Удивительное происхождение животных, разговаривающих в канун Рождества

На Рождество мы склонны выходить за рамки привычных представлений.

Удивительное происхождение животных, разговаривающих в канун Рождества

Рождественские кошка и собака

По какой-то причине в Рождество мы склонны выходить за рамки привычного. Возможно, дело в пьянящем аромате мускатного ореха в воздухе, тяжелой дозе рождественского настроения, а может, просто в эгг-ноге, но за многие века мы придумали немало причудливых фантазий для этого времени года. У нас есть толстый веселый старик, который, бросая вызов физике пространства-времени, за одну ночь спускается по всем дымоходам в мире. Из всех животных на выбор – олени, которые парят в небе, чтобы помочь ему. В Европе есть Крампус – страшное норвежское чудовище с бараньими рогами, чье наказание за плохое поведение гораздо более суровое, чем уголек в чулке.

Но есть еще одна легенда из Европы, о которой вы, возможно, не слышали. Как сообщает Mental Floss, распространенная в Европе легенда о том, что в канун Рождества животные могут разговаривать. Она основана на вере в то, что младенец Иисус родился в полночь на Рождество, и его явление в образе человека не только решило проблему вечного спасения, но и вызвало такое фантастическое явление, как наделение всех животных – и дворовых, и диких, и даже домашних – способностью говорить.

Христианские корни разговора животных в канун Рождества

Рождественская сцена с ослом и волом

Ни в одном из рождественских повествований Нового Завета не упоминается говорящая фауна, так откуда же взялась эта легенда?

Согласно Sky Writing, существует норвежская легенда о говорящих животных, которая посылает детей по всей стране в конюшни и стойла в канун Рождества в надежде услышать рождественское чудо. По простой логике, Иисус родился в хлеву, среди всевозможных животных, которые одними из первых стали свидетелями прихода Спасителя в мир. Скандинавская легенда гласит, что малыш появился на свет ровно в полночь, и все животные в хлеву с удивлением наблюдали за его рождением. Затем Бог наделил их способностью говорить, чтобы воздать хвалу чуду, свидетелями которого они только что стали.

По легенде, они разговаривали несколько минут, но прекратили разговор перед самым приходом пастухов. Возможно, Мария и Иосиф решили, что им никто не поверит, поэтому упоминания о болтливых существах не попали в “Добрую книгу”. Взрослые в Скандинавии считают, что глупые дети должны быть дома в постели, а не в конюшне.

Другие говорят, что говорящие животные на Рождество – это, скорее всего, язычество.

корова в шапке Санта-Клауса

Как и рождественские венки, омела и некоторые другие праздничные традиции, разговоры животных в канун Рождества, скорее всего, имеют языческие корни. Марк Либерман из журнала Language Log привел несколько текстов, которые укладывают легенду в дохристианскую почву языческой истории Рождества. Он ссылается на статью из ежемесячного бюллетеня Библиотеки Карнеги за 1919 год, в которой говорится, что “многие верования, связанные с [Сочельником], демонстрируют большую примесь язычества”. Говорящие животные могут иметь отношение к волам и ослам, часто встречающимся в сценах Рождества, но, скорее всего, это остатки языческих верований, которые были синкретизированы и присвоены современному христианскому празднованию праздника.

Либерман также процитировал рассказ франко-американской писательницы Маргариты Канлифф-Оуэн 1901 года под названием “Страдания принцессы”, в котором бедный юноша, расстроенный тем, что богатый отец его возлюбленной не разрешает им быть вместе, отправился в хлев, чтобы предаться печали. В итоге юноша беседует с волом, который знает, где находится тайное сокровище, до которого не добраться людям, “если только кровь христианина не будет принесена в жертву духам, которые оживляют эти памятники прошлых и языческих веков”. Но поскольку эта рождественская легенда имеет отношение к обоим религиозным лагерям, в канун Рождества отправляйтесь в местный амбар и проверьте, не слышите ли вы разговоров скота или волов, независимо от того, как вы верите.

Оцените статью
АльтГранж
Добавить комментарий

шестнадцать + 13 =