Что Библия говорит о вознесении?

Что Библия говорит о вознесении?

Вознесение – религиозная идея о том, что в некое будущее время Иисус Христос вернется на Землю, и все верные христиане, как живые, так и мертвые, поднимутся в небо, чтобы встретить его, прежде чем попасть на вечные небеса – является широко распространенной концепцией в современном понимании христианства, распространяемой в основном через телевизионных евангелистов, повсеместные религиозные трактаты и даже поп-культуру, такую как романы и фильмы “Left Behind” и, несколько более косвенно, “The Leftovers”. Но что именно говорит о восторге сама Библия?

Короткий ответ – “ничего”. Как объясняет Британская энциклопедия, слово “восторг” нигде не встречается в Новом Завете. Это не значит, что для объяснения такой концепции не используется ни одно похожее слово: в Первом послании апостола Павла к Фессалоникийцам говорится, что “мы будем взяты вместе с ними на облаках”, что в латинском переводе греческого оригинала является словом rapiemur, другой формой глагола, который дает нам “восторг”, что означает “схватить” или “вырвать”. Современная концепция восторга не содержится в Библии, а скорее возникла в результате развития мысли во время Великих пробуждений 18-го и 19-го веков. Важно также понимать, что восторг – далеко не универсальная христианская вера, распространенная в основном среди евангельских протестантов, а не других деноминаций.

Библейское основание для восторга

Однако, если в Библии не сказано буквально: “Иисус призовет мертвые тела в небо перед тем, как все плохие люди будут наказаны на 1000 лет, и это будет называться “вознесением””, это не значит, что у этой идеи нет библейского основания. Как объясняет TIME, все четыре канонических Евангелия говорят об идее времени, когда живые и мертвые будут собраны вместе и судимы перед отправкой в свою вечную судьбу, причем праведные и неправедные будут разделены, как овцы и козлы. Евангелие от Марка описывает Иисуса, “грядущего на облаках с силою и славою великою”, а Евангелие от Матфея представляет себе сцену двух мужчин, стоящих в поле, один из которых берется, а другой уходит. Однако основной источник представлений о восторге берет свое начало в Первом послании Павла к Фессалоникийцам, глава 4, в которой верующие описываются как “вознесенные на облаках” с вернувшимся Христом после трубного звука.

Но если воскресение мертвых и Судный день для всех, кто когда-либо жил, довольно однозначно являются частью библейского послания, то физическое вознесение на небо менее общепризнанно. Идея физического вознесения была популяризирована в 1830-х годах евангелическим британским священником после видения Второго пришествия Христа молодым человеком из Шотландии. В начале 20 века эта идея распространилась среди американских евангелистов, а настроенные на конец света СМИ американских евангелистов привели к тому, что эта идея стала, по выражению TIME, “культурным камнем”.

Как восторг вписывается в последние времена

Идея восторга далеко не всегда является общепринятой, даже среди христиан. Отчасти это объясняется тем, что одной из самых мутных трясин христианского богословия, в которую можно зайти, является изучение последних времен, или эсхатология, как ее называют. Хотя большинство христиан верят, что Христос вернется на Землю, как объясняет Slate, Второе пришествие и восторг не всегда являются синонимами. Ключевой эволюцией этой идеи является концепция, называемая премилленаристским диспенсационализмом, которую популяризировал упомянутый выше британский священник XIX века. Диспенсационализм – это идея о том, что Бог по-разному относился к людям в разные периоды истории, и что историю можно разделить на различные эпохи в зависимости от того, как Бог реализовал свой план для человечества. Например, идея заключается в том, что Бог по-разному относился к миру до Потопа, чем после, и после того, как Он дал закон Моисею, и так далее.

Идея заключается в том, что за нынешней эрой последует семилетний период скорби для неверующих, после чего Иисус вернется с праведниками и будет править тысячелетней эрой мира, известной как Тысячелетие. Что делает эту точку зрения предмилленаристской, так это идея о том, что восхищение произойдет перед скорбью, а Второе пришествие увидит, как Христос и Церковь вернутся вместе в Тысячелетие, что делает восхищение и Второе пришествие двумя разными событиями.

Слишком много милленниализма

Проницательные читатели, вероятно, заметят: “Существование предмилленаристской эсхатологии подразумевает существование постмилленаристской эсхатологии”. Боже мой, вы правы. Как объясняет BBC, постмилленаристы считают, что мы уже находимся в тысячелетии, которое началось с воскресения Христа, и что мы медленно движемся к завершению Божьего Царства, которое закончится вторым пришествием Христа. Есть еще амилленаристы, которые считают, что тысячелетие – это метафора, представляющая эпоху Церкви Христа, т.е. прямо сейчас. Это не буквальные 1000 лет, не буквальная семилетняя скорбь и, что особенно важно, не восторг. Когда, согласно этим взглядам, хорошие христиане попадут на небеса? Ну, никогда. Согласно этим взглядам, христиане не получают карточку “свободный выход из скорби”, чтобы насладиться общением с Иисусом до наступления последних времен. Они несут социальную и моральную ответственность за улучшение мира и превращение его в более справедливое и мирное место в ожидании возвращения Христа.

В настоящее время большинство христианских деноминаций не учат, что некоторые люди будут вознесены на небеса, в то время как большинство человечества останется страдать от скорби до Второго пришествия Христа. Несмотря на распространенность этой идеи в массовом сознании, католики, восточные православные, англикане/епископалы, методисты, пресвитериане, лютеране и многие другие не придерживаются идеи телесного вознесения и скорби.