Неизестные факты о Валгалле

Неизестные факты о Валгалле

Из многочисленных мифологий и легенд, встречающихся на протяжении всей истории мира, лишь немногие столь же металлические, как истории древних норвежцев, чьи боги были, по сути, просто викингами-плюс, большими, чем жизнь, воинами с волшебными молотами и лодками, сделанными из ногтей мертвых людей, и так далее. И из всех мест в норвежской космологии, возможно, самым славным и желанным является большой зал Валгаллы, место пиршества всеотца Одина, где он пил и сражался с духами величайших воинов, которые когда-либо жили и умерли.

Но Валгалла – это не просто рай для викингов, и это далеко не единственная загробная жизнь норвежцев. Так что если вы подыскиваете место вечного упокоения для своей души, вот несколько фактов о Вальгалле, которые помогут вам решить, подходит ли она вам. Конечно, престиж этого места трудно превзойти, но стоит ли оно такой цены?

Что означает “Валгалла”?

Название “Валгалла” вызывает в воображении славный образ загробной жизни для сильных мира сего, и его значение столь же славно в своей простоте. “Вальгалла” – это латинизация древненорвежского “Valhöll”, что, согласно Этимологическому словарю, означает “зал убитых в битве”, то есть то, чем является Вальгалла. Первый элемент этого слова, “valr”, обозначает убитых в битве и может также рассматриваться как первая часть слова “валькирия”, которая является избранницей убитых. Слово “valr” также имеет общего предка с латинским словом “vulnus”, означающим “рана”, источником английского слова “vulnerable”.

Хотя не нужно быть гением этимологии, чтобы понять, что часть названия “höll” или “halla” имеет прямое отношение к английскому слову “hall”, с которым оно имеет общее значение, у этих двух слов есть еще один родственник, который одновременно и уместен, и удивителен. Конечным источником этих слов является протоиндоевропейский корень “kel-“, который означает “покрывать” или “прятать” и который дает нам такие английские слова, как “скрывать”, “погреб”, “шлем” и “дыра”. Оно также ответственно за “апокалипсис”, что имеет смысл только в том случае, если вы помните, что это слово буквально означает “раскрытие” или, знаете ли, “откровение”. В любом случае, “hall” и “höll” связаны с другим словом, обозначающим закрытое, скрытое место, которое, как и Валгалла, также является обителью мертвых: Hell, или, как его называли норвежцы, Hel.

Кто попадает в Валгаллу?

Хотя верно, что все собаки попадают в рай, не все люди попадают в Валгаллу. По аналогии с греко-римской концепцией Островов блаженных, Валгалла была конечным пунктом назначения для тех, кто отличился доблестью и добродетелью. А для викингов не было добродетели выше, чем почетная смерть в бою. Тех, кто достаточно отличился доблестной смертью, чтобы оказаться в великом зале Одина, называли “эйнхерьяр”, что означает “одинокий боец” или даже “армия одного”. Согласно Encyclopedia Mythica, эти чемпионы становятся сыновьями Одина, который в своем качестве собирателя павших воинов известен как Отец убитых.

Жители Валгаллы выбирались валькириями и переносились в большой зал Одина. Попав туда, они проводили дни за едой и питьем. В частности, они пировали волшебным кабаном по имени Сэхримнир, который восстанавливался каждую ночь, чтобы на следующий день его можно было снова съесть. Несмотря на то, что число умерших праведников огромно и постоянно увеличивается, мясо никогда не кончается, как и медовуха. Однако это не все пиршества: Большую часть своего времени эйнхерии проводят в бою, тренируясь перед событиями Рагнарока.

Роль валькирий

Помимо того, что в их честь названа песня, подходящая для запуска флота вертолетов, и так зовут героиню Тессы Томпсон в фильмах о Торе, что же такое валькирия? Согласно Британской энциклопедии, валькирии – это группа дев на службе у Одина, чья основная роль заключается в осмотре павших на поле боя и решении, кто из них достоин места в Валгалле. Соответственно, слово “валькирия” означает “выбирающая убитых”. Эти девы-щитницы Одина были одновременно прекрасны и ужасны, так как представляли собой бесплотных молодых женщин, облаченных в полные боевые доспехи и скачущих по небу со сверкающими щитами и шлемами, чье присутствие предвещало приближение битвы, смерти и кровопролития. Они могли защищать жизни, армии и корабли тех воинов, которые находили их благосклонность, но также могли стать причиной немедленной смерти тех, кто им не нравился.

Хотя их роль благородных, но зловещих боевых дев не соответствует традиционным гендерным ролям, которые вы могли бы ожидать от древних обществ, не волнуйтесь: все же есть контекст, в котором они подчиняются мужчинам. После основной работы по отбору душ тех, кому суждено присоединиться к эйнхериям Одина, их второстепенная роль в Валгалле заключается в том, чтобы целый день приносить мертвым воинам волшебную медовуху и мясо бессмертных свиней.

Как выглядит Вальгалла?

Вы можете предположить, что пиршественный зал для бессмертных душ самых могучих воинов, которые когда-либо жили, должен быть довольно металлическим, и вы будете правы в этом предположении. В различных произведениях норвежской мифологии есть описания того, как выглядит Валгалла, и все вместе они помогают нам составить довольно хорошее представление о великом зале Одина. В книге “Норвежская мифология для умных людей” объясняется, что Валгалла описывается как “золотисто-светлая”, потому что ее крыша покрыта сияющими золотыми щитами, которые устилают верхнюю часть зала, как черепица. Внутри зала много пиршественных столов для эйнхериев, а большие стулья, окружающие эти столы, выкованы из нагрудных пластин. Стропила сделаны из древков копий, а все скамьи покрыты почтовыми плащами. Говорят, что скрип этих многочисленных скамей под тяжестью воинов и богов создает звук, подобный грому. Многочисленные ворота Валгаллы охраняют волки, а над ними парят орлы.

Перед входом в Валгаллу стоит великое дерево Гласир, листья которого окрашены в красновато-золотистый цвет. О дереве говорили, что оно “самое прекрасное из всех известных богам и людям”, а красота золота настолько ассоциировалась с ним, что в некоторых поэмах используются выражения “листья Гласира” или “иглы Гласира” как метафора драгоценного вещества.

Где находится Валгалла?

Как попасть в Валгаллу? Ну, очевидно, вы омочите свой меч кровью многих чужих земель, как Эрик Бладэкс из саги “Фагрскинна”. Но, например, что если вы хотите попасть туда, не умирая и будучи доставленным туда по воздуху валькирией? Возможно ли это? Согласно различным норвежским сагам, в которых различные герои просто идут туда, это возможно. В книге “Норвежская мифология для умных людей” говорится, что самые известные изображения Валгаллы говорят о том, что она находится в царстве норвежских богов неба – Асгарде. Логично, что зал Одина, где боги пируют, а благословенные герои репетируют перед Судным днем, должен находиться в сияющей небесной крепости эсиров.

Но это не всегда строго так. Твердое различие между Валгаллой как вечной наградой для доблестных и Хель как загробной жизнью для тех, кто умер бесславной смертью, скажем, от старости или в результате странного несчастного случая с погружным блендером, не было проведено самими викингами. Эта дихотомия, скорее всего, была введена Снорри Стурлусоном, средневековым ученым, который, вероятно, добавил немного христианства к старому норвежскому язычеству. Поэтому нередко можно встретить источник, утверждающий, что Валгалла находится в подземном мире. Благодаря скандинавской практике погребальных курганов, внутренности скал и холмов считались обиталищем духов умерших. Почему Валгалла должна быть исключением?

Козел и олень на вершине Валгаллы

Сражающиеся полчища призрачных викингов, пирующие толпы богов и шумные команды валькирий – не единственные обитатели Валгаллы. Помимо волков, висящих над воротами, и орлов, парящих на стропилах, есть и другие магические существа, которые обитают в великом зале павших и на самом деле привносят нечто большее, чем просто эстетика картины на боку фургона. Согласно Encyclopedia Mythica, крыша Валгаллы является домом для двух различных чудесных животных. Первое из них – великий олень Эйкюрнир, чье имя означает “дуб-торнир”. Весь день этот огромный рогатый зверь стоит на покрытой щитами крыше Валгаллы и ест с волшебного дерева Læraðr, которое не следует путать с Glasir, другим волшебным деревом, стоящим рядом с Валгаллой. Хотя некоторые авторы отождествляют Læraðr с Иггдрасилем, великим ясенем, на ветвях которого висят девять царств, это дерево, похоже, существует лишь как пища для волшебного оленя. Когда Эйкюрнир обгладывает эти волшебные ветви, с его рогов начинают капать капли воды, которые наполняют колодец Хвергельмир, из которого питаются все реки.

Другое животное крыши Валгаллы – коза Хейдрун. Она тоже пасется на ветвях Лерадра, и ее вымя дает не молоко, а ту самую медовуху, которую валькирии подают эйнхериям в неограниченном количестве. Говорят, что каждый день Хейдрун наполняет бочку медовухой, которой хватит, чтобы напоить каждого воина в Валгалле.

Валгалла – это большой, большой дом с множеством комнат.

Мифологическая поэма “Гримнисмаль” содержит одно из самых подробных описаний Валгаллы из уст самого Одина, переодетого человеком по имени Гримнир, одним из его многочисленных псевдонимов. В этом рассказе говорится, что Валгалла находится в пределах царства в Асгарде, известного как Гладсхеймр, и простирается над ландшафтом. В строфе 22 говорится, что Валгалла стоит за священными воротами Вальгринд, которые открываются за 540 дверями Валгаллы, каждая из которых достаточно велика, чтобы через нее могли одновременно пройти 800 эйнхериев. Помимо 540 дверей, в поэме говорится, что в Валгалле 540 залов, самый большой из которых – большой зал Тора, в котором 540 комнат.

Эта часть поэмы может быть чем-то вроде путаницы со стороны поэта, потому что большинство источников не считают зал Тора частью Валгаллы. Зал Тора, который Один называет величайшим домом, который он когда-либо видел, называется Бильскирнир, и обычно говорят, что он находится в царстве Асгарда под названием Þrúðvangr или Þrúðheimr, которое было выделено Тору, когда Один разделил свое царство. Где бы он ни находился, внутри Валгаллы или даже не в одном царстве с Валгаллой, Бильскирнир – это место, где Тор живет со своей женой Сиф и их детьми, и где, очевидно, остались сотни пустых комнат.

Вальгалла – это не только веселье и волшебное козье молоко

Хотя может показаться, что орды вечных воинов проводят свое время в Валгалле, поедая мясо волшебной свиньи и напиваясь медовым вином из козьего пуха, которое подают гигантские женщины-воины, на самом деле эйнхерии попадают в зал Одина по очень серьезной причине. Как объясняет “Норвежская мифология для умных людей”, пьянство и пиршество – это всего лишь их ночное времяпрепровождение. На самом деле эйнхерии проводят весь день, сражаясь друг с другом и совершая доблестные подвиги. Те воины, которые оказываются ранеными или убитыми во время этих посмертных стычек, каждую ночь чудесным образом восстанавливают здоровье, как и гигантская свинья, которую они едят каждый день.

Несмотря на то, что убивать весь день и пить всю ночь – это, возможно, представление викингов о рае, эйнхерии не просто развлекаются. На самом деле они тренируются для самой важной битвы в своей загробной жизни: Рагнарок. В этой апокалиптической битве между богами и великанами Один будет сражаться со страшным волком Фенриром после того, как огромный зверь вырвется на свободу из заточения, чтобы не дать ему буквально сожрать весь мир. Эйнхерии пройдут через 540 дверей Валгаллы, по 800 человек за раз, и через священные ворота Вальгринд, чтобы сражаться на стороне Одина. К сожалению, несмотря на их подготовку и доблестные усилия, Одину и его великовозрастным сыновьям битвы суждено проиграть и погибнуть вместе со всей вселенной.

Гильфи отправляется в Валгаллу

В ряде мифологических текстов Валгалла описывается как место, куда можно просто попасть, как, например, в магазин Target или Chuck E. Cheese. Это стало возможным благодаря тому, что многие норвежские саги и поэмы были эвемеризированы, то есть Асгард трактовался не как небесная обитель богов, а как земное царство, а Один и его эсиры считались не богами, а просто очень могущественными королями, которые могли обладать магическими способностями. Один из таких примечательных рассказов о Валгалле содержится в “Гилфагиннинге”, прозаическом рассказе Снорри Стурлусона XIII века.

В этой истории король по имени Гюльфи убежден, что боги – всего лишь волшебники, исполняющие свою волю с помощью иллюзий. Чтобы проверить это, он переодевается в старика по имени Ганглери и отправляется в Асгард. Эсиры с помощью своей магии предвидели его визит и подготовили множество иллюзий. Благодаря этой магии он видит чудесным образом огромный зал с золотыми щитами, внутри которого он видит человека, жонглирующего семью мечами одновременно. Там он находит три трона, на которых восседают три короля – Высокий, Справедливый и Третий, – с которыми он вступает в состязание загадок, в ходе которого раскрываются тайны Валгаллы.

Другой зал убитых

Очевидно, что не каждый умерший нордический человек попадал в Валгаллу, но и не каждый доблестный воин, погибший в бою, гарантированно попадал туда. Когда валькирии осматривали залитые кровью поля убитых, они забирали с собой в Валгаллу лишь около 50 процентов погибших. Другая половина попадала в Фольквангр, царство богини Фрейи. Как объясняет Ancient Origins, Фрейя была одной из самых выдающихся богинь в древней норвежской религии, но она была одной из Ванир, которые были своего рода земными, основанными на плодородии аналогами более бесплотных небесных богов Асгарда. Ее царством был Фольквангр, другой дом для павших воинов.

“Фольквангр” означает “поле народа” или “поле воинов”, что заставляет некоторых людей предполагать, что реальное различие между Валгаллой и Фольквангром заключается в том, что Валгалла – это обитель вождей или офицеров различных армий, в то время как Фольквангр – это место назначения простых воинов. Луг Фрейи также содержит большой зал, но может отличаться от Валгаллы тем, что в него попадают души женщин, умерших благородной смертью, как это подразумевается в истории о служанке Торгердр в “Саге об Эгиле”.

Загробная жизнь для гражданских лиц

Итак, если боевая элита отправляется в Валгаллу, чтобы подготовиться к смерти в волчьем обличье вместе с Одином, а простые воины и, возможно, женщины отправляются в Фольквангр вместе с Фрейей, то что происходит со всеми остальными? В норвежской мифологии существует несколько возможных вариантов загробной жизни, которые не всегда совпадают в разных источниках. Наиболее распространенной загробной жизнью для большинства людей, согласно книге “Норвежская мифология для умных людей”, является Хель, управляемая богиней, которую также зовут Хель. Несмотря на то, что название связано с английским словом “Hell”, это не царство наказания. Это обычная загробная жизнь, куда попадают большинство людей, а затем едят и пьют, дерутся, бьются костями и делают все то, что викинги делали при жизни, как сейчас призраки. Некоторые источники говорят, что Валгалла – это просто часть Хель, поэтому четких моральных ассоциаций с этим царством нет.

Хотя границы между различными царствами мертвых обычно были довольно размыты, есть один древний норвежский источник, который описывает загробную жизнь, предназначенную специально для наказания. Это место называется Настронд, где полы покрыты змеями, а с потолков капает яд. При этом источник, в котором говорится о Настронде, почти наверняка был создан под влиянием христианских представлений об аде. Почти столь же малоизвестна идея о том, что моряки и другие моряки, погибшие в море, были утащены великаншей Ран, чтобы населить ее водное царство.

Вальгалла в реальной жизни

Когда годы мифов и легенд провозглашают славнейший зал, который служит вечным домом для самых великих и прославленных людей, которые когда-либо жили, вполне естественно, что кто-то в конце концов попытается воссоздать его на Земле. Хорошая новость заключается в том, что если вы, подобно Гифли, хотите посетить Валгаллу, то для этого достаточно посетить долину Дуная в Германии. Недалеко от Регенсбурга в Баварии стоит памятник Вальхалле, популярное туристическое место.

Так же как Валгалла является местом упокоения павших воинов в германских мифах, Вальхалла была построена архитектором-неоклассицистом Лео фон Кленце по приказу короля Людвига I в 1830 году, чтобы служить мемориалом для выдающихся деятелей немецкой истории. Монумент был закончен в 1842 году и в стиле неоклассицизма, популярном в то время, подражает Парфенону в Греции, а не пытается отразить описания Валгаллы в норвежских сагах. Внутри находятся 130 бюстов и 65 мемориальных табличек, посвященных памяти исторических немцев и других немецкоговорящих людей, таких как Арнульф I, герцог Баварии, с которым вы, несомненно, уже знакомы. Отчасти зал славы, отчасти исторический музей, эта земная Валгалла кажется достойным – хотя и значительно менее шумным – преемником своего небесного собрата.