Неизестные факты о четырех всадниках Апокалипсиса
Книга Откровение, пожалуй, самая загадочная, запутанная и противоречивая книга христианской Библии, многие отцы ранней церкви выступали против ее включения в Новый Завет. Совершенно неясно, являются ли апокалиптические видения Иоанна с острова Патмос, который может быть или не быть одним и тем же человеком, что и Иоанн Апостол и/или Иоанн Евангелист, ужасающим предсказанием будущего бедствия в конце света, завуалированной критикой текущего положения дел в Римской империи или и тем, и другим. Однако, возможно, именно эта мистика является частью притягательности этого крайне странного фрагмента Библии, некоторые из наиболее устойчивых образов которого запечатлелись в народном сознании даже среди нехристиан.
Помимо Зверя Апокалипсиса – вы знаете, того, который имеет знак и чье число, как известно, 666? – вероятно, самыми известными фигурами Откровения являются всадники судьбы, известные как Четыре Всадника Апокалипсиса. Но кто же эти странные конники? Читайте дальше, если осмелитесь.
Удивительный всадник в белом
Книга Откровение начинается с того, что Иоанн с острова Патмос объясняет, что эта книга – видение, открытое ему ангелом, после чего он передает семь, в основном, ругательных писем разным церквям в Малой Азии, и вот тут-то и начинаются странности. Джонни Патмо видит Божий престол, окруженный многоглазыми ангелами, которые передают свиток, запечатанный семью печатями. Каждая печать, которая будет открыта, принесет на землю новые разрушения. Глава 6 рассказывает, что Иоанн “взглянул, и вот конь белый. Всадник на нем имел лук; дан был ему венец, и он вышел как победитель на завоевание”. Итак, перед нами первый Всадник, но этот всадник, похоже, не вписывается в “канонический” список четырех всадников. Так кто же это?
Как оказалось, труднее всего определить Белого всадника, но, как объясняет сайт Christianity.com, Откровение 6 представляет первого Всадника как представителя завоевания. Лук, который он несет, является символом насилия, а корона, которую он носит, символизирует победу. Хотя может показаться очевидным, что быть побежденным – это довольно неприятно, на самом деле на протяжении тысячелетий велись споры о том, является ли Всадник завоевания добрым или злым. Почему возникла путаница? В основном все сводится к цвету его коня.
Христос или Антихрист?
Как объясняет Religion Wiki, ведущая теория относительно Белого Всадника из 6-й главы Откровения, начиная со второго века нашей эры, заключается в том, что этот Всадник – сам Иисус. За это в значительной степени ответственен отец церкви Иреней, утверждавший, что белый конь этого всадника параллелен Белому Всаднику из 19 главы Откровения, который гораздо менее двусмысленно является Иисусом, будучи прямо назван Словом Божьим. Согласно этой интерпретации, завоевание первого всадника – это завоевание Евангелием всего мира как знак апокалипсиса, что было обещано в Евангелии от Марка, глава 13. Кроме того, вообще говоря, белый цвет в Библии используется как символ чистоты и праведности, так что вполне логично, что белый конь – это нечто хорошее.
Однако, как объясняет евангельский теолог Джеймс Бойс, после почти 2000 лет, в течение которых люди понимали белого всадника как символ Христа, точка зрения начала меняться, во многом благодаря известному евангелисту Билли Грэму. Грэм твердо решил, что всадник на белом коне – это не сам Христос, а скорее самозваный Христос, то есть Антихрист. Для Грэма угроза, представляемая этой фигурой, – это не разрушительная волна завоевания, а скорее обман ложных религий.
Откуда берется мор?
“Но, – воскликнете вы, – каждый может назвать четырех всадников, и ни один из них не является Завоеванием, Христом или Антихристом. Что за аферу вы тут затеяли? Первый всадник – это, как известно, Чума”. Ну, в конце концов, да. С одной стороны, стоит отметить, что ни один из всадников в Откровении 6 не назван по имени, кроме Смерти, так что все их личности в любом случае являются экстраполяцией из их описаний. Когда всадника на белом коне стали отождествлять с мором, точно не известно – например, на знаменитой гравюре Альбрехта Дюрера XV века Белый всадник изображен в довольно завоевательном свете, – но эта идея, безусловно, уже существовала в издании Еврейской энциклопедии 1906 года, где говорится, что первый всадник – “вероятно, мор”.
Отчасти эта ассоциация может быть связана с тем, что в Откровении 6:8 говорится, что всадники будут “убивать мечом, голодом, мором и дикими зверями земли”. Отчасти это может быть связано с оружием Конквеста. Как объясняет BBC, стрелы издавна символизировали болезнь и чуму – слово “ядовитый” происходит от греческого слова, означающего лук, – так что ассоциация была вполне естественной. А может быть, людям, изображавшим Четырех всадников в искусстве и литературе, просто показалось, что Завоевание и Война слишком похожи, и они решили смешать их, дав Белому всаднику ядовитые стрелы.
Кроваво-красный всадник
Откровение, глава 6, продолжает: “Тогда вышел другой конь, огненно-красный, и всаднику его дана была власть взять мир с земли, чтобы люди истребляли друг друга. И дан был ему большой меч”. Здесь нет особой двусмысленности. Красный всадник идентифицируется исключительно как Всадник войны. Красный цвет – это, очевидно, цвет крови, но слово, используемое в оригинальном греческом тексте, pyrrhos, указывает на огненно-красный цвет пламени и разрушения. Меч также является довольно недвусмысленным символом.
Но если в оригинальном тексте первый Всадник действительно означал завоевание, а второй Всадник – войну, то в чем же тогда различие? Ну, это может быть так же просто, как различие между иностранными завоеваниями и гражданской войной и внутренними распрями, но Christianity.com утверждает, следуя концепции Грэма о первом Всаднике как Антихристе, что второй Всадник – это духовная война, которая последует за приходом Антихриста и его ложной религии, которая, конечно же, будет сопровождаться и физической резней. Джеймс Бойс объясняет, что некоторые ученые утверждали, что Красный Всадник представляет не войну вообще, а именно преследование христиан в древности или в последние времена.
Человек в черном
Описание четырех всадников продолжается в Откровении 6, когда открывается третья печать и появляется всадник на черном коне, держащий в руке весы. Этого всадника сопровождает голос, исходящий от ангелов, открывших Иоанну это видение. Голос говорит: “Четверть пшеницы за динарий, и три четверти ячменя за динарий, но оливкового масла и вина не трогайте”. Если вы не знакомы с ценами на продукты в Римской империи первого века н.э., это заявление может вызвать недоумение.
Джеймс Бойс объясняет, что кварта пшеницы – это количество, которое средний человек мог бы использовать за один день, а динарий – это дневная зарплата. Да, дневная зарплата для покупки буханки хлеба звучит вполне приемлемо на современном американском рынке труда, но на динарий можно было бы купить в 16 раз больше пшеницы. Цены на ячмень также довольно высоки. Такие высокие цены указывают на нехватку этих основных продуктов питания, отсюда и ассоциация Черного всадника с голодом. Примечательно, однако, что оливковое масло и вино – то, что ближе к предметам роскоши – не испытывают дефицита. Бойс предполагает, что это указывает на защиту богатых перед лицом страданий бедных, как это было бы в эпоху, когда писал Иоанн. Что, как мы все согласны, звучит совершенно надуманно в наши дни.
Зеленый конь?
Четвертый всадник – самый известный из всех, и он отличается от остальных по целому ряду признаков. Во-первых, он единственный, кому дано четкое имя: Смерть. Во-вторых, у него есть маленький приятель. В Откровении 6 говорится, что “был конь бледно-зеленый. Всаднику на нем было имя Смерть, и Аид следовал за ним”. Что касается Аида, то, вероятно, лучше всего представлять себе не злодея из диснеевского “Геркулеса”, едущего на коляске, а скорее воплощение царства мертвых, которое было известно еврейскому народу как Шеол. Дюрер изобразил Аид как буквальную адскую пасть, зачерпывающую мертвые тела, в то время как дикоглазый Всадник Смерти проносится мимо с вилами.
Еще одна вещь, которая могла привлечь ваше внимание, это описание коня Смерти как “бледно-зеленого”. Версия короля Якова называет его просто бледным конем, что является традиционным переводом, но другие переводы говорят “пепельный”, “синюшный” или “бледно-зеленовато-серый”. В оригинальном греческом языке используется слово khloros, которое обозначает бледный желтовато-зеленый цвет и является источником слова “хлорофилл”. Этот странный цвет для лошади почти наверняка должен был навести на мысль о болезненном цвете гниющего трупа.
Всадники Захарии
Хотя книга Откровения является самым известным случаем появления всадников, предвещающих апокалиптические времена, это не единственный случай и не первый. Второстепенный пророк Захария дважды рассказывает о видениях странных всадников на конях, символизирующих последние времена. В первой главе Захария видит человека на рыжем коне возле миртовых деревьев, за которым следуют рыжие, щавелевые и белые кони. Когда Захария спрашивает ангела, открывшего ему это видение, кто эти всадники, ангел отвечает: “Это те, кого Господь послал патрулировать землю”. Их задача – наблюдать за землей и следить за тем, чтобы на ней был мир, подразумевая, что этого больше не будет, когда наступит Судный день.
Второе упоминание о конях у Захарии встречается в шестой главе, где пророк видит видение коней, тянущих колесницы. Эти кони также разделены по цвету: красные, черные, белые и пятнистые, что довольно близко к версии из Откровения. Когда Зех спрашивает, кто эти всадники, ангел отвечает: “Это четыре духа небесных, выходящие после представления себя Господу всей земли”. Каждый из них направляется в разные стороны, предвосхищая описание Иоанна о всадниках, скачущих по четырем сторонам земли.
Четыре опустошения Иезекииля
Автор Откровения использует ряд древнееврейских пророков в качестве источников для своих трудов, в том числе Исайю и Даниила, но, как объясняет богослов Кеннет Джентри, самым влиятельным из всех пророков на видение Иоанном будущего является Иезекииль. На самом деле, из всех ссылок на Книгу Иезекииля в Новом Завете более половины приходятся на Откровение. В качестве примера можно привести описание Иоанном ангелов-“живых существ”, показывающих ему его видение, перекликающееся с херувимами, управляющими колесницей Бога в Иезекииле, использование имен Гог и Магог, описание тронного зала Бога и прославленное видение Нового Иерусалима.
Поэтому не стоит удивляться тому, что Иезекииль говорит о четырех бедствиях, которые Бог обрушит на землю. В главе 14 Иезекииля Бог обращается к Иезекиилю и обещает послать на Иерусалим четыре “разрушительных суда”: “меч, голод, опасных животных и чуму”. Это, опять же, как бы один в один с тем, что использует Откровение, но, честно говоря, опасность, которую вы ожидаете от опасных животных, заключается в том, что они убьют вас до смерти, верно? Так что это, по сути, смерть. В Книге пророка Иезекииля Божий суд обрушивается на старейшин Иерусалима за их идолопоклонство, кульминацией которого становится завоевание Иерусалима Вавилоном, так что вы можете понять, почему Иоанн мог использовать этот образ для описания бедствий неправедных в последние времена.
Всадники в будущем
Итак, мы понимаем, что четыре всадника Апокалипсиса представляют собой силы, развязанные Богом на Земле, которые принесут большие разрушения и смерть. Но кто они на самом деле? Ответ на этот вопрос зависит от того, как вы воспринимаете книгу Откровение в целом. Является ли она предсказанием последних времен, признаков которых мы должны искать уже сейчас? Является ли она предсказанием событий, которые должны были произойти вскоре после написания книги? Является ли она символическим комментарием к временам самого автора? Является ли все это метафорой? Есть сторонники каждого из этих взглядов, и, как и во всем, что касается теологии, у каждого из них есть свои маленькие имена.
Как объясняет портал “Есть вопросы”, футуризм – это вера в то, что Откровение описывает ряд еще не свершившихся будущих событий, которые произойдут буквально, а не метафорически. Футуристы также часто являются диспенсационалистами, что является причудливым способом сказать, что они верят, что христиане будут взяты на небеса во время Вознесения, прежде чем придут Четыре Всадника и принесут семилетний период скорби тем, кто остался в мире. Мнение Билли Грэма о том, что Антихрист придет и будет исповедовать ложные религии, которые приведут к духовной войне, нищете и массовой смерти, является примером футуристической интерпретации Апокалипсиса.
Всадники в прошлом
Другой подход к толкованию Откровения называется историзмом. Согласно “Got Questions”, историзм утверждает, что события Откровения символизируют людей и события из истории, что является несколько менее буквальным подходом, чем футуризм. Согласно историческому толкованию, разрушения, которые появляются из свитка, когда открываются печати – включая печати, которые высвобождают всадников – представляют упадок и падение Римской империи, которая была ведущей державой в средиземноморском мире во время написания Откровения и, в частности, державой, преследовавшей раннюю христианскую общину.
При таком подходе довольно легко увидеть ход событий, представленный всадниками: Завоевание, на белом коне, – это успешное расширение Римской империи при императорах первого и второго веков нашей эры, таких как Траян и Адриан. Война, понимаемая как кровавая гражданская война, представляет внутренние распри, которые в конечном итоге привели к разделению империи на Запад и Восток и бесконечным гражданским войнам. Голод представляет угнетение низших классов элитой, а Смерть означает распад великого угнетателя христианства. Все это имеет определенный смысл, но имейте в виду, что историзм также утверждает, что Зверь Апокалипсиса – это Папа Римский, а Гог и Магог – это распространение ислама.
Всадники в настоящем?
Две другие интерпретации Откровения – это идеализм, который говорит, что события Апокалипсиса Иоанна являются чисто символическими, что довольно легко понять; и претеризм, который немного сложнее. Как объясняет портал “Есть вопросы”, претеризм утверждает, что пророчество в Библии – это не предсказание будущего, а скорее комментарий к прошлому. Согласно этой точке зрения, все “предсказанное” в Откровении фактически исполнилось ко времени написания книги, причем большинство из них относится к разрушению римлянами Второго Иерусалимского храма в 70 г. н.э.. Претеристы утверждают, что второе пришествие Иисуса было духовным, а не физическим, а скорбь и суд – это непрерывные процессы.
В этих рамках четыре всадника Апокалипсиса представляют конкретные события первого века нашей эры. Завоеватель с луком и стрелами символизирует Парфянскую империю, которая беспокоила римлян в первом веке, славясь своим мастерством владения луком. Война – это снова гражданские войны, мятежи и партизанские распри, от которых страдал императорский Рим. Голод, возившийся с зерном и виноградом, представляет собой попытку сельскохозяйственной реформы, предпринятую императором Домицианом в 92 году н.э. Смерть, как всегда, достаточно понятна.
Всадники как борцы и суперзлодеи
Отчасти благодаря неизгладимому образу, созданному такими произведениями искусства, как ксилография Альбрехта Дюрера, идея квартета разрушителей, сеющих хаос на Земле, стала важной частью поп-культуры. В то время как Четыре всадника, естественно, появляются в книгах и передачах на религиозную и паранормальную тематику, таких как “Добрые знамения” Терри Пратчетта и Нила Геймана и сериал, который длился так долго, что все собирались в конце концов появиться в нем, “Сверхъестественное”, есть и несколько более удивительных аллюзий. Как объясняет Pro Wrestling Wiki, “Четыре всадника” были популярной рестлинг-группой в WCW и других промоушенах в 1980-х и 90-х годах. Первоначальный состав состоял из Рика Флэра, Арна и Оле Андерсона и Талли Бланшара, но состав несколько менялся, и в него входили такие рестлеры, как Лекс Люгер, Стинг и Сид Вишес.
Возможно, наиболее заметное другое использование Четырех всадников было в комиксах и фильмах о Людях Икс, где есть главный злодей по имени Апокалипсис, который часто использует группу из четырех генетически модифицированных и манипулируемых мутантов или других героев в качестве своих всадников. Известные члены группы – Росомаха и Гамбит в роли Смерти, Халк и Колосс в роли Войны. Самым известным членом, однако, является Ангел, которому Апокалипсис дал металлические крылья, чтобы тот служил ему Архангелом Смерти.