизайн персонажа не является важной составляющей его успеха.
В любом случае, трудно понять, почему Стэн Ли получил камео в Капитане Америка, а Джо Саймон, его фактический создатель, нет.
Он писал все комиксы Marvel в ранние годы.
Наиболее распространенным методом написания комиксов является так называемый полный сценарий: Писатель разбирает историю страница за страницей, панель за панелью, излагая действие и диалог для каждой панели в истории. Это верно сейчас, и это было верно в 1960-х годах, когда Marvel быстро добилась успеха благодаря супергеройским творениям Ли, Кирби, Дитко и других. Однако в то время Ли был единственным редактором Marvel и автором всех изданий. Это означало, что у него не было времени писать полный сценарий для каждой книги, что привело к созданию того, что стало известно как “метод Marvel”.
Согласно традиционному определению, метод Marvel означает, что писатель разрабатывает идею истории или сюжета, который передается художнику, который затем решает, как разбить этот сюжет на страницы и панели. Затем писатель возвращается и добавляет диалог к сюжету. Однако, как показывает этот подробный обзор метода Marvel, процесс Ли был ближе к тому, чтобы предложить злодея или конфликт, а затем оставить художника задумывать и рисовать всю историю, а Ли просто добавлял диалоги и подписи позже.
Определенно неточно говорить, что Ли создал всех персонажей Marvel, и даже неточно говорить, что он написал все истории.
Он дал своим персонажам знаковые, аллитерационные имена в качестве торговой марки Marvel.
Marvel Comics удалось выделиться из стаи в 1960-х годах благодаря умению Стэна вести взрывные диалоги и смелому описанию характеров, что действительно заставляло его персонажей петь по сравнению, например, с относительно взаимозаменяемыми личностями Лиги справедливости. Другая стилистическая особенность Стэна – настолько успешная, что она стала клише жанра супергероев – это широкое использование аллитеративных альтер-эго среди героев Marvel: Питер Паркер, Брюс Баннер, Рид Ричардс, Сью Сторм, Мэтт Мердок, Скотт Саммерс и так далее.
Однако это решение было принято не для того, чтобы помочь героям Marvel стать известными. Герои Marvel получили запоминающиеся имена, потому что, как признается сам Ли, у него ужасная память, и аллитерационные имена помогали ему запоминать своих персонажей. Если он мог вспомнить “Мердок”, то с большей вероятностью он вспомнит и “Мэтта”.
Однако этот трюк не всегда срабатывал. Помимо того, что Человек-паук дважды назван “Питером Палмером” в первом выпуске своего сольного издания, Ли однажды настолько испортил имя, что это повлияло на канон. В нескольких выпусках в 1960-х годах Ли называл альтер-эго Халка “Боб Баннер” вместо “Брюс Баннер”, а когда ему указали на его ошибку на странице писем “Фантастической четверки”, он просто сказал, что полное имя Халка – Роберт Брюс Баннер, и с тех пор это его каноническое имя.
Он всю жизнь работает в компании Marvel.
Благодаря тому, что Ли написал или стал соавтором всех самых важных комиксов Marvel раннего периода ее существования и действительно определил стиль и тон этой компании с помощью дживистого, похожего на хакера голоса, который он использовал для своих сценариев, страниц писем и редакционных статей, таких как “Stan’s Soapbox, ” очень легко полностью приравнять человека к компании, особенно когда он так легко вошел в роль ее публичного лица по сравнению с Кирби, который предпочел бы работать, а не заниматься саморекламой, и Дитко, который шутил, что скорее выпрыгнет из окна, чем покажется на публике. Плюс к этому тот факт, что “Стэн Ли представляет” появлялось перед названием каждой истории Marvel Comics на протяжении десятилетий.
Но дело в том, что Ли уже много-много лет не был главной движущей силой Marvel. Как пишет Vulture, он стал президентом и издателем Marvel в 1972 году и более или менее отошел от написания комиксов Marvel, а его последние выпуски “Человека-паука” и “Фантастической четверки” вышли в том же году. Он даже довольно быстро отошел от роли президента, предпочитая сосредоточиться на более творческих возможностях, которые давала ему должность издателя. Однако к 1980 году он отправился в Голливуд в попытке развить свойства Marvel в виде фильмов и телешоу. В наши дни он говорит о себе: “У меня нет должности в Marvel, где я решаю, какие проекты будут сделаны или кто будет нанят”. . В основном я просто симпатичное лицо, которое они держат для публики”.
У него прекрасные отношения с Marvel
Учитывая их долгое сотрудничество и его роль в качестве публичного лица компании на протяжении десятилетий, легко предположить, что у Marvel и Стэна Ли всегда были прекрасные отношения, как, например, у вас с вашим очень громким дедушкой, который любит рассказывать о том, как он в одиночку придумал Человека-паука. К сожалению, так было не всегда.
Как объясняет Vulture, когда в 1998 году Marvel проходила процедуру банкротства, Ли удалось перезаключить контракт, получив шестизначную зарплату только за то, что он был фигурантом, плюс шокирующие 10 процентов от любой прибыли, полученной Marvel на кино и телепроектах. Конечно, это был 1998 год, за десятилетие до того, как собственность Marvel вскоре поглотит Голливуд целиком. Разумеется, к 2002 году Ли подал в суд на Marvel за невыполнение этой части соглашения. Marvel урегулировала этот иск в 2005 году, но было и несколько других, включая иск 2013 года, в котором Ли требовал права собственности на персонажей, созданных им в соавторстве, но это дело было прекращено.
К теме судебных исков Стэна Ли: в 1998 году Ли создал новую компанию под названием Stan Lee Media и разработал всевозможные ужасные проекты, поэтому в 2007 году компания подала на него в суд. Это не имеет никакого отношения к Marvel, но это довольно странно.
У гениальной машины нет кнопки выключения
Один из аргументов против идеи, что Стэн Ли был движущей силой величайших хитов Marvel, – сравнить то, что он создал вместе с Кирби и Дитко, с тем, что они создали по отдельности. Вместе они создали Фантастическую четверку, Мстителей, Человека-паука, Людей Икс, Сорвиголову, Доктора Стрэнджа и многих других. Соло Кирби создал Демона, Каманди, Машиниста, Динозавра Дьявола и Новых Богов – включая Ориона, Мистера Чуда и Дарксайда. Дитко создал второго Синего Жука, Вопроса, Крипера, Меняющегося человека Шейда и Девочку-белку.
За время, прошедшее после ухода с поста сценариста в Marvel, Ли создал такие работы, как “Ravage 2099”, мультсериал “Стрипперелла” и “The Backstreet Project”, в котором он превратил Backstreet Boys в супергероев. Затем был проект 2001 года под названием “Just Imagine. “, в котором Ли объединился с известными художниками, чтобы представить альтернативную вселенную, в которой Стэн Ли создал самых известных героев DC и сделал их намного, намного хуже. В других проектах он превратил в супергероев группу Wu-Tang Clan, Ринго Старра и некоторых хоккеистов.
Не только его последние проекты не были победителями. Ли был склонен к попыткам использовать рискованный юмор, который можно найти в журнале Playboy, в таких комиксах, как Little Annie Fanny. Одной из таких неудачных попыток был журнал 1968 года “Приключения кошечки”, в котором титулованная кошечка, агент S.C.O.R.E., сражалась со злыми агентами L.U.S.T. Ну что же. Не могут же они все быть “If This Be My Destiny”.