Как Веды и “Махабхарата” влияют на современное оружие
Индия является родиной богатого собрания религиозной, философской и эпической поэзии. Самым древним из них является сборник под названием “Веды”, включая “Риг Веду”, возраст которой, согласно Britannica, может достигать 3 500 лет. Эти стихи написаны на архаичном языке, санскрите, дальнем родственнике латыни и греческого. В них восхваляется пантеон индийских богов, описываются религиозные церемонии и метафизические концепции. Жреческая каста Индии, брамины, заучивала и распевала эти стихи с самого рассвета индийской цивилизации.
Примерно через 1000 лет после написания Вед эпическая поэзия вошла в санскритскую письменность, тщательно скопированную на рукописи из пальмовой ветви. Это двоюродные братья гомеровских “Илиады” и “Одиссеи”, в них рассказываются похожие истории о великих битвах и героях, а также об остроте и бессилии человеческой воли перед лицом непостижимого провидения. Самая известная из них – “Бхагавад Гита”, или “Песнь Бога”, некогда столь же популярная среди западных нью-эйджеров, как йога и пачули. Это шестая книга гораздо более длинного эпоса, “Махабхараты”. Гита” рассказывает историю принца по имени Арджуна, который вышел на поле боя, чтобы сразиться со своими двоюродными братьями. Отчаявшись от мысли об убийстве своих родственников, он обращается к своему вознице, который оказался переодетым богом Кришной. Кришна призывает Арджуну исполнить свою “дхарму”, или священный долг. Они мчатся галопом, навстречу копьям врагов.
Оружие войны
“Махабхарата”, “Рамаяна”, “Веды” и другие древние санскритские тексты сохранили свое значение среди 1 миллиарда индусов, составляющих 15% человечества. Подобно Библии, эти документы являются духовной биографией народа. В них прослеживается их связь с божественным, записываются самые ранние воспоминания, разрабатывается сеть прав и обязанностей, связывающих людей и семьи друг с другом.
Эти тексты имеют и другое, менее очевидное наследие. Как пишет Авинаш Кумар в Business Insider India, “Махабхарата” и “Веды” предсказали оружие современных войн. Поначалу это кажется абсурдным – конечно, даже самые примитивные армии в 21 веке не бросают копья и не пускают стрелы в противника. О каком же оружии говорит Кумар?
Астра
Первое оружие, о котором упоминает Кумар, – это астра, что он переводит как “ракета”. Этот термин расплывчат; журнал “Санскрити”, например, определяет астры как “небесное оружие”, управляемое конкретным божеством, которое нужно вызвать повторением определенной заклинательной формулы. Times of India описывает ряд таких сверхъестественных видов оружия, включая астру Аиндра, правящим божеством которой был бог неба Индра, и которая, если ее правильно вызвать, пускала с неба ливень стрел. В “Рамаяне” герой Индраджит обращается к богам, известным как наги, чтобы вызвать нага-пашу, который заставляет цель быть поглощенной витками различных ядовитых змей.
Кумар предполагает, что астры могли использовать или метафорически объяснять гамма-излучение или какое-то другое высокотехнологичное оружие. Он отмечает, что астры иногда могут быть извлечены их вызывателем, подобно многоразовым ракетам, технология которых в настоящее время находится в разработке.
Древняя атомная бомба?
Утверждения Кумара не отличаются фантазией. Обсуждая возможное значение астр, он предполагает, что одна из них могла быть своего рода ядерным оружием. Его причина? Согласно 11-й книге “Махабхараты”, глава 26, в центральной войне за 18 дней погибло более 1.5 миллиарда человек. Такие разрушения, считает Кумар, наводят на мысль о ядерной атаке.
Кумар также приводит в пример древний разрушенный город Мохенджо-Даро, расположенный на территории современного Пакистана: “Широкая степень разрушений, обнаруженная на месте Мохенджо-Даро, в точности соответствует Нагасаки”. Это спорно; согласно другому посту на Britannica, Мохенджо-Даро, вероятно, был разрушен под воздействием множества факторов, включая наводнение в долине реки Инд. Однако, как объясняет на своем сайте журналист Джейсон Колавито, на протяжении десятилетий ходили слухи о том, что в Мохенджо-Даро были откопаны радиоактивные человеческие скелеты, якобы ставшие жертвами ядерного взрыва. В конечном счете, говорит Колавито, это было неправдой; советские издания продвигали эту историю в индусской прессе в 1960-х годах, утверждает он, чтобы разжечь националистические настроения, которые могли бы оттолкнуть неприсоединившуюся Индию от Запада и приблизить к СССР.
Последнее использование индийского эпического оружия
Хотя Кумар сравнивает сверхъестественное оружие индийских эпосов с современным современным оружием, он не обсуждает более банальное оружие, которое герои несли в бой: мечи, колесницы, луки. Как долго они использовались?
Колесница, возможно, является самым архаичным из них. Мы часто ассоциируем их с греками и римлянами, но Britannica объясняет, что они примерно такие же древние, как Веды, впервые появившись в Месопотамии. Изначально их тянули ослы или даже волы, и они были непригодны для боя, но появление боевого коня превратило колесницу в самостоятельное оружие. Она распространилась по Азии и Европе и оставалась в употреблении среди отдаленных кельтских племен вплоть до 400-х годов н.э. Какой бы древней ни казалась колесница, у нее есть свои современные аналоги. Как средство передвижения войск, она очень похожа на современные кадровые машины; в бою она могла действовать тактически, как танк.
Мечи потеряли свое значение как оружие в 20 веке, с упадком кавалерии. Но импровизированные мечи, обычно мачете, появились на полях сражений по всей Африке и Латинской Америке. Совсем недавно, в 2022 году, ополченцы в Конго использовали их со смертельным эффектом. Лук, с другой стороны, почти исчез. Но последний раз он появился в сражении совсем недавно: некий “Безумный Джек” Черчилль взял с собой в бой длинный лук в 1940 году и застрелил из него по крайней мере одного немецкого солдата.