Объяснение китайского пантеона богов
Сегодня Китай признает пять основных религий, которые включают буддизм, даосизм, ислам, католицизм и протестантизм. Юридическая библиотека Конгресса объясняет, что Китай также признает “множество народных верований”. Они являются наследием традиционной китайской политеистической религии, которая, как утверждает Всемирная историческая энциклопедия, существует уже не менее семи тысячелетий и намного превосходит все основные современные мировые религии.
Этот пантеон развился из поклонения олицетворениям природы или различным концепциям, что привело к созданию огромного пантеона из более чем 200 различных божеств. Они и сегодня влияют на китайскую духовность; например, даосы и буддисты, помимо основных предписаний своей религии, могут почитать богов этого сложного пантеона. Тем не менее, важно понимать, что в любой момент долгой истории Китая божественные пантеоны часто состояли из разных наборов богов. Вот некоторые из наиболее выдающихся членов этого пантеона, которые на протяжении всей истории Китая почитались как живые божества.
Шанди: Владыка на высоте
В традиционном китайском пантеоне нет более великого бога, чем Шангди. Britannica переводит имя этого бога как “Владыка на высоте”, которого иногда называли просто “Ди”. Однако Всемирная историческая энциклопедия объясняет, что Шанди также называли Нефритовым императором или Желтым императором. Шангди управлял погодой, обеспечивал победу в битве и определял, насколько богатым будет ежегодный урожай. Он также отвечал за закон и справедливость.
Сначала богу поклонялись во времена династии Шан, где он считался полулегендарным божественным царем. Со временем он был вытеснен концепцией бога по имени Тянь, которого некоторые считают взаимозаменяемым с Шанди. В книге “Понимание Ди и Тяня”, написанной Рут Х. Чанг, приводится больше подробностей о мутной природе Шангди, в том числе и то, что Шангди может даже обозначать группу богов. Ясно лишь то, что не существовало культового поклонения этому богу, как, скажем, греческому богу Зевсу или норвежскому богу Одину. Возможно, это объясняется тем, что люди были больше озабочены практическими вопросами и больше поклонялись местным божествам, чем далекому небесному верховному богу.
Си Ванму: Королева-мать Запада
В китайском фольклоре богиня Си Ванму жила в земле Сихуа в горах Куньлунь. Согласно Всемирной исторической энциклопедии, эта богиня бессмертия управляла в основном женскими божествами и духами.
Britannica объясняет, что в ее дворце был сад, где рос персик бессмертия. Этот плод созревал каждые 3 000 лет, после чего устраивалось всеобщее празднование. Иногда богиня дарила эти плоды избранным смертным, например, императорам династий Чжоу и Хань.
Любопытно, что богиня, также известная как Королева-мать Запада, изначально была не столь утонченной. Как описано в “Справочнике по китайской мифологии”, Си Ванму изначально была дикой богиней бедствий, болезней и наказаний. Однако затем она эволюционировала и стала высшей богиней китайского пантеона. В этой последней итерации она стала супругой Шанди. В любом случае, уже во времена династии Хань она была одним из самых почитаемых божеств, поскольку считалось, что почитая ее, можно достичь долголетия. Об этом сегодня свидетельствует ежегодный фестиваль персиковых блюдец, который проводится в день рождения богини в бассейне Ванму.
Йинлун: король-дракон
Китайская иконография наполнена изображениями драконов, и в китайском пантеоне нет более великого дракона, чем крылатый Йинлун, царь-дракон. Как объясняет “Справочник по китайской мифологии”, Инлун, что буквально означает “Ответный дракон”, назван так потому, что он пришел на помощь мифическому императору Хуанди против его врага Чиеу, вызвав наводнение. Считается, что после битвы Иньлун поселился в Южном Китае, что объясняет, почему там чаще идут дожди. Поэтому Иньлун стал известен как бог дождя, как бурного, так и мягкого.
Всемирная историческая энциклопедия также сообщает нам, что Иньлун властвовал над морем под именем Хун Шен. В результате люди почитали царя драконов на суше за земледелие, а на море – за спокойное плавание. Иньлун также мог принимать человеческий облик, обычно в виде старика с солнцем за головой. Примечательно, что Иньлун был не единственным драконом в китайской мифологии. Согласно “Священным и мифологическим животным” Йованна Бигана, драконы были элементарными по своей природе, поэтому существовали драконы земли, неба, грома и других функций.
Нува и Фукси: Родители человечества
В китайской мифологии люди были созданы богиней-матерью Нува. Эта конкретная богиня, как рассказывает “The Handy Mythology Answer Book”, автор David A. Leeming, изображалась с телом змеи с человеческой головой. Миф, кратко изложенный в “Мифах и легендах мира”, объясняет, что богиня была одинока. Поэтому она сформировала людей из грязи Желтой реки. Менее приверженная версия мифа, изложенная в “Всемирной истории”, объясняет, что она создала людей, переспав со своим братом Фукси. Считается, что Нува также убила зверей и поместила небо над головой, чтобы создать мир, в котором люди могли бы процветать. Что касается Фукси, то ему приписывают, что он дал людям огонь, металлургию, животноводство и научил их ловить рыбу.
По этим причинам и Нува, и Фукси считаются прародителями человеческой расы, а также их учителями. Вокруг Фукси до сих пор существует культ, ему поклоняются в храме Рензу в Хуайяне, который был его мифическим местом рождения.
Сунь Укун: Бог обезьян
В китайском пантеоне Сунь Укун, Бог обезьян или Царь обезьян, появился позже в истории Китая. Как следует из названия, этот бог был обезьяной и озорником. В статье, опубликованной в Гарвардском журнале азиатских исследований, объясняется, что бог появился во времена династии Тан в четвертом веке до нашей эры, но впервые появляется в текстах только во времена Южной Сун, столетия спустя. В XVI веке Царь обезьян становится главным героем знаменитого романа У Чэнъэня “Путешествие на Запад”, который, вероятно, закрепил за Сунь Уконгом выдающийся статус.
Что касается происхождения такого странного бога, то в “Книге мифологии” описывается, как Сунь Укун родился из союза неба и земли и стал настолько амбициозным, что превратился в демона. Он мог превращаться в десятки других животных, прыгать через полмира и владеть посохом, который подчинялся его командам. После смерти его заточили в подземный мир, где он тайно вычеркнул свое имя из книги жизни и смерти. Таким образом, он стал бессмертным. Однако он стал очень беспокойным, даже ел персики, дарующие бессмертие, и побеждал всех врагов, посланных убить его. Наконец Будда вмешался, поймав царя обезьян в ловушку и превратив бога в гору, чтобы тот оказался в ловушке. Его побег спустя столетия происходит в “Путешествии на Запад”, где он сам становится Буддой.
Лей Гун: Бог грома
Одним из самых угрюмых богов в китайском пантеоне был Лэй Гун. Его имя, согласно “Богам и богиням Древнего Китая”, означает “Князь грома”, и его также называют Лэй Шэнь. С крыльями летучей мыши, синим телом и страшными когтями Лэй Гун был поистине чудовищен. Однако такой облик вполне соответствовал его божественным обязанностям.
По приказу небес Лэй Гун наказывал виновных и существ, стремившихся навредить людям. Как бог грома мог это сделать? Конечно же, с помощью молний. Лэй Гун использовал своих божественных помощников, которые управляли молнией, ветром и дождем, чтобы еще больше покарать грешников. Действительно, Лэй Гун был не тем китайским богом, с которым можно шутить. Один из анекдотов, приведенных в World History Encyclopedia, гласит, что бог заметил, как женщина собиралась выбросить миску с рисом. Возражая против такого расточительства, он поразил ее молнией, от которой она мгновенно умерла. Боги посчитали, что эта женщина умерла преждевременно, и воскресили ее, чтобы она стала помощницей Лэй Гуна, которая осветила цель, которую должен был поразить Лэй Гун. То, почему ему посвящено так мало храмов, объясняется само собой. Однако это не мешает верующим произносить молитву, прося Князя Грома поразить их врагов.
Чанг’э: Богиня Луны
История богини Чанъэ очень хорошо известна в китайской мифологии. Britannica рассказывает, что она была супругой Хоу И, мифического лучника, который использовал свой лук и стрелы, чтобы остановить чуму и бороться с чудовищами, включая первобытного демона ветра. Большинство знают Хоу И по различным итерациям сказки Чанъэ. Согласно современной версии, изложенной в “Справочнике по китайской мифологии”, Хоу И был настолько восхищен, что бог послал ему эликсир, дарующий бессмертие. Однажды один из учеников Хоу И попытался взять эликсир, но Чанъэ проглотила его и скрылась в небесах. Но она хотела остаться рядом и решила поселиться на луне.
По другой версии, Чанъэ взяла эликсир, потому что Хоу И проявлял тираническое поведение. Таким образом она хотела помешать ему стать бессмертным. В этой версии Хоу И погнался за Чанъэ на луну, но не смог до нее добраться. Тогда она стала духом луны. Праздник Чанъэ в середине осени очень популярен в Китае: семьи пекут лунные пирожные для богини.
Янь Ванг: Бог подземного мира
После принятия буддизма китайская мифология стала включать в себя подземный мир. Согласно “Поклонению”, подземный мир был миром инь, который, наполненный призраками, противостоял миру ян живых. Величайшим владыкой этого мира был Янь Ван, который был его главным судьей.
Всемирная историческая энциклопедия рассказывает, что Янь Ванг, которого также называли Владыкой Ямой, судил души умерших. Эти души собирали его слуги, которые приходили, подобно жнецу, когда наступало их время, согласно “Книге Судьбы”. Некоторые из них могли быть настолько добродетельными, что становились богами. Затем другие перевоплощались, чтобы вернуться в мир ян. У других были различные степени греховности, и они были наказаны соответствующим образом. В этом последнем случае бог опирался на свитки, в которых были записаны все греховные поступки, совершенные человеком в жизни. Таким образом, в традиционной китайской религии поклонение и жертвоприношение Янь Вану означало активный и практический подход к тому, чтобы избежать ранней смерти.
Гуаньинь: богиня сострадания
Гуаньинь – богиня китайского пантеона, которая возникла в Индии как буддийская богиня Тара. Как объясняет World History Encyclopedia, эта популярная богиня появилась на свет из слез бодхисаттвы и стала его спутницей. Богиня попала в Китай по Шелковому пути во времена династии Хань и приняла имя Гуаньинь.
Как сообщает Britannica, первоначально богиня изображалась в мужском образе, но к 11 веку до н.э. она превратилась в прекрасную женщину. Гуаньинь также принимала смертные воплощения, чтобы испытать человечество. Как рассказывает Всемирная историческая энциклопедия, в одном из воплощений она была казнена своим отцом, а затем, попав в ад, высвободила все добро внутри себя. Ад стал раем. Владыке подземного мира Янь Вану это определенно не понравилось, и он выгнал ее так быстро, как только смог. После этого Гуаньинь стала жить на Ароматной горе и наблюдать за человечеством. В частности, она могла видеть тех, кто находился в опасности в море, и посылать им помощь. Поэтому она стала святой покровительницей тех, кто работает в море.
Эрланг: Подавитель демонов
Бог Эрланг Шен начал свое существование как объект культового поклонения, которое, как говорится в работе “Зооморфное воображение в китайском искусстве и культуре”, было осуждено династией Сун. Однако популярность бога росла.
Эрланг был уникален. Как описано в “Краткой истории бессмертных в неиндуистских цивилизациях”, он обладал третьим глазом в центре лба, который видел истину. Он также был известен как величайший воин богов, и поэтому его называли “Победителем демонов” среди прочих титулов. В помощь Эрлангу у него была гончая по имени Тиангоу, которую, как описывает Всемирная историческая энциклопедия, он использовал для преследования злых духов. Другие подробности об этом боге приводятся в “Истории обычаев династий Сун, Ляо, Цзинь и Сяся”, где говорится, что он был не только воином, но и богом воды, который создавал гидротехнические сооружения. Праздник Эрланг Шен был очень популярен в древнем Китае и остается таковым по сей день.
Кайшен: Бог богатства
Один из богов китайского пантеона, который и сегодня почитается по самым практичным и очевидным причинам, – это Кайшен, бог богатства. Britannica приводит два варианта происхождения этого бога. В одном случае Кайшен изначально был отшельником по имени Чжао Гунмин, который использовал магию для поддержки династии Шан, но затем был убит магией. Поскольку Чжао был добродетельным, он стал Кайшеном. По другой версии, Кайшен был человеком по имени Би Гань, которого казнил последний император Шан.
Независимо от происхождения, Кайшен популярен во время китайского Нового года, когда его чествуют в надежде принести богатство в наступающем году. Всемирная историческая энциклопедия объясняет, что Кайшен обычно изображается в виде статуи богатого человека, несущего богатство, или иногда с сопровождающими его лицами, несущими чаши с золотом. Однако Кайшен – это не только бог материального богатства, но и богатой жизни. В этом отношении, хотя Кайшен был популярен среди купеческого сословия, он также был популярен среди всех классов, а храмы, посвященные ему, были самыми многочисленными в традиционном Китае.
Лу Бань: Бог плотницкого дела
Лу Бань был богом плотницкого дела и, как сообщает “Китайская мифология от А до Я” Джереми Робертса, был высокофункциональным небесным бюрократом. Он возглавлял небесное министерство общественных работ. Одна история о Лу Бане подытоживает его мастерство и характер. В молодости он построил воздушного змея. Этот воздушный змей мог держаться в воздухе несколько дней и считается прародителем всех воздушных змеев. Но он был настолько мощным, что его отец взял его и использовал для полета. Очевидно, его отец приземлился в Ухае, где жители, увидев человека, летящего по воздуху, не без оснований решили, что над ним навис демон. Они тут же убили отца Лу Бана. Это разгневало Лу Бана, и, чтобы отомстить за отца, он построил из дерева бессмертного, который затем вызвал в городе засуху.
В книге “Достижения в области образования и исследований механизмов, робототехники и дизайна” говорится, что Лу Бань был настолько искусен, что построил деревянную повозку, которая двигалась без участия человека. На самом деле Лу Бань основан, возможно, на реальном изобретателе из пятого века до нашей эры, чье мастерство было настолько велико, что он неизбежно стал объектом легенды.
Цзао-шэнь: Бог кухни
Возможно, самым вездесущим богом в Китае был и остается Цзао-Шэнь, Бог кухни. Britannica сообщает нам, что это имя буквально переводится как “бог очага”, что является лучшим описанием Зао-Шеня, поскольку его обязанности выходили за рамки кулинарии. Но его обычное место обитания было над кухонной плитой в виде бумажного изображения, поэтому Кухонный бог – более распространенное имя для него.
В книге “Образы предков” Хью Д.Р. Бейкера объясняется, что у Цзао-Шэня было две функции. Во-первых, он определял, сколько проживет каждый член семьи. Во-вторых, он посылал ежемесячные отчеты местному городскому богу о поведении каждого члена семьи. Завершающим этапом был ежегодный доклад Небесному императору. Всемирная историческая энциклопедия описывает, как после предоставления этих отчетов он получал приказ одарить семью удачей или несчастьем. Возможно, лучшей аналогией для Цзао-Шэня было то, что он был информатором в рамках духовного шпионского государства. Конечно, Цзао-Шэнь приносил некоторую пользу дому. Он защищал домочадцев от призраков.
Чтобы попытаться добиться благосклонности Зао-Шеня, люди приносили богу церемониальные подношения перед его ежегодным визитом на небеса во время китайского Нового года. Как правило, подношения в виде вина, еды, денег или других бумажных предметов сжигаются вместе с изображением бога, которое затем быстро заменяется новым изображением.
Туди Гонг: Владыка места
Самыми первыми богами в традиционном китайском фольклоре были Туди Гун, что в переводе Britannica означает “Владыка места”, “Владыка земли” или “Бог земли”. Не существовало единого Туди Гуна. Скорее, это были боги, которые обитали в одном месте, и им приписывались обязанности, присущие только этому месту. Это может означать, что для определенного моста, общественного здания или даже дома существовал свой Туди Гонг.
Исторически считается, что эти боги произошли от реальных людей, которые могли оказывать помощь общине и были обожествлены после смерти. В книге Стефана Фойхтванга “Народная религия в Китае” отмечается, что не существует четкого определения Туди-гуна, поскольку некоторые из них могли обеспечивать защиту целым кварталам. К туди-гонгам можно было обращаться за помощью в ограниченных календарем видах деятельности, например, в сельском хозяйстве. Считалось, что туди-гонги также охраняют могилы. В этом смысле Туди-гуны были похожи на чиновников, охраняющих мир. Они сразу же подчинялись богу следующего уровня, Чэн Хуану, который был богом определенного города. Таким образом, любой город мог иметь десятки и десятки местных богов.