Как можно было избежать взрыва космического челнока “Челленджер

Через 73 секунды после взлета космический челнок "Челленджер" был охвачен пламенем. На борту находились семь астронавтов; никто из них не выжил.

Как можно было избежать взрыва космического челнока “Челленджер

Взлет космического челнока

28 января 1986 года космический челнок “Челленджер” стартовал с мыса Канаверал, штат Флорида. Через 73 секунды космический корабль был охвачен пламенем. На борту находились семь астронавтов; никто из них не выжил. То, что должно было стать поворотным моментом в истории НАСА, обернулось национальной трагедией, поскольку кадры катастрофы снова и снова воспроизводились в прямом эфире.

Примечательно, что одним из астронавтов была Криста МакОлифф, учительница обществознания средней школы из Нью-Гэмпшира, которая стала первым гражданским лицом, совершившим полет в космос. МакОлифф победила в конкурсе “Учитель в космосе”, который запустил президент Рональд Рейган. Идея заключалась в том, что если МакОлифф, обычный американец, смог полететь в космос, то и любой другой сможет. К сожалению, МакОлифф и остальные шесть пассажиров так и не полетели в космос. Вместо этого к их гибели, которую можно было предотвратить, привела человеческая ошибка.

Технически говоря, причиной катастрофы стала холодная погода. Была создана президентская комиссия, чтобы определить, что пошло не так, и выяснилось, что произошла утечка. Источником утечки было так называемое уплотнительное кольцо. Чувствительное к экстремальным температурам, уплотнительное кольцо теряло свою эластичность при воздействии температуры ниже 53 градусов. В январское утро, когда был произведен запуск, температура составляла 36 градусов.

Непонимание и неверные решения привели к катастрофе

Экипаж

Президентская комиссия установила, что НАСА и компания Morton Thiokol, занимавшаяся производством ракетных ускорителей, высказывали опасения по поводу уплотнительных колец, но каким-то образом этот вопрос не попал в документы о готовности к полету, сообщает History.

Боб Эбелинг был одним из инженеров компании Morton Thiokol, которые пытались остановить запуск “Челленджера”. Он и другие инженеры опасались, что холодная ночная температура перед запуском приведет к неисправности уплотнительных колец. Несмотря на представленные данные, руководители НАСА и компании Thiokol отказались отложить запуск. Утром в день запуска Эбелинг сказал своей дочери, что “Челленджер” взорвется и все погибнут.

После того как было установлено, что причиной катастрофы стал “серьезный недостаток в процессе принятия решений, предшествовавших запуску”, вопрос остался открытым: Почему НАСА настаивало на запуске? Похоже, что ответы связаны как с публичностью, так и с политикой.

Челленджер” должен был стартовать вовремя

Катастрофа

Конечной целью “Челленджера” было его использование в космических полетах, которые в конечном итоге стали бы доступными для всех. И тут появилась МакОлифф, школьная учительница, ставшая астронавтом, которая мгновенно стала знаменитостью и внесла в запуск много волнения и общественного резонанса.

Она должна была провести урок в прямом эфире из космоса. Если бы запуск состоялся позже, чем планировалось, трансляция пришлась бы на выходные, когда большинство детей не ходят в школу. Президент Рейган также должен был выступить с обращением “О положении дел в стране” в день запуска, что, конечно, стало бы еще одним большим рекламным выигрышем как для НАСА, так и для президента.

В конечном итоге, именно совокупность всех этих факторов привела к тому, что запуск произошел в тот роковой холодный вторник январским утром. Если бы это был любой другой день на той неделе, вполне возможно, что катастрофы бы не произошло.

После катастрофы “Челленджера” прошло более двух лет, прежде чем НАСА запустило еще один шаттл. Более того, Эбелинг, инженер, который пытался остановить запуск “Челленджера”, жил с чувством вины за то, что не смог сделать больше, до самой своей смерти в 2016 году.

Оцените статью
АльтГранж
Добавить комментарий

2 × два =