Легендарные существа, связанные с пещерами

Пещеры часто встречаются в фольклоре и мифологии на протяжении всей истории человечества. Во многих легендах люди встречаются с существами, живущими в темноте.

Легендарные существа, связанные с пещерами

Иллюстрация дракона пещерного воина

Пещеры чрезвычайно часто встречаются в фольклоре и мифологии со всего мира. Это темные, таинственные места, и люди, которые отваживаются войти в них, могут вернуться измененными – или не вернуться вовсе. Метафорически они часто символизируют неизвестность, которую герой должен исследовать, а затем благополучно вернуться, чтобы получить знания и достичь своих целей. В некоторых легендах они буквально являются вратами в другие миры или входами в подземный мир. Неудивительно, что во многих из этих легенд люди сталкиваются с существами, живущими в темноте.

Некоторые из этих существ озорны и могут разыгрывать людей, случайно попавших в их логово, как, например, перуанский Муки. Другие, как болгарский змеиный царь или древнегреческие пчелиные девы, хранят тайные знания, которые может растолковать правильный герой. Многие, как норвежские тролли, могут поглотить людей, достаточно глупых, чтобы заглянуть в их пещеры в поисках убежища. Другие, как страшное чудовище Сциллы из гомеровского эпоса или Грендель из древнеанглийской саги, выходят из своих пещер только для того, чтобы охотиться на людей.

Гном

Рэкхем Иллюстрация гнома, кующего оружие под землей

В популярном фольклоре и многих современных фэнтезийных адаптациях гномы обычно изображаются как маленькие бородатые мужчины, живущие в горных пещерах. Вероятно, это восходит к самым ранним историям о гномах, или двергах, в норвежской мифологии, где гномы изображались как мастера-ремесленники, живущие глубоко под землей. В некоторых легендах, например в истории об Альвисе из исландского текста XIII века “Прозаическая Эдда”, гномы превращаются в камень, если к ним прикасается солнечный свет, и, возможно, именно поэтому их род предпочитает жить под землей и в темных пещерах.

В большинстве норвежских мифов эти обитатели пещер не герои или злодеи, а высококвалифицированные ремесленники, способные создавать могущественные магические предметы – в том числе ковать знаменитый молот бога грома Тора Мьёльнир и плести из настоящего золота волосы для богини Сиф, после того как бог-трикстер Локи в шутку отрезал свои. Хотя герои и боги, которые имеют с ними дело, могут предложить невероятные товары, гномы из норвежских мифов ведут жесткую торговлю и жестоко наказывают тех, кто не платит им по справедливости. В одной из историй чрезвычайно могущественная Фрейя, богиня любви, войны, смерти и плодородия, посещает гномью пещеру и занимается сексом с несколькими гномами в обмен на то, что они выкуют для нее волшебный ошейник. В другой легенде Локи пытается выйти из сделки с гномами с помощью словесной хитрости, а они в ответ зашивают ему рот.

Дракон

Иллюстрация Рэкхема Дракон с костями

В современном фэнтези драконов часто можно встретить сидящими на кладе золота в тайном пещерном логове. Хотя эта характеристика драконов популярна и по сей день, она не нова. Еще в индийских легендах, записанных в первом веке, драконы жили в пещерах.

Некоторые считают, что эти легенды о пещерных драконах могли возникнуть из рассказов о змеях, обитавших в Индии в это время. Независимо от того, действительно ли реальные существа, обитающие в темных пещерах, послужили источником первых легенд о драконах, как описано в статье Фила Сентера, Уты Маттокс и Ид. Э. Хаддада в статье 2016 года в Journal of Folklore Research, мифы о драконах часто смешиваются с реальной историей. В одной из историй реальный исторический деятель IV века Александр Македонский описывается как путешествующий в Индию специально для того, чтобы обзавестись собственным драконом. Там он обнаружил дракона, который был настолько огромен, что его глаза были размером со щит. Хотя дракон высунул голову из пещеры только для того, чтобы шипеть на знаменитого завоевателя, он мог сказать, что тот чрезвычайно велик. Сначала он подумывал убить дракона, но местные жители сказали, что он священный, и он оставил его в покое.

Муки

Шахта в Боливийских Андах

В горах Анд издавна ведется добыча полезных ископаемых, и на протяжении многих поколений шахтеры Колумбии, Боливии и Перу рассказывали истории о существах, живущих в рукотворных пещерах в горах. Одно из них – муки.

Муки часто изображаются делающими то, что делали бы люди-шахтеры, например, носящими их одежду и фонари. Однако если он пытается замаскироваться под человека, то ему это не удается, поскольку его физическое тело настолько отличается от человеческого, что его никогда не примут за человека, даже в темной пещере. Предполагается, что Муки – это бледное мускулистое существо двухметрового роста с огромными ступнями, светлыми волосами и огромными глазами, похожими на лампы. Эти легенды, вероятно, развились из еще более ранних сказаний этого региона о подземных чудовищах и демонах, которые, как считалось, приходят из подземного мира.

Муки иногда описывают как загадочное существо, похожее на полтергейст, которое саботирует шахтерское оборудование и крадет вещи у горняков. В других сказках они заключают сделки с шахтерами, соглашаясь помочь им с работой в обмен на еду, но люди не всегда благоразумно принимают их предложения. Муки могут быть обманщиками или наказывать тех, кто не выполняет свою часть сделки, обрушивая пещеру, в которой они работают, и загоняя шахтеров в ловушку под землей.

Пчелиные девы

Золотая резьба Пчелиные богини

В греческой мифологии есть множество нимф и духов природы, но самыми странными из них, возможно, являются пчелиные девы-прорицательницы. Это три существа с головами женщин и телами пчел, которые живут в Корикийской пещере, реально существующей в Греции. Как описано в работе Хильды М. Рэнсом 1937 года “Священная пчела в древности и фольклоре”, эти три пчелиные девы обладали способностью видеть будущее до тех пор, пока ели мед. Как бы странно это ни казалось, некоторые историки считают, что нимфы (духи природы, которые, как считалось, живут очень долго) и пчелы когда-то были одним и тем же существом – оба жили в пещерах.

В Древней Греции пчелиные ульи процветали в пещерах, потому что внутри них часто находились источники пресной воды, и они были защищены от ветра и дождя. Многие легенды, например, о пчелиных девах, обучающих бога солнца Аполлона, или о младенце, царе богов Зевсе, которого кормят нимфы и пчелы, происходят в пещерах. Считается, что древние греки поклонялись и пытались предсказать будущее в пещерах, чтобы быть ближе к пчелам и их мифическим аналогам – нимфам Пчелиным Девам.

Гиганты

Иллюстрация Ван Тулдена, сражающегося с полифемом

Хотя в фольклоре и мифологии можно было бы ожидать, что существа, живущие в пещерах, будут маленькими, чтобы им было удобно жить в темных подземных пространствах, которые были бы тесны для человека, некоторые из них огромны. Во многих культурах мира существуют легенды о гуманоидных существах, которые намного, намного больше человека. Интересно, что многие из них живут в пещерах. В некоторых случаях источником вдохновения для мифов могли послужить реальные пещеры.

В одной из легенд западноафриканского народа крачи рассказывается о страшном великане с километрами и километрами белых волос, живущем в огромной пещере. Великан был воплощением самой смерти и обманом заставлял молодых людей служить ему в обмен на вкусную еду. В “Одиссее” Гомера людоед, циклопический великан Полифем живет в пещере вместе со своим стадом овец. В норвежской мифологии в системе пещер под землей живет огненный великан Сюртр, которого иногда называют Сжигателем или Чернокнижником. Как сообщает Археологический институт Америки, считается, что эта легенда могла быть навеяна огромной 40-футовой пещерой в Исландии, образованной потоками лавы. Однако не все люди, нашедшие гигантские пещеры, обязательно подвергались опасности. В одной исландской легенде, рассказанной в книге Джона Линдлоу “Тролли”, поселенец отправляется в пещеру великана, чтобы прочесть для него поэму.

Грендель и его мать

Иллюстрация Гренделя, несущего людей

“Беовульф” – древнеанглийский эпос, написанный, вероятно, в VIII веке. В первой части повествования рассказывается о том, как на зал короля Дании нападает страшное существо по имени Грендель, которое каждую ночь выходит из близлежащего болота, чтобы схватить и съесть королевских людей. Герой Беовульф отрывает монстру руку и убивает его, но мать твари жаждет мести. Чтобы сразиться с ней, Беовульф ныряет в болото и находит на дне пещеру, которая оказывается их логовом. Там Беовульф находит волшебный меч и после борьбы убивает им мать Гренделя.

Эта пещера не только является страшным логовом чудовищ в контексте истории, но и оказывает большое влияние на современное повествование. Как описывает Базимазики Габриэль в Международном журнале английской литературы и социальных наук, один из традиционных этапов структуры истории Джозефа Кэмпбелла называется “подход к самой сокровенной пещере”, когда герой метафорически должен отправиться в глубокое, темное, чудовищное место, чтобы найти то, что он ищет. В очень влиятельном романе “Беовульф” это происходит буквально.

[Image by John Henry Frederick Bacon via Wikimedia Commons | Cropped and scaled | CC BY-SA 4.0]

Демоны адских ворот Ирландии

Вход в пещеру Круахан

Прежде чем 31 октября стало Хэллоуином, наступил Самайн – древний кельтский праздник, во время которого считалось, что мир духов ближе к миру природы, чем в любую другую ночь в году. Согласно легенде, в один из дней Самайна из пещеры Круахан, которую сейчас называют “адскими воротами Ирландии”, высыпала целая толпа чудовищ.

Среди этих существ были орда гоблинов, стая красных птиц и один смертоносный трехголовый гриф. Как подробно описано в книге Кэрол Роуз “Гиганты, монстры и драконы: An Encyclopedia of Folklore, Legend, and Myth”, это было печально известное существо по имени Айлен Тренченн, которое, как считалось, обитало в пещерах и древних курганах, появляясь только для того, чтобы начать войну с людьми. В ночь на Самайн, когда чудовища вышли из пещеры Круахан, их вел Эйлен Тренченн, намереваясь убить всех жителей Ирландии.

[Image by Gillaween via Wikimedia Commons | Cropped and scaled | CC BY-SA 4.0]

Grootslang

Змеиное чудовище на слоне

По описанию, у грутланга тело массивной серовато-зеленой змеи, голова слона, капюшон кобры, ядовитые бивни и прорезанные глаза. Как и слоны, они живут большими стадами, состоящими из матерей, детенышей и воспитателей, которые остаются вместе всю жизнь, а молодые быки уходят, чтобы проложить свой собственный путь. Согласно южноафриканским легендам, изложенным в книге Д.Р. Макилроя “Суеверия: A Handbook of Folklore, Myths, and Legends from Around the World”, эти существа живут в бесконечной системе пещер под землей, которая полна алмазов.

Считается, что грутсланг был создан богами по ошибке, но по крайней мере один из них скрылся в пещерах до того, как их удалось расколдовать. Теоретически гроутсланг может съесть человека, но больше всего ему нужны драгоценные камни, и во многих сказках люди могут выторговать себе жизнь, предложив гроутлангу больше алмазов, чтобы он ушел с миром.

[Image by Jeff McArthur (Guategeek) via Wikimedia Commons | Cropped and scaled | CC BY-SA 3.0]

Тролли

Скульптура тролля из Сиэтла

Произведения Дж. Р. Р. Толкиена навсегда связали троллей и пещеры в общественном сознании – от пещеры троллей в “Хоббите” до пещерного тролля во “Властелине колец”. Как и многие другие произведения филолога, Толкейн вдохновлялся гораздо более древним фольклором.

Часто истории о троллях связаны с тем, что человек случайно укрывается в пещере, которая оказывается логовом тролля. Как рассказывается в книге Джона Линдлоу “Тролли”, в одной исландской истории XV века принц отправляется в пещеру в надежде найти огонь, но массивная женщина-тролль по имени Грир возвращается домой и застает его уже внутри. Она описана как бородатая и лысая, с огромными когтями, большими ушами и зелеными глазами. Ее сопливый нос издавал такое громкое дыхание, что он решил, что приближается буря.

В другой исландской саге рассказывается о паре троллей, живущих в пещере в месте под названием Хеллуланд, которое, по мнению многих исследователей, могло относиться к Северной Америке. Эти первые американские тролли по имени Железный Нос и Кувалда были замечены героем истории сидящими у костра в своей большой пещере и играющими в игру, в которой они пытались соединить свои носовые пирсинги – крюк и кольцо.

Сцилла

Иллюстрация чудовища Сциллы, поедающего моряков

Сцилла – одно из самых страшных существ, упоминаемых в “Одиссее” Гомера, ее невозможно убить, и она настолько ужасна, что ее боятся даже боги. Ее рост составляет 12 футов, у нее шесть голов, в каждой челюсти по три ряда зубов. Она скрывается в своей пещере весь день и всю ночь, высовывая длинные шеи в поисках своей любимой добычи – людей.

Пещера Сикллы тактически расположена рядом с огромным водоворотом, который заставляет корабли приближаться к устью ее пещеры. Поначалу этот путь кажется приближающимся кораблям безопасным, поскольку она скрывается из виду, когда они приближаются, а издаваемые ею звуки напоминают скорее тявканье щенка, чем хищное чудовище. Однако когда корабль проплывает мимо, она размахивает всеми шестью головами, срывая моряков с палубы. В истории Одиссея он действительно знает о Сцилле, потому что его предупредил один из богов, но все равно вынужден плыть перед ее пещерой и позволить ей съесть шестерых его людей вместо того, чтобы завести корабль в водоворот, который уничтожит корабль, убив всех на борту. После того как Сикла хватает их в свои челюсти, она тащит их обратно в свою пещеру, где медленно пожирает их, еще живых и кричащих о помощи.

Тильвит Тег и ведьмы

Рэкхем Иллюстрация карга кошка собака лошадь

В валлийском фольклоре пещеры часто служили дверьми в царство фей. Это означало, что люди, жившие неподалеку от пещер, часто могли наблюдать за появлением волшебных существ, а те, кто забредал внутрь, рисковали обнаружить там странных существ, живущих в темноте.

Считалось, что в некоторых больших пещерах в Северном Уэльсе обитают феи под названием Tylwyth Teg, которых, по легенде, часто видели за пределами пещер, поющих и танцующих вместе. Местные пастухи рассказывали историю об одной из Tylwyth Teg по имени Мэри, которая лазила по горам, играя на арфе. Местные мальчишки были так очарованы ею, что пытались преследовать ее в горах, но она была слишком быстра для них и исчезала в своей пещере.

Однако не все волшебные обитатели пещер в валлийском фольклоре были столь очаровательны. В них могли жить поющие и танцующие феи, а также древние, ужасные и злобные ведьмы, известные как колдуньи. По одной из легенд, люди, искавшие сокровища, отправились в горную пещеру при свете целого фунта свечей. В самой глубокой и темной части они обнаружили ведьму, которая стирала свою одежду в медной кастрюле.

Двухголовый змеиный король

Двухголовая змея-альбинос

В болгарской мифологии пещеры иногда описываются как способ путешествия из одного мира в другой. У входа в один из таких миров (или, возможно, на краю света, в зависимости от легенды) находится массивная пещера, заполненная добрыми змеями. Змеи, которые кусали людей или их домашних животных, не допускались внутрь и замерзали в холодном неземном мире.

Может показаться странным, что обычные на первый взгляд змеи являются мифическими обитателями волшебной пещеры, но змеи – важные существа в болгарских мифах, и даже считалось, что они являются своего рода космическим ключом, который заставляет мир работать так, как он должен был работать. По одной из легенд, огромная змея на самом деле ответственна за то, что обвилась вокруг мира и удерживает его вместе.

Согласно легенде, царь змей был одним из тех, кто жил в пещере на краю света. Его можно было отличить от обычных змей, потому что у него было две головы. И он, и его королева якобы всегда держали во рту блестящий драгоценный камень, который позволил бы людям понимать язык животных, если бы они смогли украсть его у змей.

Оцените статью
АльтГранж
Добавить комментарий

13 − 9 =