Двенадцать колен Израиля: объяснение
Иудео-христианская традиция описывает, что древняя земля Израиля управлялась политической конфедерацией из 12 колен, которые происходили от древнееврейского патриарха Иакова. Как отмечалось в статье “Секуляризация священного”, ученые-историки не уверены в природе этих племен. Были ли они на самом деле потомками библейских патриархов? Были ли они политическим союзом племен, имевших общую религию? Действительно ли некоторые из них исчезли после завоевания ассирийцами в 721 году до н.э.? Существовали ли эти племена вообще?
На эти вопросы нет четких ответов, поскольку, как подчеркивается в статье “Потерянные колена Израиля как проблема истории и социологии”, исторические источники сводятся к Ветхому Завету и скудным археологическим находкам. Тем не менее, двенадцать колен Израиля являются важным символом для современного иудаизма и христианства и частью ткани этих религий. Можно собрать воедино некоторые сведения из религиозной традиции, научных исследований и новых находок, чтобы составить более полное представление о двенадцати коленах Израиля.
Что представляли собой двенадцать колен Израиля?
Согласно Ветхому Завету, как объясняет Britannica, у Иакова было несколько сыновей. Его первая жена, Лия, родила Рувима, Симеона, Левия, Иуду, Исахара и Завулона. Вторая жена Иакова, Рахиль, родила Иосифа и Вениамина. Иаков также родил Гада и Асира от служанки Лии, Зилфы, и Дана и Неффалима от служанки Рахили, Валлы.
Согласно Ветхому Завету, израильтяне были порабощены фараоном Египта, а затем освобождены Богом через пророка Моисея. Израильтяне были разделены на 12 колен, названных в честь сыновей Иакова и двух сыновей Иосифа – Манассии и Ефрема. Когда израильтяне наконец достигли Ханаана, они завоевали его под руководством Иисуса Навина. Иисус Навин, как отмечалось в статье “Двенадцать колен в Песне Дебора”, разделил землю между этими коленами. Единственным коленом, не получившим земли, были потомки Левия, которые, возможно, стали религиозным сословием.
Племенами управляли несколько судей, пока в конце концов они не были объединены под властью монархии. Эта монархия распалась после смерти царя Соломона, в результате чего образовалось северное Израильское царство и южное Иудейское царство. После ассирийского завоевания 10 колен северного царства были уведены в изгнание, что сделало их легендарными десятью потерянными коленами Израиля.
Насколько правдиво библейское повествование?
Хотя некоторые считают библейское повествование правдивым, основываясь на вере, многие ученые пытались найти истину, лежащую в основе истории о двенадцати коленах Израиля. Как ясно сказано в Еврейской энциклопедии, “…такое естественное происхождение ни в коем случае не могло объяснить числа, приведенные в библейских книгах в качестве переписи различных колен. Антропология не приводит других примеров того, чтобы нация возникла путем естественного происхождения от одной семьи предков”.
По данным PBS, существуют некоторые египетские археологические свидетельства существования народа под названием израильтяне, восходящие к 1200 году до н.э., хотя нет никаких существенных доказательств их порабощения.
Если племена не происходили от этих потомков Иакова, то кем они были? Считается, что племена были пастушеским народом с общей религией и культурой, жившим на Синайском полуострове и уходившим в Египет во времена голода.
Более того, на протяжении всего Ветхого Завета существуют различные подсчеты колен. Как описано в статье “Двенадцать колен в Песне Дебора”, в тексте нет последовательности в количестве колен. Еврейская энциклопедия объясняет, что это число “вероятно, носит мифологический характер, имея некоторую связь с двенадцатью месяцами года и двенадцатью знаками зодиака”.
Откуда происходят названия колен?
Что касается названий племен, то, согласно одной из теорий, изложенных в Еврейской энциклопедии, они были названы в честь региона, в котором жили племена, и традиция дала эти имена библейским персонажам уже после того, как они появились. Это было бы похоже на то, как если бы все люди, жившие в Монтане, считали, что человек по имени Монтана породил всех людей, живших в этом штате. Возможно, что история о двенадцати коленах Израиля была создана после создания Израиля, чтобы объяснить общее происхождение.
Чтобы развить эту идею, разные “матери” разных колен служили обозначением определенных различий. Например, колена, названные в честь сыновей Билы и Зилпы, вероятно, имели более низкий статус, чем колена сыновей Рахили и Лии, потому что Била и Зилпа были порабощены. Это также может указывать на линии происхождения, когда колена Лии имеют больше ханаанских предков, чем, скажем, колена Рахили.
Вопрос о том, существовали ли двенадцать колен Израилевых на самом деле, конечно, очень спорный, но история 12 колен важна для нашего понимания современных религиозных традиций. Учитывая это, давайте рассмотрим 12 колен, чтобы увидеть, какие различия были между ними в рамках традиции.
Племя Вениамина было леворукими воинами
Вениамин был младшим сыном Иакова и его второй жены Рахили. Небольшое колено Вениамина располагалось около города Иерусалима, но постепенно оно ассимилировалось с гораздо более крупным и могущественным коленом Иуды. Вениамитяне произвели на свет две известные личности: Саул, первый царь Израиля, и святой апостол Павел.
Согласно Еврейской энциклопедии, Вениамитяне были воинственным народом, а Иаков пророчествовал: “Вениамин – волк хищный; утром он пожирает добычу, вечером делит добычу”. Волк стал известным символом Вениамитян. Известные как хорошие лучники, воины Вениамина тренировались на левшах, чтобы повысить свое мастерство.
Одна малоизвестная история о Вениамине рассказывается в Книге Судей. Как рассказывает TheTorah.com, изнасилование левита бандой вениамитян в городе Гибеах привело к массовой войне других племен против вениамитян, почти уничтожив их. После этого другие колена, видимо, сожалея о том, что они почти убили всех мужчин Вениамина, устроили резню в городе Иавис-Гилеад и отправили всех девственных женщин к оставшимся Вениамитянам, чтобы помочь им заселить город.
Колено Иуды было самым сильным из двенадцати колен Израиля.
Еврейская традиция рассказывает, как Иаков пророчествовал, что Иуда станет вождем всех своих братьев. Колено Иуды состояло, согласно Еврейской энциклопедии, как минимум из пяти родов. Оно также было самым могущественным, так как располагалось на юге и простиралось до города Иерусалима. Знаменитые израильские цари, Давид и Соломон, происходили из Иуды, символом которого был лев.
Колено Иуды имело свою собственную идентичность, что, возможно, отчасти объясняется тем, что оно этнически отличалось от северных колен. К нему также было иное политическое отношение: царь Давид выделил его землю в отдельное царство. На самом деле Иудея и северное Израильское царство часто враждовали, как объясняет Еврейская энциклопедия. Царства часто вступали в войну друг против друга, как подробно описано в книге “Древний Израиль в войне 853-586 гг. до н.э.”. Однако эти два государства были действительно незначительными царствами, и в игру вступали более серьезные силы.
Когда огромная Ассирийская империя начала расширяться в регионе, Израиль начал заключать союзы, чтобы противостоять ассирийцам, и попытался заставить Иудею присоединиться к ним. Ахаз, иудейский царь, призвал на помощь Ассирию и стал ее вассалом. Затем ассирийцы уничтожили северное царство. В результате Иудея сохранила свою самобытность, а основная религия этого царства легла в основу современного иудаизма.
Колено Ефремово было ранним лидером в завоевании Ханаана
Эфраимиты считают своим основателем второго сына Иосифа. Еврейская энциклопедия объясняет, что, согласно еврейской традиции, представители этого колена занимали доминирующее положение во время завоевания Ханаана. Среди них особенно выделяется Иисус Навин, который возглавил израильтян после смерти Моисея. Ефремиты поселились в центральной части царства.
Колено Ефремово стало важнейшим объединителем в свободном союзе племен, образовавших первую структуру управления во времена до царей. Благодаря своему географическому положению, а также наличию святых мест, его земля стала местом, где другие колена собирались на собрания. В политическом плане это племя стало доминирующей силой среди северных племен и, как описывает Britannica, в 930 году до н.э. возглавило восстание, в результате которого земля разделилась на северное и южное царства. Его позиции на севере были настолько сильны, что иногда слово “Эфраим” используется как обозначение “Израильского царства”.
Символом эфраимитов был бык, как объясняется в “Мечтах о подрывной деятельности в средневековом еврейском искусстве и литературе”. Колено Ефрема, наряду с другими северными коленами, было стерто с лица земли ассирийцами.
Колено Манассии было разделено на две части.
Манассия был сыном Иосифа, и его колено иногда объединяют с коленом Ефрема как колено Иосифа или дом Иосифа. Колено Манассии, как объясняет Еврейская энциклопедия, имело более низкий статус, чем колено Ефремово, и обладало меньшим богатством, хотя и занимало обширные земли в Северном царстве как к востоку, так и к западу от реки Иордан. Река разделила племя на восточную и западную половины, которые в основном были отделены друг от друга. Однако обе группы, похоже, использовали единорога в качестве своего тотема, согласно “Мечтам о подрывной деятельности в средневековом еврейском искусстве и литературе”. Две части Манассии, возможно, имели различные религиозные практики, что привело к вражде между двумя группами.
Возможно, самой выдающейся фигурой Манассии является Гедеон, который, как описывается в “Военной истории древнего Израиля”, был членом клана абиезритов Манассии. Как повествует Ветхий Завет, Гедеон возглавил отряд из 300 человек против гораздо более многочисленной армии мадианитян и других набегов. Гидеон добился победы благодаря использованию ночной тактики внезапности.
Члены колена Иссахара были мозговыми центрами израильтян
Как объясняет Еврейская энциклопедия, традиция гласит, что иссахариты поселились на земле к западу от Иордана и к юго-востоку от Галилейского моря, хотя в журнале Jewish Quarterly Journal говорится, что некоторые ученые считают, что иссахариты по происхождению были ханаанским племенем.
Вероятно, самым известным иссахаритом является Вааша, который правил северным царством во второй династии после того, как узурпировал трон через убийство, а затем вел более или менее непрерывную войну с Иудой. Иссархариты, однако, были известны не только убийствами и войнами. Несмотря на то, что он правил 24 года, после его смерти народ Израиля быстро сверг сына Вааши.
В раввинистической литературе говорится, что в колене Иссахара существовала давняя традиция обучения и богатства. Говорили, что почти все студенты и учащиеся были из Иссахара или из колена левитов, помогавших при храме. Поэтому в Ветхом Завете об этом колене говорится, что оно было влиятельным среди других колен Израиля. Его символом, согласно “Библейскому комментарию учителя”, был плуг, хотя “Богословский словарь Ветхого Завета” говорит, что это был осел или ослица. В любом случае, это указывает на сильную трудовую этику.
Завулон и Гад могли надрать библейскую задницу
Двумя более милитаристскими племенами были Завулон и Гад. Согласно Brittanica, колено Завулона жило на северо-востоке равнины Изреель в плодородном регионе. Как описано в “Holman Old Testament Commentary – Genesis”, народ Завулона также смешивался с жителями современного Ливана. У этого племени также была военная традиция, упоминания о которой восходят к Песни Деборы, самому древнему разделу Ветхого Завета, где они держали в руках военный посох. Однако в религиозных текстах очень мало упоминаний о представителях Завулона, за исключением Елона, который служил судьей в эпоху, предшествовавшую установлению монархии.
Гад, по описанию Еврейской энциклопедии, был одним из самых сильных сыновей Иакова, что отражало воинственные наклонности его колена. Колено Гада было одним из основных поставщиков войск для Израильского царства. Перед вторжением в Ханаан Ветхий Завет сообщает, что это колено могло выставить 40 000 человек. Это колено поселилось на пограничных землях царства, к востоку от Иордана, и было наиболее известно своим воинственным духом.
Некоторые утверждают, что Гад, скорее всего, было племенем, которое уже существовало в Ханаане, или, по крайней мере, племя взяло название от области, известной как Гад. Это племя, поскольку оно не жило в защищенном регионе, было легко завоевано ассирийцами и стало одним из потерянных племен наряду с коленом Завулона.
Колено Даново может быть древнегреческими воинами
Даниты жили к западу от Иерусалима, где они вступили в конфликт с филистимлянами. Еврейская энциклопедия отмечает, что филистимляне фактически захватили территорию у данитов. Именно во время этой войны появился один из великих героев данитов – Самсон.
Согласно Британнике, Самсон был сыном датского крестьянина. Когда он достиг зрелости, то стал судьей. Известно, что Самсон был сверхчеловечески силен, пока его волосы были нестрижены – его длинные волосы были символом его преданности Богу. Однако его предали после того, как он влюбился в Делилу, которая узнала, что источником его силы являются волосы. Она обрезала их, пока он спал, что позволило филистимлянам ослепить и поработить Самсона. Однако незадолго до его смерти Бог восстановил силу Самсона, позволив ему разрушить филистимский храм.
Данаиты также традиционно считались самым заблудшим из колен, в разное время их связывали с идолопоклонством. Некоторые считают, что имя Дан на самом деле происходит от имени другого неизвестного ближневосточного бога. Археологические данные, опубликованные в газете “Гаарец”, позволяют предположить, что данайцы могли происходить из Греции. Находки древних эгейских артефактов в районе Дана показали возможность того, что египтяне нанимали греческих и сирийских наемников для поддержания порядка в регионе.
Племена Асира и Неффалима имели самую лучшую пищу
Вторым сыном Иакова и Зифы был Ашер. Как описывает Еврейская энциклопедия, Ашер был благословлен Иаковом, который сказал: “Ашер, пища его будет богата, и он будет давать яства царские”.
Ашериты получили плодородный участок средиземноморского побережья, который был наиболее известен своим богатым оливковым маслом, поэтому символом колена традиционно было оливковое дерево, как объясняется в “Исследовании двенадцати колен Израиля”. Однако ученые затрудняются определить границы колена. Исторически сложилось так, что Ашер был больше связан с хананеями, чем с израильтянами. Из-за этого некоторые считают, что колено Асира было связано с Израилем, но не являлось его составной частью.
Колено Неффалима располагалось на севере Израиля, в центре которого находился город Хазор. Как подробно описано в Еврейской энциклопедии, как и ашериты, это колено владело богатейшими землями в Ханаане, в частности, очень плодородной равниной Геннисарет. Царь Соломон назначил своего собственного зятя префектом этого региона из-за его природных богатств. Благодаря этому богатству и расположению на севере, колено Неффалима, вероятно, имело наибольший культурный обмен с финикийскими царствами на севере, в Ливане. Его символом, согласно “Энциклопедии еврейских символов”, был олень. Этот регион был одним из первых завоеван ассирийцами.
Племена Рувима и Симеона неясны
Как объясняет Britannica, Рувим был старшим сыном Иакова и его первой жены Лии. Еврейская виртуальная библиотека предполагает, что колено Рувима когда-то занимало главенствующее положение среди колен, но со временем утратило этот статус. Библейское объяснение этого состоит в том, что Иаков проклял Рувима за то, что тот спал с его наложницей.
Рувиниты жили к востоку от Мертвого моря, согласно статье “Некоторые предположения относительно истории колена Рувимова”. Однако этот факт оспаривается, поскольку нет четких доказательств того, что они там жили. На самом деле, есть некоторые свидетельства того, что если это племя и существовало, то оно либо вымерло, либо было поглощено другими племенами.
История симеонитов не менее туманна. В “Некоторых предположениях относительно истории колена Рувимова” говорится, что симеониты вступали в сильные браки с хананеями. Еврейская энциклопедия добавляет, что они были одним из менее значимых колен и, возможно, даже не существовали. Это объясняется тем, что Симеон, как описано в статье “Двенадцать колен в Песне Деборы”, не был упомянут в Песне Деборы. Тем не менее, согласно другим традициям, колено Симеона находилось на юге Израильского царства и граничило с гораздо более могущественным коленом Иуды. Именно по этой причине некоторые предполагают, что если колено Симеона вообще существовало, то оно могло быть поглощено Иудой. Это колено, а также Рувим считаются двумя из десяти потерянных колен Израиля.