Неизестные факты о евангелисте Джоне Уэсли
По данным Методистской церкви Великобритании, во всем мире насчитывается от 60 до 80 миллионов методистов, что делает ее одной из крупнейших протестантских традиций, составляющей около 2% христиан во всем мире. Известные тем, что они подчеркивают личный опыт спасения, благочестие и добрые дела, а также возглавляют различные движения за социальные реформы – методисты приложили руку ко всему, от отмены смертной казни до воздержания.
Любят их или ненавидят, очевидно, что методисты оставили свой след в мире, но как они вообще появились? Все это более или менее восходит к одному человеку, Джону Уэсли, который возглавил движение, начавшееся с горстки студентов колледжа и в течение своей жизни пустившее корни на двух континентах, а затем распространившееся по всему миру.
Несмотря на то, что Уэсли был занят основанием новой христианской деноминации, он активно работал и в других областях, меняя при этом лицо науки и медицины. Давайте посмотрим на некоторые малоизвестные факты об основателе методизма.
Он чуть не погиб во время пожара, когда ему было 5 лет
Джон Уэсли был 15-м из 19 братьев и сестер, он родился в 1703 году в семье Сюзанны Уэсли и ее мужа Сэмюэля, который служил англиканским священником в городе Эпворт. Как сообщает BBC, семья Уэсли никогда не чувствовала себя желанной гостьей в бедном городке, но, тем не менее, посвятила себя работе над социальной справедливостью – особенно заботе о сиротах и вдовах.
К сожалению, в 1709 году неприязнь горожан к Сэмюэлю вылилась в предполагаемый акт поджога, в результате которого сгорел ректорский дом, где они жили. Джон в это время находился в доме и был очень близок к смерти; к счастью, он был на втором этаже, и кому-то поблизости удалось вытащить его вовремя. С этого момента Сюзанна называла его “вырванным из пламени” и настаивала на том, что он предназначен для великих дел, что, конечно, делает каждая мать, но в данном случае она была права.
“Методист” изначально было оскорблением
Дожив до совершеннолетия, Уэсли поступил в Оксфордский университет, где вступил в клуб, основанный его братом Чарльзом. Первоначально клуб существовал для обсуждения классической литературы, но затем все больше и больше стал уделять внимание духовной жизни своих членов, в основном из-за разочарования Чарльза вялым участием его одноклассников в религии. Пока еще безымянный клуб начал регулярно собираться для изучения Библии и, по данным Christianity Today, ввел строгие правила для своих членов. Члены клуба обязались принимать Святое Причастие по крайней мере раз в неделю, ежедневно молиться, регулярно посещать тюрьмы и проводить не менее трех часов в день за частным изучением Библии.
Как и следовало ожидать, этот клуб быстро стал предметом шуток среди менее благочестивых одноклассников Уэсли, которые прикрепили к нему множество эпитетов, включая “Святой клуб”, “Библейские мотыльки”, “Библейские фанатики”, сакраментарии”, “Люди суперэрогации” и, конечно же, “методисты”.
Последнее, если вы еще не догадались, происходит от интенсивного, требовательного “метода” клуба следовать христианской вере – и оно прилипло, поскольку Уэсли, несколько непреднамеренно, вывел своих последователей из англиканской церкви в новую деноминацию.
Его отдали под суд за то, что он был плохим парнем.
Через несколько лет после рукоположения в сан англиканского священника Джон был направлен в относительно новую британскую колонию Джорджию, чтобы вдохнуть жизнь в тамошнюю приходскую церковь. На корабле Джон познакомился с 18-летней Софией Хопки, родители которой наняли его для частного обучения ее французскому языку. Между ними завязался роман, особенно после того, как они высадились в Америке, но Джон решил, что женитьба будет отвлекать его от служения, и порвал отношения с Хопки вместо того, чтобы сделать предложение.
Это решение сработало для Джона как нельзя лучше, и вскоре после этого он получил письмо от Хопки, в котором она сообщала о своем намерении выйти замуж за человека по имени Уильям Уильямсон, “если мистер Уэсли не возражает”. Уэсли, конечно же, имел множество возражений, но предпочел их не озвучивать, поэтому Хопки вышла замуж за Уильямсона, который оказался ревнивцем и стал запрещать ей видеться с Уэсли, включая запрет на посещение церкви.
Уэсли тоже оказался ревнивцем и в итоге прилюдно опозорил Софию, упрекая ее в “грехах” и отказывая ей в причастии, когда она все-таки пришла в церковь, несмотря на возражения мужа. Этого поведения было достаточно, чтобы Уэсли предстал перед судьей, который, к сожалению, оказался дядей Софии и вызвал Уэсли на дуэль. Вместо этого Уэсли решил бежать из колонии, отменив судебные заседания и сбежав в Англию.
Он считал, что церкви должны быть восьмиугольными
Вернувшись в Англию, Уэсли долго искал свою душу и в конце концов пришел к выводу, что, несмотря на то, что он был священником, он совершенно не понимал Евангелия; в конце концов, он оказался на библейских занятиях с некоторыми моравцами, где он почувствовал, что его “сердце странно согрелось”, и наконец понял, что он ничего не может добавить к своему спасению, и все, что ему нужно сделать, это довериться Христу.
Обретя это новое убеждение, Уэсли удвоил свои усилия в качестве проповедника, в конце концов, связавшись с Джорджем Уайтфилдом, англиканским священником, который начал проповедовать на улице как средство благовестия. Уэсли сначала скептически относился к этому методу, но не мог поспорить с результатами. Со временем их служение распространилось на тысячи людей как в Европе, так и в Америке. Уэсли никогда не собирался основывать новую деноминацию, но когда его епископ отказался разрешить ему рукополагать американских священников после Американской революции, стало ясно, что методистам необходимо оставить англиканскую церковь.
Помимо всего прочего, это означало, что они должны спроектировать и построить собственные церковные здания. В то время как другие христиане предпочитали здания в форме крестов или аудиторий, Уэсли имел необычную склонность к зданиям восьмиугольной формы – очевидно, потому, что их было относительно легко строить и они обеспечивали довольно хорошую акустику. Однако, по той или иной причине, это был характерный внешний вид.
Он изобрел бесчисленное множество медицинских методов лечения, многие из которых включали в себя электрические разряды.
Служение Уэсли было вызвано, в частности, сильной заботой о бедных – особенно о растущих ценах на медицинское обслуживание, которые, как он сильно подозревал, по крайней мере, частично были вызваны рэкетом врачей и аптекарей, сговорившихся между собой с целью обогащения. Исходя из этого, он открыл несколько клиник и опубликовал влиятельную книгу “Примитивная медицина”, в которой перечислялись многочисленные домашние средства и народные методы лечения различных заболеваний.
Возможно, более интересным, однако, был интерес Уэсли к электричеству, которое в то время было на переднем крае науки. “Кто может постичь, – писал он однажды, – как огонь живет в воде и проходит через нее свободнее, чем через воздух? Как из моего пальца вырывается пламя, настоящее пламя, такое, что поджигает винные духи?”. Уэсли прочитал все, что Бен Франклин опубликовал по этому вопросу, и убедился, что электрические разряды как раз могут быть тем дешевым чудодейственным средством, которое он искал.
Если это звучит ужасающе, подумайте о том, что электрошоковая терапия до сих пор используется для лечения некоторых психологических заболеваний. В своей книге “The Desideratum; or, Electricity Made Plain and Useful” Уэсли писал, что хотя электричество, вероятно, наиболее полезно при “нервных расстройствах”, он в той или иной степени успешно лечил с его помощью почти все болезни.