Как побег Мэри Фриман помог положить конец рабству в Массачусетсе
История рабства в Соединенных Штатах – сложный и деликатный вопрос, который вызывает споры с момента основания страны. Нация, основанная на таких принципах, как свобода, свободолюбие и равенство, в высшей степени противоречива, когда целая группа людей, помогавшая строить эту нацию, обращена в рабство. Это противоречие не осталось незамеченным, поскольку Америка также имеет историю, когда порабощенные подавали судебные иски, чтобы добиться своей свободы.
Довольно рано в истории Соединенных Штатов появились судебные дела, посвященные проблемам порабощенных афроамериканцев. Среди наиболее известных дел – “Рейчел против Уокера”, “Дред Скотт против Санфорда” и “Квок Уокер против Дженнисона”. Хотя добиться рассмотрения этих дел в суде было большой проблемой, некоторые из них в конечном итоге были успешными. Одним из самых ранних дел, которое начало менять ситуацию с порабощением, было дело Элизабет “Мама Бетт” Фриман в деле Бром и Бетт против Эшли.
Ранняя жизнь
Поскольку она родилась в рабстве, подробности о ранних годах жизни Элизабет Фриман известны не очень хорошо. Согласно Биографии, считается, что она родилась около 1742 года, хотя место и точная дата ее рождения неизвестны. Другие источники, например, “Женщины и американская история” в Историческом обществе Нью-Йорка, указывают дату ее рождения 1744 год, в небольшом безымянном городке в Нью-Йорке.
По имеющимся данным, она принадлежала человеку по имени Питер Хогебум, который был связан с голландскими поселенцами, первоначально заселившими эту местность. Именно Хогебум и его семья дали ей прозвище Бетт. Со временем ее и ее младшую сестру отправили жить к одной из дочерей Хогебума по имени Ханна, которая была замужем за Джоном Эшли. Эшли был выдающейся фигурой в штате Массачусетс, поскольку он был героем войны, землевладельцем, представителем колониального законодательства и местным судьей. Но жизнь в доме такого влиятельного человека не всегда была легкой.
Жизнь порабощенных
Согласно истории, наследие торговли рабами в колониях можно проследить с 1619 года. Каперу, известному как “Белый лев”, приписывается доставка группы из 20 порабощенных африканцев в Джеймстаун, штат Вирджиния. Американские колонии поняли, что труд этих порабощенных людей дешевле и обильнее, поэтому это стало обычной практикой. Институт рабства стал чрезвычайно важным для экономики южных колоний, таких как Вирджиния и Джорджия, в то время как более северные регионы были менее зависимы от него.
Независимо от года и места в колониях, жизнь порабощенного человека была тяжелой, трудоемкой и травмирующей. Это было верно и для Бетт. Ее хозяева, Эшли, были известными людьми в своей общине и обладали большим богатством. Однако большая часть этого богатства была построена на спинах тех, кого они поработили, таких как Бетт. Вместе со своей сестрой Бетт служила семье Эшли, заботясь о детях, готовя еду, убирая и ухаживая за садом.
Момент, который изменил все
Джон Эшли, как сообщается, имел довольно ровный нрав в общении с теми, кто был в рабстве, что не всегда было характерно для других владельцев. Его жена Ханна, однако, не была такой. Она имела репутацию чрезвычайно жестокой и неспособной контролировать свой гнев.
Однажды гнев Ханны Эшли взял над ней верх, и она попыталась выместить свое раздражение на порабощенной девушке по имени Лиззи. Предполагается, что Лиззи была каким-то образом связана с Фриман – либо ее сестрой, либо дочерью. Миссис Эшли попыталась ударить Лиззи раскаленной лопатой, и Фриман вмешалась, приняв удар на себя. Лопата пронзила руку Фримана до самой кости. Хотя рана со временем зажила, Фриман до конца жизни носила шрам от этого нападения.
Это нарушение стало поворотным моментом в жизни Фриман. После травмы Фриман сбежала из поместья Эшли и обратилась за помощью к мужчине по имени Теодор Седжвик. Хотя страх мог сыграть роль в ее решении убежать, у нее была и другая мотивация.
Бром и Бетт против Эшли
Джон Эшли был влиятельной фигурой в своей общине и сторонником растущего движения к революции. Работая в своем доме, Фриман подслушал разговоры между Эшли и другими видными жителями, которым надоело британское правление. Предполагается, что подобные разговоры могли вдохновить Бетт на собственное стремление к свободе.
Бетт связалась с Седжвиком в 1781 году, когда Джон Эшли попытался вернуть ее и еще одного порабощенного по имени Бром в свою “собственность”. По данным Mass.Gov, Бром также присоединился к делу, в котором они оба оспаривали законность рабства в штате Массачусетс. Спор был сосредоточен на том, что, по их мнению, недавно разработанная Конституция Массачусетса объявила рабство вне закона. В августе 1781 года Седжвик передал это дело в окружной суд общей юрисдикции, и суд вынес решение в пользу Брома и Бетта. Они не только заявили, что Бром и Бетт не являются собственностью Эшли, но и присудили им 30 шиллингов в качестве возмещения ущерба. Поначалу Эшли пытался обжаловать приговор, но позже отказался от этого дела.
Историческое наследие
После дела Брома и Бетта было подано еще несколько судебных исков о несправедливости института рабства. Согласно книге “Путь свободы”, Принс Холл, аболиционист революционной эпохи и свободный афроамериканец, бросил юридический вызов рабству в Массачусетсе. Дело Квока Уокера в конечном итоге помогло положить конец торговле порабощенными людьми в штате. Благодаря этому Массачусетс стал одним из первых штатов, отменивших эту практику.
Выиграв дело, Бетт сменила имя на Элизабет Фриман и, обретя свободу, стала работать платной прислугой в доме своего адвоката Теодора Седжвика. В дальнейшем она построила собственный дом и вырастила свою семью. Фриман скончалась в возрасте 85 лет, 28 декабря 1829 года. После смерти ее похоронили на участке семьи Седжвик, так как она стала любимым членом их семьи. По некоторым данным, одним из ее потомков был У.Э.Б. Дюбуа, который стал весьма влиятельным борцом за права афроамериканцев и получил степень доктора философии в Гарварде в 1895 году, став первым афроамериканцем, сделавшим это. Он также был одним из основателей Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения. Благодаря своему успешному судебному процессу и преданности стремлению к свободе, Элизабет Фриман помогла проложить путь к окончательному освобождению всех порабощенных людей в Америке.