Музыканты, умершие в 2024 году
Каждый год мир музыки приносит нам радость и боль в равной степени. На каждый новый релиз любимого исполнителя, который взрывает нам мозг, приходится другой, который навсегда покидает музыкальный бизнес; на каждый потрясающий концерт, который мы успеваем посетить, приходится один, который раскупается еще до того, как мы узнаем, что билеты поступили в продажу; на каждый долгожданный, долгожданный проект, который действительно заводит нас, другой нас подводит. И, что самое трагичное, за каждым новым артистом, вырвавшимся на сцену, другой навсегда покинет этот бренный мир.
Как напоминают нам сами музыканты с незапамятных времен, все умирают, и это печально. Но когда музыканты неизбежно уходят из жизни, это может стать самым настоящим обоюдоострым мечом. Их музыка может жить вечно, но она может оставить пустоту внутри их поклонников, которые будут знать, что это все, что они когда-либо получат – и даже у тех артистов, которые уже много лет не выступают на сцене, будет болеть сердце за тех фанатов, которые сделали их творчество частью своей жизни. Вот музыканты, которые покинут нас в 2024 году.
Дэвид Соул
Дэвид Соул добился наибольшей известности как актер: он, конечно же, сыграл красавчика Кена “Хатча” Хатчинсона в культовом полицейском сериале 70-х “Старски и Хатч”. Но если бы он не стал актером, у него была пара других путей к славе: он отклонил предложение команды “Чикаго Уайт Сокс” приехать и поиграть за них в бейсбол, предпочтя вместо этого поступить в колледж в Мексике. По возвращении он стал фолк-певцом, исполняя мексиканские мелодии в кофейнях, и даже успел выступить перед такими легендами, как Фрэнк Заппа, The Lovin’ Spoonful и The Byrds.
Однако его музыкальная карьера началась только после того, как он прославился на телевидении, а когда она началась, то пошла в гору. В 1976 году он выпустил свой дебютный альбом с собственным названием, который стал хитом № 1 под названием “Don’t Give Up on Us”. Талантливый автор и певец, Соул выпустил еще четыре альбома и гастролировал по всему миру со своей бэк-группой, хотя его последующие работы не имели такого успеха, как тот чудовищный дебют. Соул продолжал выступать на сцене и на экране в 90-е и 00-е годы; последний раз он снялся в фильме Джеймса МакЭвоя “Отбросы” в 2013 году. Он скончался 4 января от естественных причин; ему было 80 лет.
Ларри Коллинз
Ларри Коллинз прославился в 50-е годы как половина дуэта The Collins Kids вместе со своей сестрой Лорри. Ему было всего 9 лет, когда они стали постоянными участниками кантри-сериала “Town Hall Party”, и хотя 11-летняя Лорри была якобы звездой их выступления как вокалистка, именно гитарный вундеркинд Ларри был известен тем, что поражал зрителей. Живой, полный энергии, он носился по сцене, исполняя горячие приемы на своей двухголовой гитаре, подаренной ему его наставником, “королем струн” Джо Мафисом. Стиль Коллинза был настолько энергичным, что панк-рок-сайт Please Kill Me приписывает ему запись первой панк-пластинки “Whistle Bait”, сделанную в 1958 году 13-летним подростком.
Самой известной песней Коллинза является “Delta Dawn”, которую он написал в соавторстве с Алексом Харви; песня стала фирменной для Тани Такер, стала хитом № 1 для Хелен Редди и была перепета Бетт Мидлер и Уэйлоном Дженнингсом. После распада группы Collins Kids в 1965 году Коллинз ушел со сцены, хотя несколько раз собирался вместе с сестрой, чтобы выступить еще раз; Лорри скончалась в 2018 году, а 5 января ее брат последовал за ней. Ему было 79 лет.
Дел Палмер
Басист, гитарист и инженер звукозаписи-самоучка, Дел Палмер использовал свои таланты на записях Роя Харпера, Мидж Уре и гитариста Doors Робби Кригера, но самый значительный кусок его дискографии был посвящен творчеству Кейт Буш, одной из самых идиосинкразических и любимых исполнительниц всех времен. Именно он (опять же, используя навыки, которым он обучился сам) спроектировал альбом Буш 1985 года “Hounds of Love”, на котором появился сингл “Running Up That Hill (A Deal with God)”, который – благодаря его заметному месту в четвертом сезоне “Stranger Things” в 2022 году – невероятным образом взлетел вверх по чартам тем летом, войдя в Топ-10 в 34 странах.
Талантливый басист и автор песен, Палмер даже выпустил сольный альбом “Leap of Faith” в 2007 году, но большинство своих лучших работ он приберег для Буш, с которой его одно время связывали романтические отношения. Он играл на бас-гитаре, сидел за пультом или работал с Буш на протяжении более четверти века, участвуя во всех ее альбомах, начиная с “Lionheart” в 1978 году и заканчивая “50 Words for Snow” в 2011 году. 5 января Палмер скончался по неустановленным причинам в возрасте 71 года, и Буш поспешила восхвалить своего друга на своем сайте. “Он был большой частью моей жизни и моей работы на протяжении многих лет”, – написала она. “Потребуется много времени, чтобы смириться с тем, что его нет с нами. Мне будет ужасно его не хватать”.
Джеймс Коттак
Джеймс Коттак, непревзойденный рок-барабанщик, вырос на сцене Луисвилля (штат Кентукки), играя на барабанах в местных группах еще подростком. Когда он переехал в Лос-Анджелес, его навыки довольно быстро привели его к выступлениям; он присоединился к Kingdom Come, сыграв на их первых двух альбомах, и ненадолго стал участником легенд хард-рока The Cult. Однако вскоре он нашел свой дом – в составе Scorpions, одной из самых успешных и хард-роковых групп, когда-либо выходивших из Германии. Коттак стал первым американцем в их рядах в 1996 году и выступал с группой на протяжении двух десятилетий, покинув ее в 2016 году из-за проблем с алкоголем.
Коттак боролся с этими проблемами в течение многих лет; в 2014 году он провел месяц в тюрьме Дубая за то, что пил без лицензии и якобы делал унизительные замечания в адрес мусульман (что он отрицал). По его словам, после отбытия срока он поклялся “бросить пить раз и навсегда” – но, хотя неизвестно, достиг ли он трезвости, к которой стремился, вполне вероятно, что рок-н-ролльный образ жизни подкосил здоровье Коттака. 9 января Scorpions объявили через Facebook, что барабанщик скончался в возрасте 61 года. “Джеймс был замечательным человеком, прекрасным музыкантом и любящим семьянином”, – говорится в заявлении группы. Он был нашим “братом от другой матери”, и его будет очень не хватать. Рок-н-ролл навсегда, RIP Джеймс”.
Луис Васкес
Пост-панк группа The Soft Moon была настолько опасной, агрессивной и хардкорной, насколько это можно было предположить из ее названия, и она была детищем вокалиста и мультиинструменталиста Луиса Васкеса, единственного постоянного участника и единственной творческой силы. Васкес не скрывал, что его детство, проведенное в основном в Восточном Лос-Анджелесе и деревне в пустыне Мохаве, было тяжелым; в интервью журналу Metal он сказал: “Мы были бедны, и моя семья была довольно жестокой. Я рос в плохих кварталах, так что мне пришлось столкнуться со многими мрачными реалиями. Поэтому моя музыка звучит так, как звучит”. Действительно, жесткие треки Васкеса, временами странно красивые, могут стать материалом для кошмаров – именно поэтому они часто появляются в сценах насилия или тревоги в таких сериалах, как “Мистер Робот”, “Как избежать наказания за убийство” и “Американская история ужасов”.
Васкес жил и записывался в Венисе, Берлине и Джошуа Три (Калифорния), а в 2023 году вернулся в Лос-Анджелес, где и встретил свой безвременный конец. 21 января газета Los Angeles Times сообщила, что на предыдущей неделе Васкес был найден мертвым от явной передозировки фентанила вместе с диджеем и продюсером Джоном “Silent Servant” Мендесом и его партнершей, художницей Симоной Линг; ему было всего 44 года.
Мэри Вайс
Группа Shangri-Las принадлежала к той волне девичьих групп, которые в 60-е годы штурмовали поп-чарты. Они добились успеха во многом благодаря мастерству продюсера Шедоу Мортона, который придал их песням драматическое, кинематографическое звучание, и вокалу солистки Мэри Вайс (на фото вверху, в центре), чей пропитанный эмоциями, граничащий с оперным стиль идеально подходил для подростковых гимнов группы. Всего за пару лет, с 1964 по 1966 год, они записали четыре хита в Топ-20 и одну бессмертную классическую песню № 1 “Leader of the Pack”.
Несмотря на то, что на момент выхода песни на вершину чарта Вайс было всего 15 лет, она создала образ “плохой девчонки”, совершенно не похожий на ее сверстниц, и впоследствии на нее и ее группу повлияли такие группы, как Эми Уайнхаус и The Ramones. О ее неотшлифованном, но выразительном вокальном стиле Мортон однажды сказал, что требует от нее быть “актрисой, а не просто певицей”, с чем она прекрасно справилась, особенно в столь юном возрасте. Последний раз Shangri-Las выступали вместе в 1989 году, и Вайс пошла работать в архитектурную фирму, найдя время для выпуска сольного альбома “Dangerous Game” в 2007 году. 19 января Вайс скончалась из-за обструктивной болезни легких; ей было 75 лет.
Если вам или вашим знакомым нужна помощь в решении проблем, связанных с зависимостью, вы можете ее получить. Посетите веб-сайт Администрации по злоупотреблению психоактивными веществами и психическому здоровью или обратитесь в Национальную службу помощи SAMHSA по телефону 1-800-662-HELP (4357).
Тоби Кит
Тоби Кит был самым настоящим определением грубого и неуклюжего кантри-певца; хотя он прославился в 90-е годы, его эстетика больше напоминала Мерла Хаггарда и Уэйлона Дженнингса, чем таких коллег, как Гарт Брукс. Будучи подростком в Оклахоме, он работал на родео и на нефтяных месторождениях, а также занимался музыкой в местных хонки-тонках. Ему удалось передать демо-запись продюсеру из Алабамы Гарольду Шедду, который пригласил Кита в студию для записи его дебютного, самоназванного альбома 1993 года. Эта пластинка, включавшая такие хитовые синглы, как “Should’ve Been a Cowboy” и “A Little Less Talk and a Lot More Action”, стала дважды платиновой – но это было только начало его успеха.
Отвергнув попытки своего лейбла Mercury продвинуть его в попсовом направлении, Кит в 1999 году перешел на DreamWorks Records. Его первые три альбома на этом лейбле разошлись общим тиражом в десять миллионов копий. Политика Кита, которую он не стеснялся публично отстаивать, не переставала попадать в заголовки газет; публичная перепалка с группой The Chicks и споры вокруг его сингла “Courtesy of the Red, White and Blue (The Angry American)”, выпущенного после 11 сентября, не нанесли никакого ущерба его заслуженному имиджу прямолинейного символа рабочего класса. В 2022 году Кит объявил, что у него диагностирован рак желудка, а 5 февраля 2024 года на его сайте было объявлено, что он скончался в возрасте 62 лет.
Астон Барретт
Когда в конце 60-х – начале 70-х годов на международной сцене зародилась музыка регги, ее во многом определила ритм-секция – грохочущие, синкопированные барабаны и удары бас-гитары, способные разбить окна и сотрясти стены клубов и танцевальных залов, где произошел взрыв ее популярности. Эта звуковая подпись появилась, когда легендарный артист и продюсер Ли “Скрэтч” Перри решил предоставить ритм-секцию домашней группы своей студии – басиста Астона Барретта и его брата Карлтона на барабанах – новой перспективной группе: Bob Marley and the Wailers.
Астон Барретт, известный по прозвищу “Семьянин”, стал бэнд-лидером культового коллектива и оставался с ним на протяжении всех 70-х годов, когда менялся состав и группа переходила на Island Records. После смерти Боба Марли в 1981 году Барретт продолжал работать с такими группами, как Burning Spear, Alpha Blondy и женой Боба Марли, вокалисткой Ритой Марли. В интервью Guitar World 2023 года Барретт описал свой подход к инструменту в выражениях, которые должны вызвать улыбку на лице любого басиста: “Я называю это Earth Sound”, – сказал он. “Музыка регги – это биение сердца людей. Поэтому бас должен быть тяжелым, а барабаны – ровными”. 3 февраля сын Барретта сообщил в социальных сетях, что его отец скончался в больнице от неустановленной болезни; ему было 77 лет.
Уэйн Крамер
Основанные в Детройте в 1964 году, MC5 (или “Motor City Five”) были в то время рок-группой, не похожей ни на одну другую. Только их детройтские собратья The Stooges во главе со знаменитым иконоборцем Игги Попом могли сравниться с дико агрессивным, ультрагромким, антиавторитарным прото-панком этой группы. В центре была гитарная атака Фреда “Соника” Смита и Уэйна Крамера, чье новаторское применение обратной связи и дисторшна в первые годы существования группы потеснило некоторых из ее более попсовых участников. В конце 60-х группа позиционировала себя как радикальная ветвь движения за мир; ее зажигательные, изобилующие ненормативной лексикой концерты (на которых Крамер выступал с ироничным звездно-полосатым Fender Stratocaster) стали легендой Детройта. Однако после трех альбомов, выпущенных на двух лейблах, группа сгинула, распустившись после новогоднего концерта в 1972 году.
Однако их влияние не ослабевало. MC5 оказали сильное влияние на развитие панка, а такие группы, как Ramones, Sex Pistols и Clash, последовали за ними. В течение многих лет Крамер периодически собирал группу заново, а в 2022 году он анонсировал первый за 50 лет новый альбом MC5, выпустив сингл с участием Тома Морелло из Rage Against the Machine. К сожалению, теперь этот проект может оказаться в подвешенном состоянии: 2 февраля Крамер скончался от осложнений рака поджелудочной железы. В Instagram Морелло написал о нем хвалебные слова: “Брат Уэйн Крамер был лучшим человеком, которого я когда-либо знал. Он обладал единственной в своем роде смесью глубокой мудрости [и] глубокого сострадания. MC5, по сути, изобрели панк-рок музыку”.
Мелани
Вокалистка Мелани Сафка, профессионально известная просто как Мелани, начала свою карьеру в конце 60-х годов в качестве начинающей певицы-песенницы, играя в небольших заведениях и выпустив два неудачных сингла для Columbia Records. Затем, в 1969 году, все начало меняться для певицы: Она нашла нового менеджера и выпустила свой дебютный альбом “Born to Be”, а в августе того же года вышла на сцену Вудстока. Вдохновленная этим опытом, она выпустила песню “Lay Down (Candles in the Rain)” в 1970 году, которая стала ее первым синглом, вошедшим в топ-10. За ней последовали еще более успешные синглы, и к лету 1971 года она была на вершине успеха благодаря ультра-актуальному, причудливому синглу “Brand New Key” – ее первому №1 в США.
В одном из интервью Мелани позже вспоминала о несколько спорном хите: “Это было время, когда люди читали в текстах песен разные вещи. Некоторые говорили, что это сексуальный намек. Я же просто прокручивала в памяти свои воспоминания о том, как училась кататься на велосипеде и на роликах”. Несмотря на то, что Мелани больше никогда не возглавляла чарты, она продолжала записываться и выступать до глубокой старости, сохраняя сложные отношения с песней, которая сделала ее популярной; в разговоре с изданием Where Music Meets the Soul она сетовала, что “Brand New Key” была “песней, которая обрекла меня быть милой до конца моих дней”. 23 января ее дети сообщили через Facebook, что Мелани скончалась от неустановленных причин за день до этого; ей было 76 лет.