Части Библии, которые не имеют смысла

Иногда кажется, что Библия полностью противоречит археологическим данным — или даже самой себе. Вот некоторые части Библии, которые не имеют смысла.

Части Библии, которые не имеют смысла

Православная икона Иисуса Христа

Библия является основой христианства и содержит тексты, которые священны не только для христиан, но и для последователей иудаизма и ислама, согласно Britannica. Это монументальный текст, охватывающий самое начало абсолютно всего, историю зарождения и развития человечества, то, как мы должны вести свою жизнь, и повествующий о том, что нас еще ждет. Для бесчисленного множества людей, как в прошлом, так и в настоящем, его слова были направлены нерушимой рукой Бога, и для многих их можно и нужно воспринимать буквально.

Разделенная на две половины, Ветхий и Новый Завет, Библия, по мнению ученых, была впервые написана, частично, примерно в 10 веке до н.э., а самые последние главы были написаны в первые два-три века н.э. За последующие два тысячелетия она была переведена и широко изучена.

Тем не менее, для некоторых Библия содержит отрывки, которые вызывают недоумение. А для тех, кто пытается согласовать ее с другими историческими или доказательными источниками, она иногда может показаться полностью противоречащей археологическим данным или даже самой себе. Вот некоторые части Библии, которые не имеют смысла.

Самое раннее повествование о воскресении Иисуса заканчивается обрывочно

Каменная гробница

Новый Завет начинается с Евангелия от Матфея, и все последующие Евангелия содержат по крайней мере некоторые истории об Иисусе, поэтому разумно предположить, что Матфей является самым ранним Евангелием. Но не по мнению ученых, как описывает Джеймс Табор, которые в подавляющем большинстве случаев приписывают первенство Марку – и именно этот ученик Иисуса оставляет нас в подвешенном состоянии.

Центральное место в пасхальной истории занимает воскресение Иисуса. В Евангелиях от Матфея, Луки и Иоанна после того, как к гробнице Иисуса приходят женщины, чтобы ухаживать за его телом, нам рассказывают, что вместо них приходят сияющие ангелы или люди в “ослепительных одеждах” и, охваченные радостью и страхом, сразу же бегут рассказать ученикам об Иисусе. Сам Иисус тоже не теряет времени и появляется, чтобы успокоить женщин и сообщить им о своем предстоящем путешествии в Галилею.

Однако повествование Марка заканчивается на черном фоне, как в фильме “Inception”, после того как женщины подходят к большому надгробию, которое они боялись сдвинуть, чтобы добраться до тела Иисуса. Вместо этого они обнаруживают, что тяжелое надгробие откинуто, а внутри находится молодой человек, который спокойно говорит им, что Иисус воскрес и направляется в Галилею, чтобы они не боялись и сообщили ученикам. Они не сообщают ученикам и определенно не радуются. Они убегают, перепуганные до смерти, и никому ничего не рассказывают. На этом Евангелие заканчивается.

Когда умер Иисус?

Крест на фоне заката

Смерть Иисуса – это страшная история. Преданный собственным учеником и приговоренный к мучительной смерти через распятие, он рассматривается христианами как высшая жертва – но когда это произошло на самом деле? Учитывая, что мы знаем, кто предал его, кто вынес ему приговор и что это произошло во время Песаха, некоторым может показаться удивительным, что библейские свидетельства расходятся во мнениях о том, в какой день умер Иисус.

Смерть Иисуса произошла в Иерусалиме, который, как описывает Барт Эрман в книге “Иисус прерван: Revealing The Hidden Contradictions In The Bible”, праздновали Пасху в один определенный день, без каких-либо поправок на различные иудейские конфессии. В Евангелии от Марка Иисус распят в девять часов утра и умирает в полдень того же дня, в день Песаха. Накануне он разделил со своими учениками пасхальную трапезу в день приготовления, перед тем как его арестовали римские власти. Однако Евангелие от Иоанна переводит время на один день назад: Иисус приговорен к распятию Понтием Пилатом в полдень, в день приготовления, который, по словам Марка, Иисус пережил. Как резюмирует Барт Эрман в книге “Иисус прерван”: “И вот противоречие: в Евангелии от Марка Иисус ест пасхальную пищу и распинается на следующее утро. В Евангелии от Иоанна Иисус не ест пасхальную пищу, но его распинают в день, предшествующий пасхальной трапезе”.

Кто был дедушкой Иисуса?

Мария и Иосиф в старой живописи

Иисус может быть сыном Бога, но у него также был человеческий “отец” в лице Иосифа, мужа Марии. Проблема в том, что в Библии неясно, кто был дедом Иосифа. Евангелия от Матфея и Луки предлагают две генеалогии Иисуса, и обе начинаются с Иосифа, но затем они сразу же расходятся в следующем поколении. В Евангелии от Матфея нам говорят, что Иаков – отец Иосифа, а в Евангелии от Луки говорится, что отцом Иосифа был Гелий.

Почему же это имеет значение? Как утверждает Барт Эрман в книге “Иисус прерван”, “Мессия должен быть “сыном Давида”, потомком величайшего царя Израиля”. Действительно, Евангелия от Матфея и Луки прилагают все усилия, чтобы не просто определить “царскую кровь” Иисуса, но и задокументировать имена предков Иосифа вплоть до царя Давида и далее, причем Матфей заканчивает на Аврааме, а Лука – вплоть до Адама.

Одно из объяснений, подробно изложенное в Apologetics Press, состоит в том, что родословие Матфея относится к Иосифу, а родословие Луки об Иисусе – к линии его матери Марии. Но это все еще оспаривается, как говорит Барт Эрман: “Это привлекательное решение, но у него есть фатальный недостаток. Лука прямо указывает, что семейная линия принадлежит Иосифу, а не Марии”.

Десять заповедей не так уж и незыблемы

Каменная статуя 10 заповедей

Как повествует Библия, 10 заповедей были озвучены Моисею и израильтянам и высечены на камне собственной рукой Бога. Эти известные заповеди, содержащие такие указания, как “Не убий”, “Не укради” и ничего из прелюбодеяния, можно даже найти в общественных местах в США, высеченными на толстом камне, как сообщает MSNBC.

Однако Библия не ограничивается только 10 заповедями и вступает на незнакомую территорию с некоторыми дополнительными законами, которые были даны Моисею. Для начала, как сообщает WSFA12, Библия содержит более одной версии заповедей: два полных набора и еще два, которые частично покрывают их или связаны с ритуалом. Кроме того, в Исходе 20, как подробно описано в Oxford Biblical Studies Online, есть 13 утверждений, из которых мы выводим десять заповедей.

Это может показаться размышлением, но подумайте о заповедях, которые Моисей получил со второй попытки, на двух совершенно новых каменных скрижалях: “Будь осторожен и не заключай договора с живущими в земле”, “Не приноси Мне крови жертвы вместе с чем-либо, содержащим дрожжи” и “Не вари молодого козленка в молоке матери”. Как говорится в Oxford Biblical Studies Online, “. библейские ученые даже не уверены, относится ли термин “десять заповедей” к тому, что написано в Исходе 20, Исходе 34 или Второзаконии 5″.

В Бытие есть две истории о сотворении мира, с разными порядками

Растение с небесными образами

Сотворение всего сущего описано в Библии в аккуратном порядке, но в двух существенно различающихся последовательностях событий. Как утверждает профессор Университета штата Юта Дэвид Бокови, “вполне вероятно, что эти мифы написали разные авторы с разными теологическими взглядами и повестками дня”.

Если говорить более подробно, то в первом рассказе о сотворении мира, Бытие 1, мы начинаем вселенную с “небес и земли”, за которыми следуют свет и тьма – первый день. На второй день появляется небо, на третий – растения, на четвертый – луна и солнце, а на пятый – рыбы и птицы. На шестой день Бог создает мужчину и женщину, а также животных, обитающих на суше, а на седьмой день отдыхает.

Затем, в Бытие 2, сценарий несколько меняется. Мы начинаем с бесплодной земли, без растений и воды. После полива земли водой, из ее праха создается первый человек, Адам. Затем Бог заставляет растения и деревья расти в своем Эдемском саду, помещает туда Адама и призывает его “работать и заботиться о нем”. Видя, что Адаму не помешает помощь, он дарит ему всевозможных новосозданных животных, чтобы развеселить его, и Адам дает им имена. В конце концов, используя одно из ребер Адама, Бог создает первую женщину – Еву, чтобы окончательно излечить его от одиночества.

Авраам родился в городе, которым правили люди, пришедшие туда только через тысячу лет.

Зиккурат в Уре

Авраам занимает центральное место в Ветхом Завете Библии как первый патриарх евреев и почитается тремя крупнейшими монотеистическими религиями – иудаизмом, христианством и исламом, согласно Britannica. Согласно книге Бытия, Авраам начинает свой путь построения династии из “Ура Халдейского”, и, хотя Библия не дает точных дат, в библейской хронологии это происходит примерно в 2 000 году до нашей эры.

Многие знают Ур как древний город Шумера и Вавилонии, который действительно существовал уже в 4 000 году до н.э., но конкретная ссылка на халдеев ставит точку в этом вопросе – халдеи даже не упоминаются в исторических записях более тысячи лет спустя, согласно Britannica. Халдеи впервые упоминаются в летописи ассирийского царя Ашшурнасирпала II, правившего с 883 до н.э. по 859 до н.э., а их последующее правление Уром началось в 721 до н.э. – намного позже времени Авраама. Таким образом, даже если город “Ур Халдейский” не был тем самым Уром, который мы ассоциируем с шумерами и вавилонянами, все равно существует огромная пропасть времени, отделяющая Авраама от его библейского места рождения.

Ноев потоп произошел двумя разными путями

Ноев ковчег во время шторма

Животные приходили по двое или по семь, в зависимости от того, какую часть Библии о Ноевом потопе вы читаете. В Ветхом Завете основная идея Ноева потопа заключается в том, что после того, как Бог счел человечество слишком порочным для продолжения рода – за исключением человека по имени Ной – был послан великий потоп, чтобы утопить землю. Ной и его семья, а также множество животных, переживают потоп в огромной деревянной лодке и выживают, чтобы вновь заселить планету.

В целом все хорошо, но Библия отличается конкретными рассказами об этом событии, связанном с сокращением численности населения, переплетенными между собой. Например, в одной из глав Бытия Ною предписывается взять на борт ковчега “по два от всякого рода птиц, и от всякого рода животных, и от всякого рода тварей, движущихся по земле”. Возможно, это та версия, с которой знакомы многие, но в другой главе Бытия требования меняются на семь пар “чистых” животных и одну пару “нечистых”. Продолжительность потопа также неясна: в Бытие описано, что он длился то 40 дней, то 150 дней.

Библейские студенты предполагают, что эти явные противоречия в тексте являются просто разными частями одного и того же повествования, но, как утверждает Джеффри Геогеган из Епископской школы в Ла-Джолле, Калифорния, большинство ученых приписывают их двум разным традициям, которые позже были сведены вместе.

Все были удивлены воскресением Иисуса, хотя он неоднократно говорил им об этом

Вечеря в Эммаусе, 1601 г.

Несмотря на то, что в различных Евангелиях Библии конкретные события отличаются, есть странная общность в реакции учеников на воскресение Иисуса – удивление и сомнение. Конечно, для них это очень приятный и радостный сюрприз, но никто не кажется особенно беззаботным. Однако в нескольких случаях до своей смерти Иисус ясно дал понять своим ученикам, что Он не только будет убит, но и обязательно вернется к жизни.

Например, только в Евангелии от Марка, которое, по мнению большинства ученых, является самым ранним из Евангелий, Иисус ясно говорит своим ученикам один, два и третий раз, что Он будет убит, а затем воскреснет из мертвых, и даже уточняет, как скоро после смерти Он вернется к жизни. Поэтому может показаться, что Иисус честно предупредил, что Он снова появится после казни, и что, возможно, ученики будут аплодировать Ему за Его своевременное возвращение. Но реакция учеников, о которой говорится в Библии, – это шок и неверие, а одному сомневающемуся ученику по имени Фома пришлось засунуть пальцы в раны Иисуса, чтобы убедиться в этом. И это после того, как Иисус совершил перед учениками множество чудес, таких как хождение по воде, управление погодой и воскрешение мертвых.

Перепись, которая привела Иосифа и Марию в Вифлеем, не состоялась

Иосиф и Мария путешествуют на осле

Как повествует история Рождества Христова, во времена правления императора Августа по всей Римской империи была проведена перепись населения, в результате которой все подданные должны были вернуться в свои родовые земли, чтобы быть пересчитанными. Иосиф, муж будущей матери Иисуса, происходил из дома царя Давида, и поэтому должен был отправиться со своей беременной женой из Назарета в родной город Вифлеем. По пути им указывала звезда, и в конце концов они нашли дорогу к хлеву, где родился Иисус.

Но когда мы пытаемся примирить эту сердечную историю с историческими записями, возникает загвоздка – как описывает Барт Эрман в книге “Иисус прерван”, наши записи, относящиеся к периоду правления кесаря Августа, довольно хороши, и в этот период не было задокументированной переписи населения, охватывающей всю империю. Кроме того, Эрман отмечает, что для этого пришлось бы каждому жителю Римской империи вернуться в свой “отчий дом”, если, как Иосиф, он имел там тысячелетние семейные корни, что может показаться слишком непрактичным и бессмысленным. Перепись населения в Иудее, где родился Иисус, действительно проводилась римским губернатором Сирии Квиринием после 6 года н.э. Но, как описано в статье “Перепись и Квириний”, это было через 10 лет после смерти “плохого парня” из истории Рождества Христова, царя Ирода, в 4 году до нашей эры.

Как Иона выжил после того, как его проглотил кит?

Иона и гигантская рыба

Одна из самых живучих историй Ветхого Завета – это история бедного Ионы и его “китового такси”. История Ионы начинается с того, что к нему обращается Бог и поручает ему отправиться в “нечестивый” город Ниневию, чтобы проповедовать, но вместо этого он как можно скорее садится в лодку, чтобы избежать своего призвания. Разразилась буря, и испуганные моряки по его совету выбрасывают его за борт, так как всем на борту стало ясно, что буря была вызвана разгневанным Богом. Затем Иону проглатывает “огромная рыба”, чаще всего изображаемая как кит, которая носит его в своем брюхе три полных дня, пока его не вырвало на сушу для продолжения приключений.

Мог ли человек быть проглочен китом и выжить после такого испытания? Как пишет журнал Smithsonian Magazine, это практически невозможно. Большинство крупных китов – фильтраторы, они питаются мелкими животными, такими как криль, и отвергают все, что не входит в их обычный рацион. Даже кашалоты, которые достаточно велики, чтобы заглотить человека, и охотятся на крупных животных, таких как гигантские кальмары, не имеют в своем брюхе важнейшего условия для потенциального живого пассажира – пригодного для дыхания воздуха.

Стены Иерихона были разрушены задолго до прихода армии Иисуса Навина

Армия израильтян

Город Иерихон, расположенный на современном Западном берегу реки Иордан, действительно древний: согласно Британнике, его возникновение как постоянного поселения датируется почти 11 000 лет назад. Его знаменитые стены появились почти так же давно, свидетельства толстых укреплений датируются 8 000 лет до н.э., и именно эти стены Иерихона, согласно Ветхому Завету Библии, были разрушены, когда Иисус Навин и его израильская армия прибыли – с трубами.

В ветхозаветной книге Иисуса Навина израильтяне прибывают в Иерихон, обещанный им Богом. Согласно инструкции, после молчаливого шествия вокруг города в течение шести дней, на седьмой день они снова выступили в поход, трубя в трубы и крича, заставляя стены рушиться и позволяя армии разграбить осажденный город. Как описывает Маура Сала в “Библейской одиссее”, время проведения Иисусом Навином этого похода относится к концу XIII века до н.э., когда бронзовый век подходил к концу.

Несколько археологических раскопок, проведенных в 20 веке, показывают другую историю. Разрушительные слои, найденные в Иерихоне – слои копоти и обгоревшей кладки – указывают на то, что город в прошлом сталкивался с бедствиями, и стены, несомненно, не раз разрушались. Однако, начиная примерно с 1550 года до нашей эры, эти знаменитые стены не восстанавливались – задолго до появления Иисуса Навина и его буйной армии.

Египтяне молчали о 10 казнях, предшествовавших Исходу

Египтяне, страдающие от чумы

В книге Исход Ветхого Завета Библии Моисей выводит израильтян из египетского плена в “землю обетованную”, но только после серьезных уговоров египтян. История описывает, как Моисею понадобилось, чтобы Бог наслал на народ Египта десять ужасных язв, прежде чем фараон смирился и отпустил израильтян на свободу, включая реки крови, лягушек, мух, град и, в конце концов, божественное умерщвление каждого египетского первенца.

Столь огромные масштабы этих бедствий, а также социально-экономические последствия освобождения целого племени, что можно было бы ожидать, что египтяне задокументируют эту неохотную потерю жизни и бесплатной рабочей силы. Однако, как пишет National Geographic, в письменных египетских документах нет никаких свидетельств того, что чума или сам исход когда-либо имели место.

Однако, как сообщает Библейское археологическое общество, есть несколько дразнящих обрывков современных записей, подтверждающих присутствие семитов в Египте примерно в 13 веке до н.э., и у египтян не было привычки записывать бедствия или поражения, которые их постигли. Таким образом, если в вопросе о том, был ли исход, мнения ученых расходятся, то вопрос о том, почему египтяне не упомянули о 10 казнях, остается загадкой.

Оцените статью
АльтГранж
Добавить комментарий

три + одиннадцать =