Внутри древнекитайских траурных ритуалов, связанных с ранней смертью детей
Из всех ужасов, которые приходится переживать в жизни, смерть ребенка выделяется особой жестокостью. Это не просто прерывание связи одного человеческого поколения с другим, это уничтожение мечтаний, надежд и общей любви родителей ребенка. И все же до 20 века существовали минимальные гарантии того, что ребенок доживет до взрослого возраста. Как показывают данные “Нашего мира в данных”, на протяжении большей части истории человечества 26.9% всех людей в мире умирали в младенчестве. Если рассматривать тех, кто умер в детстве, до 15 лет, то их число возрастает до 46.2%.
Начиная примерно с 1900 года, младенческая смертность резко снизилась. Даже только за последние 30 лет число младенческих смертей на 1000 рождений снизилось с 65 до 27, как показывает Всемирный банк. Это поразительная цифра, свидетельствующая о силе современной медицины, санитарии и профилактики заболеваний.
Именно поэтому многие древние культуры призывали родителей не слишком привязываться к своему потомству, как говорится в книге “Дети и молодежь в истории”. Это может показаться бессердечным, но разве был лучший способ? Ритуалы – это еще один способ справиться с горем, будь то простой цветок на могиле или что-то сложное, как египетская мумификация. Даже наши двоюродные братья, Homo neanderthalensis, хоронили своих мертвых, о чем рассказывают сайты, подобные CBC. А в древнем Китае, строго формальной культуре, построенной на строгом социальном ранге и санкционированном общественном поведении, ритуалы для умерших стали чрезвычайно сложными и требовательными.
Древние традиции в письменном виде
Когда мы говорим о “древнем Китае”, важно помнить, что речь идет не об одном, статичном, неизменном блоке многовековой цивилизации. Это верно вне зависимости от региона мира, например, Древней Греции, Рима, Египта и т.п. У нас есть свидетельства первой возможной китайской династии, династии Ся, восходящие к 2100 году до н.э., как показывает Музей Метрополитен. Оттуда мы имеем династии Шан, Чжоу, период Воюющих государств, Цинь и Хань, вплоть до 220 г. н.э.. Вся эта история, длившаяся 2 300 лет, была полна периодов регионального мира и раздоров, захвата земель и власти, масштабных социальных и культурных сдвигов, и так далее. Традиции, особенно те, которые касаются такой важной вещи, как смерть, должны были развиваться и отличаться друг от друга в течение всего этого времени.
Записи об обычаях, связанных со смертью детей, относятся к династии Чжоу и посвящены социальному этикету, как описывает China Knowledge. Речь идет о кодексах поведения, вдохновленных конфуцианством, а не о юридических строгостях, особенно в отношении знати. Они были собраны и зафиксированы в книге “Йили”, или “Этикет и обряды”, примерно до династии Хань. С этого момента “Йили” стала стандартным справочником для обсуждения обычаев, связанных со смертью. К концу эпохи Хань политик и писатель Чжэн Сюань написал ряд комментариев к этому тексту, как объясняет Стэнфордский университет.
Социальные ритуалы с высокими предписаниями
Поскольку “Йили” – очень древний текст, некоторые его разделы не сохранились, независимо от того, насколько важным он был и сколько раз его копировали. Как объясняет China Knowledge, некоторые части добавлялись, удалялись, изменялись и переставлялись, чтобы создать нынешнюю, “окончательную” версию в период Цзинь. Только после этого книга получила официальное название “Йили”. Все эти предостережения сводятся к следующему: Наше представление о ритуалах смерти в древнем Китае ограничено, получено в определенный период времени, написано с точки зрения богатых вельмож и совсем не применимо ко всем людям всех сословий из всех регионов континентального Китая на протяжении сотен лет. Но, тем не менее, это основной источник информации, которым мы располагаем.
В “Йили” рассматривается широкий спектр тем, помимо смерти и траура. Даже названия глав свидетельствуют о тщательном, навязчивом внимании к рангу и формальности. Кроме того, они явно написаны для некрестьян. Названия глав включают “Визит одного рядового офицера к другому”, “Межгосударственные миссии”, “Меньший набор зверей, предлагаемых в пищу предку” и др. Рассуждения носят исключительно предписывающий характер, например, “Затем, перекинув их через левое плечо, он берет ошейник и пояс вместе в левую руку. Затем он поднимается по лестнице, приставленной к передней части восточной стены, и, поднявшись в центр дома, становится лицом на север и использует одежду, чтобы пригласить дух вернуться к ним”.
Разные обряды для разных возрастов
Даже на фоне подробного, ритуального поведения, описанного в “Йили”, ритуалы смерти для детей могут удивить читателей больше всего. Например, как описывается в книге “Дети и молодежь в истории”, траурные ритуалы различались в зависимости от возраста умершего ребенка. Идея заключалась в том, как объясняет China Knowledge, чтобы создать временные рамки для возвращения скорбящего к нормальной, повседневной жизни. Конечно, мы не можем объяснить, что чувствовали родители и близкие, но только внешнее, социально приемлемое проявление траура в обществе и среди окружающих.
Если ребенок умирал в возрасте от 8 до 11 лет, смерть считалась “незначительной преждевременной”. Смерть в возрасте от 12 до 15 лет была “средней преждевременной”, а от 16 до 19 лет – “старшей преждевременной”. Каждая возрастная группа предполагала последовательно более длительный период ритуального траура, от 7 до 9 месяцев, а также разный уровень погребальной одежды. У детей до 8 лет, даже в возрасте всего нескольких месяцев, не было официального периода траура, и скорбящие не носили траурную одежду. Тем не менее, политик и писатель Чжэн Сюань писал, что скорбящим разрешалось оплакивать по одному дню за каждый месяц жизни ребенка, как сообщает Стэнфордский университет. Однако, как сказал Чжэн, “если у младенца еще нет имени, то причитаний быть не должно”. Взрослых, напротив, обычно оплакивали в течение 25 месяцев или около того, в четыре отдельных этапа, различающихся одеждой и ритуалами.
Важность одежды и внешнего вида
На первый взгляд может показаться бездушным “регулирование” горя путем настаивания на том, чтобы скорбящие следовали регламентированному поведению. Однако такие обычаи были призваны поддержать скорбящих, обеспечить предсказуемость и символический путь к нормальной жизни. Например, как объясняет China Knowledge, халаты чжанькуй не имели швов на концах, чтобы показать, что “сердце было разрезано на части, как ножом”. Социальный порядок также был важен во время траура. Скорбящим не разрешалось нарушать покой соседей, например, громко петь или стучать по зерну. В связи с этим существовала целая группа частных, “сердечных” траурных мероприятий, которые некоторые люди проводили дома – например, носили погребальную одежду, – а не на публике. Вполне логично, что матери и отцы умерших младенцев и детей младше 8 лет могли придерживаться такой практики.
Одежда, возможно, была самой важной частью траура, как для детей, так и не для детей, как описано в 11 главе “Иили”, “Саньфу”. Траурная одежда всегда была белой и неокрашенной – естественной и простой, другими словами. Кроме того, существовало пять особых видов траурной одежды: сима, сяогун, дагун, цикуй и вышеупомянутый чжанькуй. Каждый предмет одежды был связан с разной фазой траура, разным человеком, которого оплакивали, разными отношениями между скорбящим и умершим и разным социальным рангом. Эти различия составили ошеломляюще плотный, почти как электронная таблица, набор рекомендаций по траурной одежде.
Младенцы, а не люди
Когда мы говорим, что в древнем Китае не было официального периода траура для детей до 8 лет, как описано в “Или”, это не значит, что обычаев не было вообще. Скорее, похоронные обряды для детей младшего возраста возвращались к местным, а не национальным обычаям, как говорят в Стэнфордском университете. Это означает, что для детей младшего возраста существовало большое разнообразие обычаев по всей стране.
В целом, чем младше ребенок, тем более перфектными были похороны. Самых маленьких часто “хоронили в любом месте на глубине нескольких дюймов, а остальную землю насыпали поверх”, как писал автор Ж.Ж.М. де Гроот в период поздней Цин. Он продолжал: “Многих младенцев вообще не хоронят, урну или ящик просто выставляют на открытой местности, где они также вскоре становятся жертвой птиц и голодных собак”. Это не было редкостью не только в Китае, но и во всем древнем мире, и соответствовало более широкому убеждению “младенцы – не люди”. И все же, что интересно, такие убеждения исходили от населения, а не от власть имущих. Например, во время правления императора Юнчжэна правительственный чиновник Ван Шишэн называл беглые похороны “злом”, а их последователей – “глупцами”.
Однако это не означает, что родителям было легко избавляться от своих мертвых детей. Высокий уровень детской смертности, низкий доход и минимальные ресурсы, а также избыток горя могли привести к тому, что у некоторых родителей просто не было другого выбора.