Внутри открытия затонувшего корабля “Выносливый

Внутри открытия затонувшего корабля “Выносливый

В 1914 году под руководством исследователя сэра Эрнеста Шеклтона из Англии отправилась экспедиция, намеревавшаяся пересечь пешком весь континент Антарктиды. Согласно Britannica, она была известна как Британская имперская трансантарктическая экспедиция, и хотя ей не удалось достичь своей первоначальной цели, экспедиция все же заняла свое место в истории как одна из величайших историй выживания в истории.

Британская имперская трансантарктическая экспедиция сорвалась из-за потери корабля “Выносливость”, который, по данным The New York Times, застрял во льдах и затонул. Корабль пролежал под 10 000 футов самых холодных вод на планете более века.

“Без всякого преувеличения, это самое прекрасное деревянное затонувшее судно, которое я когда-либо видел – безусловно”, – сказал BBC News морской археолог Менсун Баунд. “Он стоит вертикально, хорошо держится на морском дне, цел и находится в прекрасной сохранности”.

Шеклтон почти добрался до Южного полюса

Всего за несколько лет до Британской имперской трансантарктической экспедиции сэр Эрнест Шеклтон участвовал в другой антарктической экспедиции. Она называлась Британская антарктическая экспедиция и отплыла в 1907 году, а Шеклтон был капитаном экспедиционного судна под названием “Нимрод”. Согласно сайту Cool Antarctica, целью этой экспедиции было достижение Южного полюса, что не удавалось Шеклтону. В 1902 году он участвовал в другой экспедиции, которая подошла к Южному полюсу на расстояние 480 морских миль. Эта экспедиция закончилась для Шеклтона не очень хорошо, так как он заболел цингой и был вынужден вернуться домой раньше, чем ожидалось.

Первой остановкой “Нимрода” была Новая Зеландия, откуда корабль взял на буксир другое судно под названием “Кунья”. Это была мера, направленная на экономию угля, чтобы его было достаточно, когда “Нимрод” столкнется лицом к лицу с антарктическим ледяным покровом. 14 января 1908 года “Нимрод” покинул буксир и отправился в самостоятельное плавание.

К 22 февраля того же года десант экспедиции был высажен, и “Нимрод” вернулся в Новую Зеландию. Остальная часть экспедиции была пройдена на санях и пешком. Однако из-за низкого рациона и ухудшающихся условий экспедиция была вынуждена повернуть обратно всего в 97 милях от Южного полюса.

Новый вызов Шеклтона

Шеклтон вернулся из своей второй антарктической экспедиции в 1909 году. К 1911 году его цель – достижение Южного полюса – была достигнута, но не им самим. Норвежский исследователь Роальд Амундсен и английский исследователь капитан Роберт Фалькон Скотт возглавили конкурирующие экспедиции для достижения Южного полюса. Амундсен достиг полюса первым, став первым человеком, которому это удалось, а Скотт добрался до него на несколько месяцев позже, но умер на обратном пути.

Шеклтону нужен был новый вызов, но не только другие достигли Южного полюса, но и другая экспедиция достигла Северного полюса. В 1909 году, в том же году, когда неудачная экспедиция Шеклтона вернулась домой, американский исследователь Роберт Пири совершил этот подвиг.

После того как другие исследователи достигли этих рубежей, Шеклтон решил предпринять нечто гораздо более амбициозное: он собирался не просто достичь Южного полюса, а пересечь весь континент Антарктида.

Это не было оригинальной идеей Шеклтона. Идея трансконтинентальной экспедиции принадлежит Уильяму Спирсу Брюсу, шотландскому исследователю, который не смог собрать деньги на экспедицию.

Выносливый отправляется в плавание

Логистика экспедиции была довольно сложной. Шеклтону требовалось два корабля для экспедиции, чтобы по одному ожидали на каждой стороне континента. Ему также требовалась команда из более чем 50 человек и огромное количество припасов и оборудования. Его идея должна была стоить больших денег, и многие потенциальные финансисты не были уверены в том, что Шеклтон сможет осуществить ее. Тем не менее, ему удалось собрать деньги, во многом благодаря пожертвованию шотландского промышленника сэра Джеймса Кэрда, которое сегодня равняется 1 500 000 фунтов стерлингов.

Очевидно, что Шеклтону нужен был корабль, и он использовал часть собранных средств, чтобы купить “Выносливость” – деревянное судно длиной 144 фута с тремя парусами. Корабль-сестра, “Аврора”, будет отвечать за доставку припасов после того, как Шеклтон и его команда из шести человек отправятся пешком.

Шеклтон получает предупреждение

По словам Шеклтона, экспедиция добралась до Южной Георгии – острова в южной части Атлантического океана – в ноябре 1914 года, всего через несколько месяцев после начала экспедиции. План экспедиции Шеклтона заключался в том, чтобы провести “Эндьюранс” через море Уэдделла к побережью Антарктиды, но во время пребывания на Южной Георгии он получил предупреждение, которое поставило этот план под угрозу.

Море Уэдделла печально известно своими толстыми морскими льдами, согласно Britannica, но Шеклтону сказали, что в тот год оно было особенно ледяным. Не обращая внимания на предупреждение, Шеклтон решил продолжить выполнение своего первоначального плана.

Корабль “Эндьюранс” и его экипаж пересекли Антарктический круг и вошли в ледяные воды Южного океана. Оттуда Шеклтон направил свой корабль в море Уэдделла. Согласно истории, на корабле находилось 27 человек, включая безбилетника, который впоследствии стал стюардом корабля, а также 69 собак и кошка. Шеклтону следовало прислушаться к предупреждению, потому что это решение оказалось дорогостоящим.

Корабль “Выносливый” оказывается в ледяной ловушке

Согласно истории, “Эндьюранс” и ее экипаж столкнулись со льдами уже через два дня после выхода из Южной Георгии, что, вероятно, должно было послужить некоторым признаком того, что их ждет впереди. В течение следующих нескольких месяцев Шеклтон вел “Эндьюранс” через узкие щели в нарастающем ледяном покрове. Однако 18 января 1915 года эти бреши исчезли. Сильные ветры зажали “Эндьюранс” во льдах. Один из членов экипажа “Эндьюранса” описал положение судна как “замороженное, как миндаль в середине шоколадной плитки”.

Хуже того, лед толкал корабль все дальше от намеченного места посадки, до которого оставался всего один день плавания, когда корабль застрял. Александр Маклин был одним из корабельных хирургов, и он позже написал, что поведение Шеклтона, столкнувшегося с таким разочаровывающим препятствием, было таким: “Он не бушевал и не выказывал внешне ни малейшего признака разочарования; он просто и спокойно сказал нам, что мы должны зимовать в Стае; объяснил нам ее опасности и возможности; никогда не терял оптимизма и готовился к зиме”.

Хотя Шеклтон, возможно, пытался продемонстрировать некоторую степень оптимизма перед своей командой, он, как сообщается, сказал капитану судна Фрэнку Уорсли: “Корабль не может жить в этом, шкипер. Это может быть несколько месяцев, а может быть вопрос недель или даже дней. Но что лед получит, то лед и сохранит”.

‘Она уходит, парни’

Endurance просидел во льдах несколько месяцев, и ситуация не только не улучшилась, но и стала намного, намного хуже. Согласно истории, 27 октября 1915 года у “Выносливого” закончилась выносливость. Давление окружающего льда было слишком сильным, и оно начало раздавливать корабль. Вода начала заливать “Эндьюранс”. Экипаж бросился спасать все, что мог, и разбил лагерь на льду рядом с кораблем.

Всего через 25 дней после того, как экипажу пришлось покинуть корабль, “Выносливый” увидели в последний раз, по крайней мере, более чем через 100 лет. Корабль набрал столько воды, что окончательно затонул, исчезнув под поверхностью холодного моря Уэдделла и толстого морского льда.

Экипажу пришлось принять несколько трудных решений во имя выживания. Любые вещи, которые не могли непосредственно помочь в борьбе за выживание, должны были быть забыты. К сожалению, это коснулось и некоторых животных.

Команда экспедиции переходит в режим выживания

Если бы все шло по плану, то, по первоначальным расчетам Шеклтона, путешествие пешком через Антарктиду протяженностью 1800 миль должно было занять около 120 дней. После того как экипаж сел на мель и предпринял первую попытку спастись, стало ясно, что расчеты Шеклтона оказались ошибочными.

Экипаж попытался пробиться по льду на сушу, но когда за семь дней им удалось пройти только 7 миль, они повернули назад и переосмыслили свои возможности. “Не было другого выхода, – писал позднее Шеклтон, – кроме как снова разбить лагерь на льдине и терпеть до тех пор, пока условия не станут более благоприятными для возобновления попытки спастись”.

Согласно истории, это ожидание принесло свои плоды, но экипажу нужно было действовать быстро, потому что во льду начали появляться трещины. “Льдина была нам хорошим другом, – сказал Шеклтон, – но она подходит к концу своего пути и в любой момент может расколоться”.

Они могли видеть острова Кларенс и Элефант, и когда там было достаточно места, они спустили на воду спасательные шлюпки и направились к суше.

Экипаж выбрался на сушу, и Шеклтон отправился за помощью.

Экипаж “Выносливого” достиг острова Элефант в апреле 1916 года, более чем через два года после того, как впервые застрял в антарктических льдах. К этому моменту большинство членов экипажа находились в тяжелом состоянии, и перспективы на спасение были не очень хорошими. На острове Элефант не было ресурсов, которые они могли бы найти полезными, и он был достаточно удален, чтобы проходящие мимо суда вряд ли их заметили. Если они хотели быть спасенными, им нужно было брать дело в свои руки.

Шеклтон отобрал команду из шести человек, которые вместе с ним сели в спасательную шлюпку и отправились обратно на Южную Георгию, до которой, согласно истории, было 800 миль. Там они могли найти помощь. Остальных членов экипажа – всего 22 человека – он оставил пережидать на острове Элефант.

После 16 дней в море спасательная шлюпка достигла Южной Георгии, но тут возникла проблема. Они планировали получить помощь от китобойной станции на острове, но высадились не в той части острова. Шеклтон и два члена экипажа отправились в 36-часовое путешествие к китобойной станции.

Спасение на острове Элефант

После того как на китобойной станции была найдена помощь, первой остановкой было забрать трех оставшихся членов экипажа спасательной шлюпки на дальней стороне Южной Георгии, но как только они оказались на борту, их целью стало спасение своих товарищей на острове Элефант. К этому моменту Шеклтон и его команда уже не были незнакомы с трудностями, и они столкнулись с новыми.

Согласно истории, у первого спасательного судна почти закончилось топливо, и оно было вынуждено прервать попытку спасения и вместо этого направиться к Фолклендским островам у побережья Аргентины. Следующее судно было предоставлено правительством Уругвая, но ему пришлось развернуться, когда лед стал слишком толстым в 100 милях от острова Элефант.

Наконец, Шеклтон оказался на борту третьего судна, чилийского судна под названием “Ельчо”, которое наконец-то добралось до острова Элефант 30 августа 1916 года. Чудесным образом все оставшиеся члены экипажа Endurance были еще живы. Они поднялись на борт Yelcho и начали последний этап своего путешествия домой.

Корабль “Эндьюранс” наконец-то восстановлен

Спустя 106 лет после фиаско Британской имперской трансантарктической экспедиции новая экспедиция, которая, по данным The New York Times, называлась Endurance22, надеется найти пропавший корабль.

9 марта 2022 года было объявлено, что спустя столетие “Эндьюранс” был найден. Мы вошли в полярную историю, обнаружив “Эндьюранс”, и завершили самый сложный в мире поиск затонувшего корабля”, – сказал руководитель экспедиции Джон Ширз.

Экспедиция, работавшая с ледокола S.A. Agulhas II, смогла установить местонахождение корабля по фотографиям, сделанным до его затопления. Помогло и то, что на корпусе судна все еще было отчетливо видно слово “Endurance”.

Экспедиция использовала подводные аппараты, работающие от аккумуляторов, для поиска “Выносливого” в глубоких, темных, холодных водах Антарктики. Обнаружив корабль, подводные аппараты не трогали его обломки. Это было сделано в соответствии с Договором об Антарктике, который направлен на защиту Антарктического региона и называет затонувшее судно “Выносливый” историческим памятником.