Что Библия на самом деле говорит о многоженстве?
Библия посвящает большую часть своего повествования отрывкам о браке и любви между мужьями и женами. Как отмечает Easy English Bible, целая книга в Ветхом Завете – Песнь Песней, которую традиционно приписывают царю Соломону – фактически является одной длинной поэмой о любви и сексуальной тоске между мужчиной и женщиной. И некоторые из них откровенно пикантны, описывая части тела женщины в точных, пусть и метафорических, деталях. Точно так же в Новом Завете автор Послания к Галатам советует мужьям любить своих жен даже до смерти, сравнивая любовь мужа к жене с жертвой Иисуса Христа за человечество.
Но часто, когда Библия упоминает о браке, это упоминается в контексте полигамии. Например, у многих мужчин, упомянутых в Ветхом Завете, было несколько жен: У Иакова было четыре, у Давида – восемь, а у царя Соломона – сотни. В то же время в Новом Завете упоминаются брачные отношения между одним мужчиной и одной женщиной, хотя, по мнению Хабада, полигамия, безусловно, имела место в культуре того времени.
Библия относится к многоженству нейтрально, за одним очень специфическим исключением.
Когда в Ветхом Завете упоминается многоженство, оно упоминается нейтрально: эта практика не поощряется и не осуждается. Действительно, иногда мужчины, бравшие дополнительных жен, делали это на свою беду, но из-за других проблем, а не из-за самого брака. Например, у Соломона были сотни жен, но у него не было никаких серьезных проблем, пока он не ослушался Бога и не взял чужих жен, которые затем убедили его поклоняться идолам, согласно музею Прадо. Другими словами, проблема была не в том, что у него было несколько жен, а в том, что некоторые из них были неправильными женами.
Единственное исключение из этого нейтрального подхода к полигамии содержится в Новом Завете. В 1 Тимофею апостол Павел наставляет читателей в вопросах назначения на руководящие должности в церкви и заявляет, что любой кандидат на определенную должность должен быть “верен своей жене”, согласно некоторым английским переводам. Согласно версии короля Якова, перевод звучит примерно так: “муж одной жены”. Хизер Ригглман, написавшая в Christianity.com, отметила, что перевод короля Иакова ближе к оригинальному греческому. Если оставить в стороне нюансы перевода, то оригинальный текст фактически призывает любого кандидата на такую руководящую должность быть “мужчиной одной женщины”.
Почему большинство евреев и христиан избегают многоженства
Если Библия относится к многоженству нейтрально, за исключением одного очень специфического случая, то почему подавляющее большинство христиан и евреев в мире избегают этой практики?
Нафтали Зильберберг, пишущий в “Хабад”, отмечает, что хотя Ветхий Завет не объявляет полигамию вне закона, почти все полигамные браки в нем заключались по определенной причине. “С точки зрения еврейской мысли, полигамия не является и никогда не была идеальным состоянием. Ветхий Завет изобилует упоминаниями о том, что муж и жена – это две половинки одного целого”, – пишет он. Действительно, в 1000 году н.э. рабби Гершом запретил многоженство для всех ашкеназских евреев, а другие еврейские общины объявили многоженство вне закона позже.
Христианство, в общем и целом, придерживается той же точки зрения. В 1500-х годах Трентский собор объявил многоженство вне закона для всех католиков, согласно папским энцикликам онлайн. А когда наступила протестантская Реформация, церковные лидеры боролись с этим вопросом, но в конечном итоге пришли к полному запрету многоженства, как пишет Сьюзан Мобли для университета Конкордия, штат Небраска. Она указывает на тот же общий принцип, что и Гершом: Хотя Писание не запрещает полигамию напрямую, более широкий идеал заключается в том, что брак – это отношения между двумя людьми и только двумя людьми.
Когда писался Ветхий Завет, многоженство иногда практиковалось.
Еще один момент, который следует учитывать в отношении библейского учения о многоженстве, заключается в том, что времена были другие. Согласно The Christian Post, женщины во многом зависели от мужчин, будь то их родственники или мужья. Если не было мужчины, который мог бы поддержать их, у них не было другого выхода, кроме как стать рабынями или проститутками. Поэтому, хотя это и не идеальный вариант, вступление в полигамную семью или создание полигамной семьи иногда делалось в целях защиты.
Для некоторых мужчин полигамия была также вопросом практичности. Это обеспечивало сохранность рода, если первая жена не могла родить ему детей. Брак также позволял заключать союзы между народами, что, по сообщениям, было характерно для Соломона и царя Давида.
И все же, несмотря на то, что Библия разрешает многоженство, его, по возможности, избегали. Как сообщает The Christian Post, Библия утверждает, что многоженство всегда приводит к проблемам. Она также определяет брак как союз между одной женщиной и одним мужчиной – не несколькими людьми. Но Библия говорит, что Бог готов допустить многоженство, потому что понимает состояние человека и требования его общества.