Истоки древней норвежской мифологии объяснены
На данный момент многие, вероятно, узнают такие имена, как Один, Тор и Локи, и такие термины, как Рагнарок, Иггдрасиль и Мьёльнир, из нашей глобальной, общей культуры. По крайней мере, мегамиллиардное предприятие MCU заново представило многих из этих богов, богинь, артефактов и событий в сознании современной публики. На ум сразу же приходят Тор, владеющий молотом и молнией, и Локи, фокусник.
Такие персонажи, сказки и мифы составляют так называемую норвежскую мифологию, которая зародилась в северных странах Скандинавии, особенно в Норвегии. Оттуда они распространились по Европе, поднялись в англосаксонскую Англию и достигли Исландии и Гренландии в сердцах викингов, этих мореплавателей, торговцев и, конечно же, грабителей и налетчиков, предков многих современных татуировок, мужских стрижек и сериалов канала History, таких как одноименные “Викинги”.
В отличие от документально подтвержденной греческой мифологии, норвежские мифы сотни лет распространялись в виде неписаных устных преданий. Различные племена на обширных пространствах суровых, суровых земель делились и рассказывали эти истории в самых разных вариантах. И сегодня, как говорит музей Vikingeskibs, у нас есть вторник, среда, четверг и пятница. Норвежский миф продолжает жить, тихо или иначе, и находит отклик у миллионов людей по всему миру. Но если бы не несколько ключевых текстов, в частности, “Эдды”, мы бы вообще не имели этих историй.
Эдды и исландские саги
Не существует центрального текста, или канона, для норвежских мифов, который бы заключал в себе все истории и неизменно сохранял их в неизменном виде. Даже “Эдды” не являются всеобъемлющими и раскрывают, скорее всего, лишь малую часть огромного количества сказаний, утраченных со временем. И то, что они описывают, или мифологизируют, происходило в течение неизвестного количества времени до того, как они были окончательно записаны в 13 веке.
Как гласит Всемирная история, Эдды разделены на две книги: “Поэтическую Эдду” и “Прозаическую Эдду”. Поэтическая Эдда” использует доминирующую форму повествования и письма средневековой Европы, поэзию, и основана на материалах, найденных в основном в одном исландском манускрипте, Кодексе Региуса. Прозаическая Эдда” – это реорганизованная и переработанная прозаическая версия норвежских мифов, почерпнутая из различных источников. Обе книги были напечатаны на древненорвежском языке, являющемся лингва-франка Скандинавии, исландским поэтом и историком Снорри Стурлусоном в середине 1200-х годов. Эти истории, в целом, посвящены богам и их распрям, замыслам и конфликтам на протяжении грандиозной хронологии событий, которая заканчивается разрушением мира: Рагнарок.
Помимо “Эдд”, исландские саги рассказывают нам не истории о богах, а приземленные, прямолинейные повествования о повседневной жизни крестьян и викингов в Исландии. Эти люди составляли большую часть норвежского общества и дают нам возможность заглянуть в ту культуру, из которой происходят Эдды.
Молоты, гномы, складные корабли и потерянный глаз
Как объясняет Historiska, Один – один из самых выдающихся и сложных персонажей норвежского мифа. Вместе со своими братьями Вили и Ве он убил первобытного великана Имира и создал из его тела “среднюю землю” – Мидгард. Один, как правило, замкнутый, не очень-то отеческий образ, который ездит на восьминогом коне Слейпнире. Он пожертвовал глаз в Колодец Мимира, чтобы обрести мудрость и видение будущего, и девять дней и ночей висел вверх ногами на Иггдрасиле, чтобы постичь магию рун. У него также есть два ворона, Хугин и Мунин, которые посылают ему сообщения со всего мира.
Эсиры и ваниры живут в Асгарде, одном из девяти царств, построенных вокруг мирового дерева Иггдрасиль. Мир внизу разделен на царство огня, Муспельхейм, царство мороза, Нифльхейм, и Хель, где вечно пребывают незаслуженные мертвецы. Кроме людей, в этих мирах живут гномы, которые любят мастерить, великаны, которые иногда бывают эгоистичны и жестоки, змей Ёрмунгандр, охраняющий Мидгард, и многие другие.
Некоторые сюжетные моменты: Тор выдает себя за невесту, чтобы вернуть свой украденный молот у великана Трима. Локи устраивает среди гномов соревнование по ремеслам, в результате которого получаются складная лодка Тира, молот Тора и золотые волосы жены Тора, Сиф. Тир теряет руку сына Локи, гигантского волка Фенрира, который поглотит солнце во время Рагнарёка.
Все это записал Снорри Стурлусон.
Существует множество других норвежских историй, многие из которых довольно сложны. В конечном итоге Один хочет вырастить лучших воинов для финальной битвы богов и эльфов с великанами во время Рагнарока. Души воинов, погибших в бою, собирают валькирии – женщины, которым дано сопровождать убитых в Валгаллу. Там воины буквально сражаются день и ночь, умирают и возрождаются, бесконечно готовясь к Рагнароку. Однако победа в Рагнарёке – бесплодная затея. В отличие от других мифов, норвежские мифы имеют единый, определенный конец, где честолюбие приводит к смерти почти всех и рождению мира заново.
Эдды, исландские саги и труды историков и ученых на протяжении веков помогли сохранить эту уникальную традицию. Снорри Стурлусон, первым собравший воедино норвежские мифы, на самом деле был исландским христианином, жившим в 13 веке после “эпохи викингов”. Несмотря на то, что иногда он рисовал норвежских богов через призму христианства, он признавал необходимость сохранения наследия своей страны и региона. Как сообщает Исландский литературный центр, он был образованным поэтом, который использовал свои литературные способности для путешествий по Скандинавии и сближения с норвежским двором, а также дважды избирался на должность законодателя в парламенте Исландского содружества, альтинге. В общем, он был в идеальном положении, чтобы служить связующим звеном между эпохами и культурами. И вот, Один, Тор, Локи и другие живут дальше.