- Трагическая история реальной жизни Нины Симон
- Сегрегация на первом фортепианном концерте Нины Симон
- Разочарованная классическая карьера Нины Симон
- Нина Симона тайно играла джаз
- Нина Симона отказывается от своих прав
- У Нины Симон был нелегкий брак
- Ужас превратил Нину Симоне в выдающуюся активистку движения за гражданские права
- Непростые отношения Нины Симон с дочерью
- Самостоятельное изгнание Нины Симон
- Нина Симон: В Париже
- В конце концов Нине Симоне был поставлен диагноз “биполярное расстройство”.
- Последний роман Симоны
- Смерть Нины Симон
Трагическая история реальной жизни Нины Симон
Так сказала Нина Симона в интервью журналу Details, размышляя о своей карьере перед смертью в 2003 году в возрасте 70 лет. Эта цитата примечательна тем, что указывает на глубину, с которой нужно подходить к фигуре Симоны в ретроспективе; кроме того, как мы теперь знаем, она оказалась пророческой. Для любого, кто оглядывается на Нину Симоне в XXI веке, очевидно, что она всегда была не просто блестящей певицей. Как описывает ее Мишель Мартин из NPR: “Нина Симоне была одаренной и плодовитой певицей, автором песен и пианисткой, которая стала мощным участником движения за гражданские права и заплатила за это профессиональную цену”.
Но как женщина, родившаяся с именем Юнис Кэтлин Уэймон в бедных условиях в городе Трайон, штат Северная Каролина, и, несмотря ни на что, мечтавшая стать прежде всего классической концертной пианисткой, стала одним из определяющих артистов и борцов за гражданские права XX века? Ответ заключается не только в природном таланте Нины Симоне и бескомпромиссности, которую она выявила в себе в последние годы жизни, но и в ее врожденной силе и мужестве на протяжении бурной и трагической личной жизни, история которой – как и ее музыка – совершенно захватывающая.
Сегрегация на первом фортепианном концерте Нины Симон
Невероятный талант юной Юнис Уэймон был очевиден окружающим с самого раннего возраста. Согласно ее официальной биографии, ее родители были священнослужителями, хотя ее отец также работал разнорабочим, чтобы свести концы с концами. Впервые они увидели, как их дочь исполняет целую песню на фортепиано в возрасте трех лет. Утверждалось, что Уэймон была настолько одарена от природы, что могла сыграть на слух практически все, что услышит, а под руководством учительницы Мюриэль Маццанович, переехавшей в Трайон, прониклась глубокой любовью к классической музыке, включая Баха, Шопена и Бетховена.
Она настолько стремилась к освоению музыки еще в детстве, что в 11 лет Уэймон пригласили дать свой первый сольный концерт на фортепиано, который состоялся в местной библиотеке. По сообщению NPR, этот концерт, помимо того, что он стал первым публичным выступлением будущей Нины Симон, стал первым случаем, когда расовая несправедливость стала ощутимой для юной музыкантши, когда ее родителей, присутствовавших в первом ряду аудитории, попросили переместиться в заднюю часть зала, чтобы усадить там поздно прибывших белых слушателей. Как сообщается, она отказалась продолжать выступление, пока ее родителей не усадят на место впереди. Симона вспоминала, что на следующий день: “кожа снова стала немного жестче, немного менее невинной и немного более черной”.
Разочарованная классическая карьера Нины Симон
Важно помнить, что в ранние годы Нина Симона вовсе не считала себя певицей – ее мечтой было стать классической пианисткой, работающей без вокального сопровождения, исполняя те нестареющие композиции, которым ее научил английский учитель фортепиано.
Согласно ее официальному сайту, ее таланты были связаны не только с музыкой: в 1950 году она стала выпускницей своей средней школы, и местная община собрала средства, чтобы отправить Уэймон продолжать обучение в Джульярдской школе исполнительских искусств в Нью-Йорке. Лето 1950 года она провела, готовясь к прослушиванию в престижном филадельфийском Институте музыки Кертиса, а ее семья переехала в Филадельфию в ожидании ее поступления.
Однако, несмотря на хорошее прослушивание, Уэймон не была принята в школу. Отказ стал для нее большим ударом, и хотя, по словам биографа Надин Коходас, она прошла обучение у профессора школы Владимира Соколоффа, чтобы подготовиться к еще одному прослушиванию через год, ее так и не приняли. В более поздние годы, когда Уэймон прославилась как Нина Симон, она утверждала, что ее отказ в школе был мотивирован расизмом.
Нина Симона тайно играла джаз
Продолжая получать музыкальное образование, Нина Симоне работала на нескольких работах. Некоторое время она работала ассистентом фотографа, давала уроки игры на фортепиано и, согласно History Collection, аккомпанировала на фортепиано студентам-певцам. Именно в это время она начала обращать внимание на свой собственный голос, давая студентам советы, как лучше выступать под ее аккомпанемент, и понимая, что впервые зарабатывает деньги пением.
Как сообщает Atlantic City Weekly, Симона узнала от одного из своих учеников, что они будут играть на пианино в местном баре и зарабатывать 90 долларов в неделю – вдвое больше, чем зарабатывала она. Она поняла, что это выгодная возможность, и быстро нашла себе работу на лето 1954 года, играя на пианино в Midtown Bar & Grill в Атлантик-Сити.
Однако у Юнис Уэймон возникла проблема: ее мать не одобрила бы ее выступления в баре. “Для нее это было бы ничем не лучше, чем работа в адском пламени”, – утверждается в ее автобиографии. Чтобы избежать вероятности того, что ее мать заметит имя “Юнис Уэймон” на рекламе бара, Уэймон придумала себе сценический псевдоним “Нина Симон”, соединив прозвище, которым ее называл тогдашний бойфренд, с именем французской актрисы Симоны Синьорет. Это имя стало знаменитым по мере роста ее популярности на концертных площадках.
Нина Симона отказывается от своих прав
Поощряемая владельцем бара Midtown Bar & Grill петь и играть, Нина Симон сочетала популярную музыку с классическими произведениями, завоевывая одобрение своих первых слушателей, и гастролировала по восточному побережью, совершенствуя свое живое шоу. Однако, согласно ее автобиографии, каждую неделю Симона возвращалась в Филадельфию, чтобы взять урок игры на фортепиано у Владимира Соколова.
В это время к Симоне обратился владелец нью-йоркской компании Bethlehem Records Сид Натан с предложением записать альбом. Необычно для певиц того времени, Симона настояла на том, чтобы она сама выбрала всю музыку для альбома, в отличие от того набора песен, который Натан выбрал для нее и принес на их первую встречу, согласно Glide. Симона считала, что ей удалось добиться своего в отношениях с Натаном, потому что она действительно не была заинтересована в том, чтобы стать знаменитой певицей – она по-прежнему считала популярную музыку отвлечением от своих классических амбиций.
Альбом Little Girl Blue был выпущен в 1959 году и принес Симоне множество заказов на выступления в крупных нью-йоркских концертных залах. Однако в типично циничном для музыкальной индустрии того времени случае Симону, у которой не было ни менеджера, ни агента, убедили подписать права на альбом с Натаном за 3 000 долларов, как сообщает Guardian. После того как ее версия песни “My Baby Just Cares For Me” стала хитом, Симона заявила, что, подписав контракт и не прочитав его, она потеряла целое состояние.
У Нины Симон был нелегкий брак
Слово “бурная” часто используется для описания жизни Нины Симоны, и оно особенно подходит, когда речь идет о ее личной жизни. Первый раз Симона вышла замуж в 1958 году за джазового барабанщика и “битника” по имени Дон Росс. В своей автобиографии Симона утверждает, что не может вспомнить дату свадьбы: “это хороший показатель моих чувств к нему”. Хотя они вместе переехали в Нью-Йорк, чтобы воспользоваться растущей популярностью Симоны, брак продлился недолго.
В 1961 году Симона вышла замуж за Эндрю Страуда, гарлемского полицейского детектива, который поначалу сказал Симоне, что работает банковским служащим. На самом же деле, как рассказывают, Страуд однажды сбросил кого-то с гарлемской крыши. Симона оставалась замужем за Страудом на протяжении 1960-х годов, а ее муж фактически стал ее менеджером и полностью контролировал ее финансовые дела.
Хотя, по данным Riverdale Press, именно Страуд был ответственен за организацию многих туров 60-х годов, которые помогли музыке Симоны распространиться по всему миру. Симона называла его “лучшим менеджером, который у меня когда-либо был” и “моим полицейским” за то, как он помогал ей изменить свое импульсивное поведение и успокоить ее в тяжелые моменты. За годы, прошедшие после их развода в 1970 году, выяснилось, что он также был мучителем Симоны, доставляя ей годы физических и психологических страданий, сообщает NPR.
Ужас превратил Нину Симоне в выдающуюся активистку движения за гражданские права
В 1960-е годы Нина Симоне стала одной из самых ярких и заметных активисток растущего движения за гражданские права. The New Yorker отмечает, что в Нью-Йорке молодую Симону, которой еще не исполнилось и 20 лет, привлекло множество чернокожих интеллектуалов, таких как Лэнгстон Хьюз и Джеймс Болдуин. Они помогли сформировать ее представления о расе и политике. Симона утверждала, что главными темами для обсуждения с ее подругой Лоррейн Хэнсберри были “Маркс, Ленин и революция”.
Однако было два инцидента, которые навсегда радикализировали юную Симону и которые привели ее к созданию одних из самых гимнических и знаковых песен движения за гражданские права и пропитали их гневом и горем, которыми пронизаны ее лучшие выступления. Первым стало убийство в Джексоне, штат Миссисипи, Медгара Эверса, активиста движения за гражданские права и ветерана армии, 12 июня 1963 года. Второе – взрыв в баптистской церкви на 16-й улице в Бирмингеме, штат Алабама, произошедший 15 сентября того же года, в результате которого погибли четыре девушки, а еще десятки получили серьезные ранения. Оба этих злодеяния были совершены белыми супремасистами.
Ответом Симоны – после того, как Страуд отговорил ее вооружаться и выходить на улицы в слепой ярости – стала песня “Mississippi Goddam”, которую она назвала своей первой песней о гражданских правах и которая стала ключевым гимном движения на протяжении всего десятилетия.
Непростые отношения Нины Симон с дочерью
“Вы повышаете мои налоги, замораживаете мою зарплату и отправляете моего сына во Вьетнам”. Эти слова классической песни протеста Нины Симоны “Backlash Blues” дают некоторое представление о том, о чем думала Симона, когда решила не платить налоги в США в знак протеста против войны во Вьетнаме. Согласно сайту Antiwarsongs.org, именно растущее давление со стороны налоговых органов, а также расизм и несправедливость звукозаписывающих лейблов и промоутеров привели к тому, что в 1971 году Симона покинула США, отправившись в путешествие и проведя длительный период времени на Барбадосе, где у нее был роман с премьер-министром Эрролом Барроу, а позже, согласно History Collection, она провела время в Либерии.
В США Симона оставила дочь Лизу, своего единственного ребенка от брака с Эндрю Страудом. В Либерии мать и дочь наконец воссоединились, но Лиза подверглась жестокому физическому и эмоциональному обращению со стороны Симоны. “Она превратилась из утешения в чудовище в моей жизни”, – утверждала позже Лиза в интервью New York Daily News. “Когда мои родители были вместе, мама была более открытой и доброй, но после развода она превратилась в человека, которого лучше не знать”.
Лиза, которой на тот момент было всего 14 лет, оставила свою мать в Либерии и вернулась в США, чтобы жить с отцом в Нью-Йорке.
Самостоятельное изгнание Нины Симон
Нина Симоне сохранила недоверие к американской музыкальной индустрии и американскому обществу в целом, что привело ее к кочевому образу жизни в конце 70-х и начале 80-х годов, в основном в Европе. По данным сайта Antiwarsongs.org, она стала постоянной исполнительницей в джаз-клубе Ронни Скотта в Лондоне, а также успела пожить в Швейцарии, прежде чем поселилась в Париже. В своей автобиографии Симона утверждает, что этот оживленный город привлек ее возможностью петь на французском языке, в частности, исполнять песни Жака Бреля. Она также утверждает, что французская публика “с большим уважением относится к серьезным артистам” и что ей не придется баловать их более коммерческой составляющей своей продукции, сообщает Pitchfork.
Несмотря на то, что Симона была известна, ее пребывание в Париже было очень скромным. Она регулярно выступала в клубе Les Trois Mailletz, который был не намного больше, чем место ее первых выступлений, The Midtown Bar & Grill в Атлантик-Сити.
Нина Симон: В Париже
Нина Симона знала, что аудитория в Les Trois Mailletz будет небольшой, но, согласно ее автобиографии, она была уверена, что слух о ее пребывании в Париже распространится, и концерты в более крупных залах будут не за горами. Особенно она мечтала выступить в грандиозном парижском театре “Олимпия”. Однако поклонники, которых Симона ожидала, “так и не появились”. “Я не могла этого понять: всю свою жизнь, какие бы проблемы ни возникали в личной жизни, мне всегда удавалось собрать толпу”, – говорит Симона.
Однако в Париже все было иначе”. По мнению Симоны, причина, по которой она не смогла завоевать там аудиторию, заключалась в том, что парижане ожидают от музыкантов публичного “звездного” образа жизни, чего Симона избегала, снимая небольшую квартиру и избегая публичных выступлений. Она считала, что из-за этого многие из ее потенциальных французских поклонников думали, что она переживает какой-то кризис, и не могли поверить, что она играет в таких маленьких залах (Entree to Black Paris).
Зарплата была мизерной: 300 долларов за шоу, по данным OZY, и Симоне пришлось распродать всю свою мебель и украшения, чтобы свести концы с концами. По мере того как ее психическое здоровье страдало, а сама она погружалась в алкоголизм и депрессию, Симона работала все меньше и меньше и практически осталась без ручек. На помощь ей пришли друзья, в том числе ее давний гитарист Эл Шакман.
В конце концов Нине Симоне был поставлен диагноз “биполярное расстройство”.
Карьера и личная жизнь Нины Симоны характеризовались как высокими взлетами радостного ликования, так и глубокой болью. Она была известна своими резкими перепадами настроения и чрезвычайно грубыми эмоциональными реакциями на пережитый опыт.
Достигнув своего апогея в Париже, Симона была убеждена переехать в Нидерланды, где ее друг Геррит де Бруин записал ее на прием к врачу. По данным Uncut, ей был поставлен диагноз “маниакальная депрессия”, или, как мы называем это сейчас, биполярное расстройство.
Симоне прописали Трилафон, новый для того времени антипсихотический препарат, чтобы лечить ее перепады настроения и поддерживать стабильность, пока она пыталась восстановить свою карьеру. Однако сам препарат имел и трагические побочные эффекты: у Симоны нарушилась моторика, она стала невнятно говорить и хуже играть на фортепиано, что можно услышать на ее поздних записях. Неудачный конец для выдающегося таланта.
Последний роман Симоны
В конце 90-х годов Нина Симона стала искусной примадонной, давая отвратительные интервью, которые попеременно были то уморительно воинственными, то жестоко честными. Симона сделала юг Франции своим постоянным домом и давала обширные интервью, обсуждая свою жизнь и карьеру с американскими журналистами по телефону.
В одном из интервью американскому журналу Details в 1997 году Симона, отвечая на вопрос о недавнем выпуске сборника ее записей 1960-х годов, заявила, что не знала ни об этом выпуске, ни о возрожденном интересе к ее дискографии в Америке в то время. “Может быть, если бы вы жили в Америке, а не на юге Франции, вы были бы больше осведомлены о вашем нынешнем возрождении популярности здесь”, – предположил интервьюер.
Но в возрасте 63 лет казалось, что Симона, несмотря на бурную жизнь за спиной, переживает свое личное возрождение. В интервью она заявляет: “В прошлом году у меня был интенсивный роман с тунисским парнем, но я не думаю, что хочу снова вступать с ним в длительные отношения, потому что он вскрыл меня, как вулкан, и я чуть не оказалась под водой”. Отношения не продлились долго, и Симона утверждала, что отчасти проблема была связана с тем, что ее возлюбленному было трудно обосноваться во Франции из-за его национальности, но позже она сказала в интервью программе HARDtalk на BBC: “Это длилось достаточно долго, чтобы я никогда не забыла об этом, скажу я вам”.
Смерть Нины Симон
Нина Симона так и не вернулась в США. В биографии указано, что Симона умерла 21 апреля 2003 года в своем доме в Карри-ле-Руэ, Франция. По данным New Yorker, Симона несколько лет боролась с раком груди, но, несмотря на болезнь, продолжала гастролировать в качестве хедлайнера до 2001 года. На ее официальном сайте указано, что она мирно скончалась во сне.
Нина Симоне стала легендой уже при жизни, и мир оплакивал потерю неутомимой участницы антирасистских и антивоенных кампаний, а также выдающегося, плодовитого и уникального таланта. Согласно официальному сайту Симоны, ее похороны стали грандиозным событием, на котором собрались сотни людей, включая ее Мириам Макебу и Патти ЛаБель, и на которое Элтон Джон прислал цветы с посланием: “Ты была величайшей, и я люблю тебя”.
Симона оставила после себя более 50 альбомов с материалами в самых разных жанрах и остается одной из величайших фигур в музыке XX века и иконой движения за гражданские права.