Что мы знаем о еврейском обычае капарот
Самый святой день в еврейском календаре – Йом Кипур, День искупления, который посвящен раскаянию и искуплению греха, обычно представленному физическим образом в виде поста и интенсивной молитвы. Как объясняет раввин д-р Реувен Хаммер на канале My Jewish Learning, однако на протяжении веков в разных еврейских общинах возникли различные народные обычаи, помогающие еще больше подчеркнуть ритуальную чистоту, лежащую в основе Йом Кипура, начиная от очищения в специальной ванне, называемой миквой, и заканчивая, к счастью, вышедшей из моды практикой бичевания себя. Но одним из самых печально известных и спорных ритуальных народных обычаев, предшествующих Йом Кипуру, является капарот – практика замахивания курицей над головой человека для отпущения греха, которая до сих пор проводится в некоторых еврейских общинах, обычно ортодоксальных.
Слово “капарот”, которое также пишется как “каппарот”, “капорос” и в ряде других транслитераций, на иврите означает “искупление” и имеет тот же корень, что и “кипур” в Йом Кипур. Суть церемонии такова: человек, ищущий искупления, покупает курицу, курицу трижды машут над его головой, пока он трижды читает короткую молитву, а затем курицу забивают в соответствии с еврейскими диетическими законами и отдают на благотворительность для трапезы перед Йом Кипуром. Если курицы нет в наличии, вместо нее могут быть использованы другие кошерные птицы или денежный эквивалент курицы.
Когда и как совершать капарот
Как объясняет Хабад, капарот обычно совершается в специально отведенном месте в общине, где обычно есть готовые куры, которых можно купить, а также собственный шохет, то есть опытный кошерный мясник, который следит за тем, чтобы цыплята были забиты правильно и гуманно. Хотя капарот можно совершать в любое время между Рош а-Шана и Йом-Кипуром, обычно это делается в ночь перед Йом-Кипуром.
Как правило, мужчина использует для ритуала петуха, а женщина – курицу, хотя, если покупка нескольких птиц слишком дорога, можно использовать одну курицу. Беременная женщина должна использовать три курицы: курицу для себя, петуха и курицу, если пол ребенка неизвестен.
Читаются короткие отрывки из книг Псалмов и Иова об искуплении греха и произносится короткая молитва, пока курица машет над головой человека, ищущего искупления, и это повторяется три раза, так что курица проходит над головой в общей сложности девять раз. Затем курицу приносят к шохету для заклания и произносят благословение над кровью птицы. В Хабаде принято давать чаевые шохету.
Причина появления цыплят
Согласно Хабаду, практика капарот началась в средневековый период, а самое раннее письменное упоминание появилось в 600-х годах нашей эры. Хабад предлагает несколько возможных причин использования цыплят. Широко распространено объяснение, что арамейское слово “петух” созвучно ивритскому слову “человек”, поэтому замена курицы на человека – это своего рода метафизический двуязычный каламбур. Кроме того, куриц относительно легко найти и дешево приобрести, но, что также важно, они не относятся к числу птиц – таких, как голуби и горлицы, – которых можно было приносить в жертву в Храме, что помогает понять, что эта практика не является приношением Богу, а скорее, как утверждает Хабад, символическим напоминанием себе о цене греха. По этой причине важно выбрать белую или почти белую курицу, чтобы представить чистоту после искупления грехов. Если белая курица невозможна, ни в коем случае нельзя использовать черную курицу, так как черный цвет символизирует Божье наказание.
Однако раввин Хаммер отмечает на сайте My Jewish Learning, что заклание курицы даже в качестве метафорической замены человека отражает модель козла отпущения – древнюю практику, когда козла, нагруженного грехами общины, отправляли в пустыню за таинственной фигурой Азазеля.
Возражения и споры
Хотя капарот и сегодня практикуется в некоторых еврейских общинах, неудивительно узнать, что это спорный ритуал, который отнюдь не является универсальным среди евреев, и фактически он осуждался некоторыми раввинами практически с самого начала его проведения. Рабби Хаммер объясняет, что такие известные раввины, как Моисей бен Нахман в 13 веке и рабби Йосеф Каро в 16 веке, оба возражали против этой церемонии, уподобляя ее суеверию и говоря, что она слишком похожа на языческие обычаи, чтобы быть приемлемой еврейской практикой.
Однако Хабад утверждает, что капарот – это настолько давняя и проверенная временем традиция, что она широко практикуется во многих общинах, включая сефардских евреев, которые обычно следуют учению рабби Каро. Более того, они утверждают, что возражения известных раввинов были связаны с неправильным проведением церемонии или с тем, что вырученные средства не были переданы на благотворительность, как это должно было быть.
Аналогичным образом, Хабад настаивает на том, что практика капарот должна проводиться с гуманностью и добротой по отношению к животным, не причиняя им боли во время качающейся части церемонии, как потому, что Бог повелевает людям не причинять ненужную боль, так и потому, что это сделает птиц некошерными. Особенно важно, по их мнению, относиться с добротой к Божьему созданию накануне Йом Кипура, дня, когда еврейский народ как человек просит Бога о его доброте и милосердии.