Дзен-буддизм: История и практика

Прошли сотни лет с тех пор, как буддизм распространился из Индии по всей Азии. За эти столетия его основные верования смешались с многочисленными культурами.

Дзен-буддизм: История и практика

Будда под деревом

Прошли сотни лет с тех пор, как буддизм распространился из Индии по всей Восточной и Юго-Восточной Азии. По сути, буддизм зародился в Непале как своего рода упрек укоренившейся классовой нищете и угнетению. Как гласит история, Сиддхаттха Гаутама, первый Будда, был богатым уроженцем, который встал на путь просветления после того, как впервые покинул свой дворец и столкнулся с крайней нищетой. Буддизм действительно представляет собой взгляд на жизнь по принципу “мы все равны в наших страданиях и потенциальных достоинствах”.

На каждом этапе исхода из Непала ценности и заповеди буддизма менялись. В Индии Будда стал считаться воплощением индуистского бога Вишну. В Китае в шестом веке буддизм столкнулся с родными даосизмом и конфуцианством и вобрал в себя немного натурализма и дуализма “свет-тьма”. Из Кореи в седьмом веке он перешел в Японию 500 лет спустя в 12 веке, сообщает Би-би-си.

На протяжении веков основные буддийские верования – особенно значимые в странах с большим разрывом в уровне жизни – смешивались с тайской, камбоджийской, вьетнамской, лаосской, индонезийской, малайзийской и т.д. культурами. Некоторые из этих стран, например Индонезия, имеют мусульманское большинство, в то время как другие, такие как Таиланд, в подавляющем большинстве буддистские. В настоящее время, как гласит история, во всем мире существует множество буддийских школ, ответвившихся сект и полмиллиарда последователей. А в Японии буддизм приобрел свой очень японский “дзенский” колорит.

Быть, не будучи

Дзен-монах

На BBC есть список принципов дзен, которые сбивают с толку, если представить их все сразу. И, честно говоря, в этом-то и есть смысл. Среди заповедей: “сосредоточься на том, что есть, а не на том, что ты думаешь”, “види то, что есть, а не то, что ты думаешь”, “не думай, просто будь”, “не философствуй, просто “пойми””, “не будь скован логикой или словами” и так далее. В целом, подобные коаны – фразы, используемые для абстракции и ведущие к просветлению, как резюмирует Big Think, – предназначены для того, чтобы озадачить ум и привести его к осознанию. Они также предназначены для того, чтобы быть в конечном итоге неактуальными.

Правильнее всего думать о дзен-буддизме как о “способе существования”. Вы даже не можете точно использовать такие слова, как “философия” или “система верований”, потому что это подразумевает некий систематизированный метод, который предшествует просветлению и может быть применен, как математика. Представьте себе, что вы сидите в лесу и настолько настроены на окружающую среду, что ваше самоощущение, ваше эго, ваш интеллект и воспоминания, все, чем вы являетесь, просто улетучивается. В этот момент вы являетесь своим “истинным Я”, “Я” без всего накопленного мусора разумной жизни. Существует некая зарождающаяся вещь перед вашим “я”, которая, как это ни парадоксально, достижима только через исчезновение.

Такие буддийские постулаты, как объясняет Международная ассоциация дзэн, возникли в результате знакомства с коренной японской религией синто. В синто большое внимание уделяется уважению к природе и взаимосвязанному духу всего живого.

Передается от учителя к ученику

Дзен-монахи

История дзен-буддизма достаточно хорошо задокументирована. Как уже говорилось, дзен прибыл в Японию из Китая в XII веке. Однако для его последователей история дзен не обязательно исчисляется календарными годами, а тем, какой учитель передал то или иное учение тем или иным ученикам.

В шестом веке, примерно через 1000 лет после жизни Будды, индийский монах по имени Бодхидхарма принес в Китай свою особую марку буддизма. Бодхидхарма подчеркивал важность простой сидячей медитации со скрещенными ногами для достижения просветления, без множества других сложных ритуалов. Он также подчеркивал важность действия над верой и своего рода спонтанное просветление “выстрелом с плеча”, как это описывается в книге “Львиный рев”. По его словам, просветление будет приходить урывками, а не постепенно.

Эта ветвь буддизма, называемая в Китае “чань”, получила распространение в Японии благодаря монаху 13 века Догену, как объясняет Association Zen Internationale. В то время другие школы буддизма уже добрались до Японии, но, по всей видимости, были немного раздуты от денег. Доген, следуя по стопам Бодхидхармы и под эгидой своего собственного учителя в Китае, Руджина, выступил за то, чтобы снова сократить буддизм. Он говорил, что нужно сосредоточиться на прямой передаче знаний от учителя к ученику в тихой, сидячей, контролируемой медитации.

Этот подход настолько хорошо сочетался с японскими чувствами, что в настоящее время в Японии насчитывается более 20 000 храмов дзэн, о чем также сообщает Международная ассоциация дзэн. Доген также написал влиятельную книгу под названием “Сёбогендзо”, или “Сокровище глаза истинного закона”.

Медитация дзадзэн в течение дня

Дзен-монах, занимающийся медитацией дзадзен

Если дзен звучит невероятно туманно и неопределенно, а такие слова, как “озарение” и “истина”, не вызывают у вас ничего конкретного, то приверженцы дзен могут ответить: “Освободи – свой – ум”, как Морфеус из “Матрицы” учит Нео прыгать по крышам. Неясность намеренная, как считают, чтобы сбить с толку рациональный, деконструктивный ум. Это может сделать дзен либо невероятно разочаровывающим для людей с научного, гуманистического Запада, основанного на Просвещении, либо невероятно привлекательным и индивидуалистичным, как признает Lion’s Roar.

Если говорить о том, как на самом деле “делать” дзен, то его практика так же проста и строга, как и его принципы. Она действительно в основном состоит из регулярной медитации “дзадзен” в течение дня. Сядьте с закрытыми глазами, возможно, лицом к стене, держите спину прямо, глаза слегка приоткрыты и устремлены на какую-то точку чуть ниже вашего поля зрения, и пусть мастер корректирует вашу позу или поправляет вас. Если у вас нет под рукой мастера дзен, не волнуйтесь: большинство людей им не пользуются. Некоторые монахи делают такие вещи, как держат руки на коленях в форме круга, большой палец на большом пальце, ладонью вверх. Если ваш ум блуждает, ваши руки также ослабят свою четкую круглую форму, что является признаком того, что вы не совсем дисциплинированы, как вам следовало бы. Попробуйте еще раз.

Если все это звучит мучительно, и вы думаете, что лучше бы вы смотрели Netflix, в этом тоже есть смысл: самосовершенствование – дело трудное. С этим, по крайней мере, все могут согласиться.

Оцените статью
АльтГранж
Добавить комментарий

2 × 5 =