Американцы японского происхождения, сопротивлявшиеся интернированию во время Второй мировой войны
Первая и Вторая мировые войны имели неизмеримые последствия, когда речь шла о том, как военные вели войну, какие географические районы могли пострадать от конфликта, как обращались с солдатами и гражданскими лицами на поле боя и в лагерях для интернированных. Конечно, когда большинство людей слышат термин “лагерь для интернированных”, их мысли сразу же устремляются ко Второй мировой войне и немецким лагерям, где политическим заключенным, евреям, цыганам и инвалидам грозило тюремное заключение и выборочное уничтожение. Но массовое лишение свободы населения имеет гораздо более давнюю историю, согласно Международной энциклопедии Первой мировой войны.
С 1914 по 1919 год более 30 000 вражеских иностранцев подверглись тюремному заключению и депортации с Британских островов, единственным преступлением которых была страна их происхождения. В Европе было заключено в тюрьму 400 000 вражеских иностранцев, причем в это дело были вовлечены все, включая нейтральные страны, такие как Нидерланды. Сплочение этнических групп в концентрированные массы в военное время имеет глубокие исторические корни, примером чему может служить система “реконцентрадо”, применявшаяся на Кубе испанцами в 1890-х годах, и система резерваций, созданная Соединенными Штатами в 1851 году на основании Закона об ассигнованиях для индейцев.
Условия содержания в этих местах были самыми разными: от относительно гуманного обращения с британцами немецкого происхождения на фермах Нокалоу до голодных условий в резервации Блэкфут в Монтане зимой 1884 года, согласно журналу Smithsonian. К сожалению, американцы японского происхождения подверглись интернированию во время Второй мировой войны, но немногие смельчаки сопротивлялись этим лагерям, которые были лишь одним из беспорядков, происходивших во время войны. Продолжайте читать, чтобы узнать больше о тех, кто боролся против принудительного переселения и лишения свободы, навязанных Исполнительным приказом 9066.
Гордон Хирабаяси
Вторая мировая война отмечена многими важными датами, включая одну, которая, как заявил президент Франклин Делано Рузвельт, будет “вечно жить в позоре” – 7 декабря 1941 года, согласно данным Национального архива. Ранним утром Японская империя внезапно атаковала Соединенные Штаты воздушными и морскими силами. Погибло более двух тысяч американских военнослужащих, включая 68 гражданских лиц, согласно данным Национального музея Второй мировой войны. Девятнадцать американских военных кораблей, включая восемь линкоров, были повреждены или уничтожены.
19 февраля 1942 года Рузвельт издал указ № 9066, как сообщает Национальный архив. Этот приказ разрешал высылку вражеских иностранцев и лиц, представляющих угрозу национальной безопасности, в концентрационные лагеря. В течение следующих шести месяцев более 100 000 американцев японского происхождения подверглись эвакуации в изолированные лагеря. Среди них был и Гордон Хирабаяси, выпускник Вашингтонского университета, работавший в Лесной службе США.
Услышав о расовых ограничениях, наложенных на американцев японского происхождения, Хирабаяси понял, что должен выступить против этих антиконституционных мер. Он отказался соблюдать комендантский час, установленный для американцев японского происхождения, и не явился на переселение. Вместо этого он сдался ФБР, надеясь начать пробное судебное дело против правительства. Вскоре его интересы представил Американский союз защиты гражданских свобод. Дело Хирабаяси дошло до Верховного суда, где 21 июня 1943 года судьи вынесли решение против него. Однако Хирабаяси был не последним, кто оспаривал лишение свободы.
Минору Ясуи
Минору Ясуи родился в Худ-Ривер, штат Орегон, в семье японских иммигрантов и окончил юридический факультет Орегонского университета. Он получил степень адвоката в штате Орегон и служил вторым лейтенантом в резерве пехоты армии США. Переехав в Чикаго, он работал в японском консульстве до Перл-Харбора. После нападения Ясуи немедленно подал в отставку и вернулся в Орегон, чтобы подготовиться к действительной службе, согласно энциклопедии “Дэнсё”.
Но вместо военной службы ему грозило ограничение комендантского часа и перемещение в концентрационный лагерь. Он выступил против этих мер, поставив на карту свою личную свободу и профессиональную карьеру. Правительство оправдывало эти действия расистской логикой: “Японские расовые характеристики естественным образом способствовали тому, что американцы японского происхождения были лояльны Японии и предавали Соединенные Штаты, независимо от их гражданства”. Тем не менее, Ясуи признал эту неконституционную дискриминацию такой, какая она есть, и знал, что за этим должен последовать юридический вызов. Он намеренно нарушил комендантский час, прогуливаясь по улицам Портленда 28 марта 1942 года. Ясуи дорого заплатил за свои действия.
Он был приговорен к одному году тюремного заключения и штрафу в размере 5 000 долларов. Подав апелляцию, Ясуи грозило девять месяцев одиночного заключения. В 1943 году его дело дошло до Верховного суда, где судьи постановили, что он не может лишиться американского гражданства, но они утверждали, что права, связанные с американским гражданством, могут быть приостановлены в военное время.
Фред Коремацу
В 1942 году во время прогулки по улицам Сан-Леандро, штат Калифорния, со своей подругой, американкой итальянского происхождения Идой Бойтано, полиция арестовала Фреда Коремацу по подозрению в том, что он японец. Сначала 23-летний сварщик, уроженец Окленда, утверждал, что он Клайд Сара, американец гавайского и испанского происхождения, но под пристальным вниманием правоохранительных органов эта версия распуталась. В конце концов, он признался, что является американцем японского происхождения, и объяснил, что остался в Окленде, чтобы заработать денег, чтобы они с подругой могли переехать на Средний Запад.
После того как полиция расспросила его о шрамах на лице, он признался, что перенес пластическую операцию по исправлению сломанного носа, и его хирург и Бойтано подтвердили это, подчеркнув незначительный характер. СМИ раздули эту историю, создав истерию по поводу того, что американцы японского происхождения подвергаются хирургическим операциям, чтобы слиться с толпой. Между туманом войны и опасениями шпионажа, повышенная иррациональность привела к уродливому расизму на первых полосах, когда калифорнийские газеты пытались оправдать суровое обращение с соотечественниками-американцами.
Несмотря на то, что Коремацу никогда не был в Японии, плохо говорил на языке и даже зарегистрировался для участия в призыве, ему грозило тюремное заключение с последующим содержанием в лагере для интернированных. К сожалению, правительственные чиновники оказали давление на Бойтано, чтобы она порвала с ним отношения, и он больше никогда ее не видел. Бойтано опасался подобной участи, поскольку в начале Второй мировой войны Италия выступила на стороне Германии. В 1944 году Верховный суд подтвердил его заключение в тюрьму как военную необходимость, создав один из худших прецедентов в американской истории.
Мицуе Эндо
Мицуе Эндо родилась в Сакраменто, штат Калифорния, и была дочерью американских иммигрантов японского происхождения. Хотя во время войны женщинам приходилось нелегко, еще хуже было женщинам, подвергшимся интернированию. Как сообщает энциклопедия Densho, она начала одно из самых успешных юридических противостояний против интернирования американцев японского происхождения. Ее дело оказалось историческим, что в конечном итоге привело к закрытию концентрационных лагерей и возвращению американцев японского происхождения на Западное побережье в 1945 году, сообщает The Washington Post.
Борьба Эндо началась после того, как после Перл-Харбора она, а также от 300 до 500 японских американцев были уволены Калифорнийским департаментом занятости. Из сотен людей, потерявших работу, Эндо была одной из 63, которые публично осудили несправедливость. Эти 63 человека обратились за помощью в Лигу граждан США японского происхождения и к адвокату Джеймсу К. Перселлу.
Юридические средства защиты требуют времени, и Эндо оказалась в концентрационном лагере в Туле-Лейк. Затем Перселл связался с ней для участия в пробном деле. Он выбрал ее по трем причинам. Во-первых, она никогда не была в Японии. Во-вторых, ее брат служил в армии, и, в-третьих, она была методисткой. Хотя они никогда не встречались лично, Перселл уговорил ее, хотя и неохотно, принять участие в судебном процессе. Спустя годы, в интервью Джону Татейши, она объяснила: “Я согласилась сделать это в тот момент, потому что они сказали, что это для всеобщего блага, и я сказала, что если это так, то я пойду и сделаю это”.
Мэри Асаба Вентура
Случай Мэри Асаба Вентура подчеркнул непоследовательность американской политики в отношении американцев японского происхождения, о чем сообщает Грег Робинсон в книге “Невоспетые великие: Истории необычных американцев японского происхождения”. Вентура была американкой японского происхождения, родившейся в США и вышедшей замуж за Мамерто Вентура, активиста и гражданина Филиппин. Тем не менее, она не могла выходить на улицу после комендантского часа, даже в сопровождении мужа. И в отличие от своего мужа, она сталкивалась с другими ограничениями и тюремным заключением только из-за своей этнической принадлежности.
Осознав полное лицемерие ситуации, она подала петицию habeas corpus в Сиэтле, штат Вашингтон, чтобы оспорить ограничения и комендантский час, наложенные на нее и других американцев японского происхождения. Но Ллойд Д. Блэк, судья из Вашингтона, отклонил ее ходатайство, заявив, что ограничения не являются лишением свободы. На этом Блэк не остановился. Он также пришел к выводу, что законы, затрагивающие общину японских американцев, являются конституционными. Чтобы добавить оскорбление к травме, он предположил, что если Вентура хочет показать свою лояльность нации, она должна их соблюдать.
Опасаясь бессрочной высылки из семьи, Вентура обратилась в Западное командование обороны с петицией о праве остаться с мужем. Эта вторая попытка сопротивления тоже провалилась. К сожалению, Вентура была переведена в Минидоку, где ей грозило интернирование без семьи.
Тереза Такайоши
Как и история Мэри Асаба Вентура, опыт Терезы Такайоши во время Второй мировой войны иллюстрировал путаницу, окружавшую Исполнительный приказ 9066. Эта политика представляла собой одновременно запутанную и неясную попытку борьбы с угрозой вражеских иностранцев, согласно книге Грега Робинсона “Невоспетые великие: Истории необыкновенных американцев японского происхождения”.
Такаёси была дочерью смешанной пары ирландцев и японцев, что делало ее судьбу неопределенной. После подачи петиции в Западное командование обороны она получила внимание из нужного места. Жена президента, Элеонора Рузвельт, узнала о тяжелом положении Такайоши и написала письмо в поддержку ее прошения. Армия предоставила ей освобождение, поэтому ей не пришлось переезжать в лагерь для заключенных, но эта победа оказалась горько-сладкой.
Такайоши была замужем за американцем японского происхождения, от которого у нее было двое маленьких детей. Несмотря на удовлетворенную просьбу, военные постановили, что ее муж и дети должны переехать в лагерь. Никаких исключений сделано не было, поскольку армия опасалась, что освобождение Такаёси может создать плохой прецедент для других американцев японского происхождения. Вместо того чтобы жить без семьи, она добровольно отказалась от свободы и последовала за ними в лагерь для переселенцев Минидока на Северо-Западе.
Эрнест Кинзо и Токи Вакаяма
Другой японо-американской парой, которая не подчинилась решению об интернировании, были Эрнест Кинзо и Токи Вакаяма, согласно энциклопедии Дэнсё. Вакаямы жили в Калифорнии, и они понимали, что кто-то должен выступить против дискриминации американцев японского происхождения. Поэтому они обратились в Американский союз гражданских свобод, чтобы начать юридическую борьбу против различных ограничений, правил и тюремного заключения, с которыми сталкивалась их община.
Многие считали, что Эрнест Кинзо Вакаяма, будучи офицером Американского легиона и ветераном Первой мировой войны, имеет особенно хорошие шансы на победу в их петиции. В конце концов, он родился на Гавайях, а также служил участковым офицером Республиканской партии. Он был почтовым работником и секретарем-казначеем профсоюза рыбаков острова Терминал. Но, как и в случае с другими упомянутыми выше сопротивленцами, американская правовая система двигалась мучительно медленно.
Пока колесо правосудия буксовало, Вакаямы боролись с тюремным заключением в сборочном центре Санта-Анита. По мере того как шли месяцы заключения, супруги все больше озлоблялись и разочаровывались в обращении с ними просто из-за их этнической принадлежности. В феврале 1943 года произошло чудо. Ходатайство Токи Вакаямы о хабеас корпус было удовлетворено, и они получили дату суда для полного слушания дела. Однако Вакаямы уже отказались от своего дела, желая скорее вернуться в Японскую империю, чем иметь дело с дальнейшими нарушениями их конституционных прав.
Линкольн Сэйити Канаи
Линкольн Сэйити Канаи родился в Колоа, Гавайи, и работал социальным работником в Христианской ассоциации молодых людей, согласно Эниклопедии Дэнсё. Его связь с местным сообществом сделала его естественным защитником интересов американцев японского происхождения в месяцы после нападения на Перл-Харбор. Будучи критиком исполнительного приказа 9066, Канаи решительно выступал против преследования и переселения американцев японского происхождения.
Твердые убеждения побуждали его действовать, хотя это ставило под угрозу его личную свободу. Он отказался покинуть Сан-Франциско после того, как было объявлено об эвакуации американцев японского происхождения в связи с принятием Публичного закона № 503. Его дело так и не стало таким известным, как дела других американцев японского происхождения, которые прибегли к судебным мерам. Тем не менее, это дело стало одним из 12 судебных протестов против приказа об эвакуации. Гражданское неповиновение Канаи создало важный прецедент в японо-американской общине. “В то время, когда давление со стороны общины и семьи вынуждало многих нисэй соблюдать позу молчаливого подчинения, Линкольн Канаи смело противостоял потенциальному остракизму и запугиванию, чтобы заявить о своих конституционных правах”.
В суде он боролся против Публичного закона № 503, к нему присоединилась горстка других людей, которые также оспаривали приказ об эвакуации. Они не только шли против общего мнения, но и надеялись использовать правовую систему для получения возмещения. Вместо этого чиновники вознаградили усилия Канаи шестимесячным тюремным заключением.
Цутому Бен Вакайе
Не всякое сопротивление начиналось до заключения в тюрьму, о чем свидетельствует Цутому “Бен” Вакайе, согласно энциклопедии Дэнсё. Родом из Гонолулу, Гавайи, он и его семья переехали в Сан-Франциско, когда он был еще школьником. Окончив в 1931 году среднюю школу Галилео, он стал подмастерьем в столярной мастерской своего отца, одновременно работая в торговой компании по продаже японских товаров. В конце концов, он оставил кустарные ремесла и розничную торговлю ради должности страхового агента.
Но все изменилось для него во время Второй мировой войны. После сотрудничества с правительством +++ Вакайе оказался в концентрационном лагере Heart Mountain. Там он познакомился с Фрэнком Эми и другими влиятельными лидерами Комитета честной игры, лагерного движения сопротивления призыву. Вскоре он занял видное место в организации, став казначеем организации благодаря своему страховому опыту.
Когда Вакайе вызвали на призывной пункт, он не явился на медосмотр. Он также помогал другим мужчинам, столкнувшимся с подобной участью, сопротивляться. За эти действия его посадили в тюрьму за пособничество и подстрекательство к уклонению от призыва. В общей сложности он получил три года за уклонение от призыва и два года за помощь другим. В 1947 году он вышел из Ливенуорта, отбыв свой срок. Но жизнь свободного человека оказалась нелегкой. Ему было трудно найти работу, и в итоге он стал дворником, а в 1952 году умер от почечной недостаточности.
Киёси Окамото
Киёси Окамото был уроженцем Гавайев, который закончил два года обучения в Гавайском университете, где изучал инженерное дело и химию, сообщает Reference. После окончания университета он работал на сахарном заводе в качестве управляющего, а затем переехал в Сан-Педро, Калифорния, в качестве инженера по почвам. Он работал над внедрением папайи в “Золотом штате”. В 1929 году, после потрясения фондового рынка, которое привело к Великой депрессии, Окамото стал учителем средней школы в Лос-Анджелесе, где проработал до 1942 года. Многие описывают его как одиночку, он никогда не женился и не имел детей.
После прибытия в концентрационный лагерь “Сердце горы” в 1942 году в возрасте 55 лет Окамото сразу же приступил к работе. Он был одним из первых американцев японского происхождения, потребовавших возмещения ущерба за утрату конституционных прав после Перл-Харбора. Он отправлял бесчисленные письма протеста, в которых рассказывал о лишении основных гражданских свобод, ставших новой реальностью для американцев японского происхождения.
Его усилия оказались не напрасными, поскольку он привлек внимание всей страны к бедственному положению своей общины в Америке военного времени. Но на этом его правозащитная деятельность не закончилась. Он также активно боролся за соблюдение процессуальных норм, выступая против коррупции в концентрационных лагерях. Начиная с 1943 года, он организовал сопротивление Закону об избирательной подготовке и службе, который предусматривал призыв мужчин, содержавшихся в концентрационных лагерях. В итоге Окамото отбывал срок в Ливенворте, а в 1946 году его приговор был отменен по апелляции.
Миссис Тьен Ги
Не все американцы японского происхождения оказались в концентрационных лагерях, но для того, чтобы сохранить их свободу, нужна была целая деревня. Возьмем, к примеру, случай миссис Тьен Ги, которая была замужем за американцем китайского происхождения и жила в китайском квартале Лос-Анджелеса, согласно книге Джона Дж. Буковчика “Идентичность иммигрантов и политика гражданства”. После того как президент Франклин Делано Рузвельт подписал указ, который положил начало заключению в тюрьму так называемых вражеских иностранцев, Тьен Ги исчезла в китайской общине своего мужа.
Однако это не помешало Федеральному бюро расследований выследить ее до парикмахерской в Чайнатауне, где она работала. После прибытия федеральных агентов они расспросили парикмахеров и клиентов, работавших в салоне, о местонахождении госпожи Тьен Ги. Но все притворились, что ничего не знают, включая миссис Тьен Ги. Люди в черном так и не поняли, что она стояла прямо здесь и стригла волосы, пока отвечала на их вопросы.
Благодаря своему браку с членом китайской общины, Тьен Ги пользовалась этой сетью защиты. Как отмечает Буковчик, “готовность жителей Чайнатауна окружить Тьен Ги подчеркивает успех войны в пересмотре отношения общества к этнической и расовой принадлежности, особенно среди азиатских групп”.
Джозеф Йошисуке Курихара
Проведя первые два десятилетия своей жизни на Гавайях, Джозеф Йошисуке Курихара переехал в Сан-Франциско. Там он завербовался в армию США и служил за границей во Франции во время Первой мировой войны. После окончания Великой войны он переехал в Лос-Анджелес, где жил и работал до принятия Указа № 9066, который перевернул его жизнь. Вскоре Курихара оказался в концентрационном лагере в Манзанаре.
Хотя Курихара и так тяжело переносил тюремное заключение, он будет испытывать глубокое отвращение к действиям своих соотечественников – американцев японского происхождения. Познакомившись с Майком Масаокой, он узнал, что секретарь Лиги граждан США японского происхождения фактически сотрудничал с правительством в заключении членов их общины. Придя к выводу, что это “кучка бесхребетных американцев”, Курихара решил найти этих так называемых общественных лидеров и выступить против них. Это привело к насилию в Манзанаре и его перемещению в изолированный лагерь в Моабе.
Репутация Джозефа Йошисуке Курихары в истории остается неоднозначной. Изображаемый одновременно как герой и злодей, он требовал возмещения ущерба от американского правительства за несправедливое обращение, начиная с 1943 года. Озлобленный пережитым, после войны он переехал в Японию, по иронии судьбы работая переводчиком и устным переводчиком для американских военных.