Неизестные факты о Сауле из Библии

Если все, что вы знаете о царе Сауле, - это то, что он ненавидел Давида, то вам предстоит узнать о первом царе Израиля гораздо больше. Вот нераскрытая правда о Сауле из Библии.

Неизестные факты о Сауле в Библии

давид играет на арфе для царя саула

Одна из самых известных библейских фигур – Давид, мальчик-пастух, который победил великана и стал царем. Но на заднем плане этой популярной истории, рассказанной в воскресной школе, скрывается грозный царь Саул, который одновременно восхищается Давидом и жестоко завидует его успехам. Саул, как первый царь Израиля после столетий беззакония среди еврейского народа, сам по себе интересный персонаж. Избранный отчаявшимся народом во время большой опасности, Саул постоянно пытался и не смог соответствовать стандартам, установленным для него как Богом, так и его собственным народом.

Он также является ярким примером того, как в Библию может прокрасться политическая предвзятость: в библейском повествовании постоянно присутствует напряжение между рассказами в поддержку Савла и против него. Если все, что вы знаете о Сауле, это то, что он был царем, ненавидевшим Давида, то о первом царе Израиля вы можете узнать гораздо больше.

Первый царь Израиля

Давид приносит Саулу голову Голиафа

Если вы знаете хоть один факт о царе Сауле, то, скорее всего, это то, что он был первым царем объединенной монархии Израиля и Иуды. Можно было бы ожидать, что первый царь Израиля появился в самом начале его существования, но, как объясняет Еврейская виртуальная библиотека, двенадцать колен Израиля занимали эти земли в течение сотен лет, прежде чем учредить царя. Согласно библейскому повествованию, израильтяне захватили обетованную землю Ханаан, вырвавшись из рабства в Египте и устроив геноцид практически всем ханаанеям. После этого двенадцать колен жили как свободная племенная конфедерация без официального руководства. В кризисные времена Бог назначал военных и/или религиозных лидеров, известных как судьи, чтобы избавить израильтян от беды.

В Библии в этот период истории израильтян постоянно повторяется, что в те дни в Израиле не было царя, и каждый человек делал то, что хотел. Однако такой свободный образ жизни стал проблемой, когда дело дошло до превосходящей военной мощи соседей израильтян, филистимлян. Евреи стали просить царя, чтобы он возглавил их, вопреки желанию Бога. В конечном итоге Саул был выбран по правильным причинам: он был самым высоким и красивым из всех евреев.

Два взгляда на царя Саула

царь Саул

История Саула и его царствования изложена в библейской Книге Самуила. Хотя традиционно считается, что эта книга была написана самим пророком Самуилом, библейские ученые полагают, что, как и большая часть остальной еврейской Библии, Книга Самуила была составлена из множества документов, часто противоречащих друг другу, без особых усилий со стороны составителя по их согласованию. В результате, как объясняет Еврейская энциклопедия, события часто повторяются в противоречивых вариантах. И одна из вещей, которая становится очевидной, заключается в том, что один слой текста очень антисауловский, а другой – в целом просауловский.

Эти противоречивые взгляды на Саула сохранятся еще долго после библейской эпохи и в наши дни. Еврейская энциклопедия утверждает, что одна группа раввинов считала, что наказание Саула от рук Бога является признаком его слабого морального облика, единственным достоинством которого был высокий рост и красота. Другая группа, однако, утверждает, что Саул, как помазанный Богом царь, был морально чист и совершенно справедлив. Любая из этих точек зрения является библейски обоснованной, поскольку в одной главе говорится о том, как велик Саул, а в следующей он предстает как неуравновешенный глупец из-за противоречивых слоев текста в книге.

Трижды становиться царем

Самуил помазывает Савла

Благодаря пастишеподобной природе Книги Самуила, Библия содержит не одну, а три версии восшествия Саула на престол Израиля. Согласно My Jewish Learning, еврейский народ потребовал от Бога царя перед лицом военной экспансии филистимлян, несмотря на оговорки Бога относительно человеческого правителя. В 9-й главе 1 книги Самуила говорится, что Саул был избран царем, когда пошел искать убежавших ослов своего отца и наткнулся на пророка Самуила, который неожиданно помазал его в цари. Однако уже в следующей главе рассказывается другая версия избрания Саула царем, где Самуил созывает племена и кланы израильтян, чтобы выбрать царя, и находит Саула прячущимся среди багажа, когда бросает жребий, чтобы найти человека, которого Бог избрал царем.

Третий рассказ появляется в следующей главе в той версии, которую My Jewish Learning называет самой достоверной из трех. В этой версии Саул возглавляет военный поход против аммонитян, которые осадили израильский город Иавис-Гилеад. Саул, воодушевленный Божьим духом, разбивает аммонитян и освобождает жителей Иависа. После этой решающей военной победы народ вместе с Самуилом единогласно провозглашает верность Саулу как своему царю. Во всех трех версиях Самуил помазывает Саула в цари.

Саул среди пророков

Савл среди пророков

В 1 Царств 10:11 рассказывается история о том, как Саул после помазания Самуилом изменил свое сердце, и Бог стал петь, танцевать и пророчествовать. Люди вокруг него в замешательстве и говорят: “Неужели Саул тоже из пророков?”. Эта история призвана дать происхождение тому, что, по-видимому, было распространенной поговоркой во времена составления Книги Самуила. Но, как и в большинстве случаев, когда речь идет о Сауле, дается и второе происхождение. В главе 19, после того как Саул пытается убить Давида и терпит неудачу, его снова охватывает дух Божий, и он начинает пророчествовать, заставляя людей снова задавать вопрос, который мы все знаем и любим: “Неужели Саул тоже из пророков?”.

Проблема в том, что мы понятия не имеем, что именно означает это высказывание. Раввин Майкл Ховальд дает наиболее вероятное объяснение: речь идет о ситуациях, когда даже самый неожиданный человек принимает участие в каком-либо событии, например, ненавистник фильмов Marvel, который действительно увлекается “Вечными” или чем-то подобным. Такое изречение опирается на популярное понимание Саула как ненавистника пророков. Такое мнение невероятно вероятно, поскольку, как объясняет Еврейская виртуальная библиотека, пророки в иудаизме в значительной степени служили противовесом деспотизму некоторых древнееврейских монархов.

Отвергнутый как царь, дважды

Савл отвергнут Богом

Как объясняет My Jewish Learning, Саул добился военных успехов против филистимлян, несмотря на их превосходящую мощь, ведя партизанскую войну против своих врагов, полную внезапных нападений и засад, осуществляемых всего несколькими сотнями человек. Однако, несмотря на то, что он, вероятно, изгнал филистимлян из центральной части Израиля, Саул потерял благосклонность Бога и был отвергнут Им как царь. Как и в случае с большинством крупных событий в жизни Саула, это происходит дважды. Первый случай происходит в 1 Царств 13, когда Саул и его войска ожидают прибытия Самуила, чтобы совершить всесожжение перед битвой. Когда по истечении семи дней Самуил не прибыл в назначенное время, Саул решает сам совершить жертвоприношение. Как раз когда он заканчивает, приходит Самуил и осуждает его за недостаток веры, говоря ему, что Бог избрал нового царя.

Второй рассказ об отвержении Саула содержится в 15 главе, где Бог дает Саулу указание не только победить амаликитян, но и полностью уничтожить их, убив мужчин, женщин, детей и всех животных. После того как Саул побеждает амаликитян, он считает стратегически разумным взять их царя в заложники, а лучший скот оставить себе. В этот момент Бог жалеет о том, что поставил Саула царем, и решает выбрать царя, который устроит геноцид, когда он попросит его об этом.

Проблемы Саула с Давидом

Савл пытается убить Давида

Если вы знаете две вещи о царе Сауле, то вторая – это, вероятно, его бурные отношения с избранным Богом преемником, Давидом. Как отмечает Еврейская энциклопедия, Саул, конечно же, встречается с Давидом два раза: сначала, когда Давид решает прийти поиграть на арфе, чтобы сгладить депрессивное настроение Саула, и второй раз, когда маленький мальчик-пастух неожиданно убивает филистимлянского великана Голиафа. Еврейская энциклопедия продолжает объяснять, что, хотя Саул вознаграждает Давида, отдавая ему в жены свою дочь Михаль, а сын Саула Ионатан становится лучшим другом Давида, Саул все больше завидует популярности и военным успехам Давида. Как отмечает My Jewish Learning, у Саула возникает паранойя, что его новый зять замышляет отнять у него трон. Вследствие этого Саул неоднократно пытается убить Давида.

В 1 Царств 10 Саул сначала пытается убить Давида, прямо пригвоздив его к стене копьем, но Давид дважды уклоняется. Затем он говорит Давиду, что тот не может жениться на Михаль, пока не принесет Саулу 100 крайних плотей филистимлян, думая, что Давид непременно умрет при этой попытке. Вместо этого Давид приносит вдвое больше. Ионафан помогает Давиду избежать гнева Саула, но Саул со своим войском преследует его, даже когда он убегает на филистимскую территорию, причем Саул казнит как предателей группу священников, оказавших Давиду помощь.

Давид чуть не убил какающего Саула.

давид сохраняет жизнь саулу

Как объясняет Еврейская энциклопедия, после бегства от Саула Давид становится лидером группы из примерно 400 человек, которых 1-я книга Самуила описывает как “отчаявшихся, задолжавших или недовольных”. Затем Давид и его группа людей проводят некоторое время, работая в качестве вольных разбойников – по сути, как Робин Гуд и его веселые люди, спасая израильские города от филистимлян и уклоняясь от войск царя Саула. В этот момент Саул считает Давида настоящим мятежником и уделяет ему столько же внимания, сколько и филистимлянам. Это приводит к инциденту в 1 Царств 24, в котором Саул преследует Давида до его укрытия, а затем идет в пещеру, чтобы покакать, не зная, что именно в этой пещере прячется Давид. Давид видит, как царь делает свои дела, и понимает, что может убить его. Вместо этого он отрезает угол его халата, чтобы позже показать ему милость, которую он проявил к нему.

Естественно, это происходит во второй раз, но уже без какашек. В 1 Царств 26 Давид пробирается в лагерь Саула и врывается в его палатку, пока тот спит. И снова он щадит жизнь царя, но крадет его копье и кувшин с водой, чтобы показать царю, как близко он подошел к смерти. В этот момент Саул понимает, что был неправ, преследуя Давида, и благословляет будущего царя Израиля.

Наем некроманта

савл и эндорская ведьма

Один из самых странных отрывков в Библии содержится в 28-й главе Книги Самуила. Отказавшись от преследования Давида, Саул сталкивается с возобновлением агрессии со стороны филистимлян. Как объясняет сайт Encyclopedia.com, раньше Саул имел обыкновение перед битвой советоваться с Божьей волей, прежде всего, через толкование снов, бросание жребия или обращение к таинственному гадательному прибору, используемому первосвященником, известному как урим и туммим. Однако из-за того, что он был отвергнут Богом, Саул оказался отрезанным от познания Божьей воли. Отчаявшись получить совет, как действовать в битве против своих врагов, Саул обращается к женщине, которая стала известна как ведьма из Эндора. Эта женщина исповедовала чужую религию, которая была объявлена вне закона самим Саулом, но настали отчаянные времена и т.д.

Саул, маскируя свою личность, требует, чтобы женщина использовала свои некромантические способности и вызвала для него призрак Самуила, чтобы пророк мог еще раз дать ему совет. Вместо этого призрак Самуила проклинает его за глупость и дает понять, что Бог больше не слышит молитв Саула. Божья благосклонность полностью перешла к Давиду, и Саул потеряет не только битву на следующий день, но и свое царство и саму жизнь.

Две смерти царя Саула

смерть савла

Как и в случае со всем остальным в жизни Саула, существует два разных рассказа о его смерти. Более сочувственная версия в 1 Царств 31 гласит, что после разгрома филистимлян сыновья Саула были убиты, а сам Саул в отчаянии упал на свой меч и погиб вместе со своими сыновьями и оруженосцем. Более критическая версия во 2 Царств 1 гласит, что Саул был слишком труслив, чтобы убить себя, и поэтому уговорил проходящего мимо незнакомца сделать это за него. В любом случае, филистимляне взяли тела Саула и его сыновей и повесили их головы на стену в качестве демонстрации силы. Много позже Давиду удается спасти их кости и похоронить на семейной земле.

Как объясняет My Jewish Learning, трудно узнать много конкретных деталей о правлении Саула. В традиционном еврейском тексте Библии, которым пользуются евреи и многие христиане, говорится, что Саул царствовал всего два года, а также, что он стал царем, когда ему был один год. Современные переводчики и комментаторы считают оба этих факта крайне невероятными, и большинство переводов изменяют этот стих, говоря, что Саул стал царем в возрасте 30 лет и правил 22, 32 или 42 года. Еврейская энциклопедия считает, что правление Саула в целом было неудачным, если не считать его успеха в объединении колен Израилевых и предоставлении видного положения Давиду.

Кризис престолонаследия в Израиле

возвращение тел Савла и его сыновей

После смерти Саула и трех его сыновей от рук филистимлян Давид все еще не был бесспорным царем Израиля и Иуды, несмотря на то, что сам Бог назвал его таковым. Фактически, между Давидом и одним из оставшихся в живых сыновей Саула, Иш-бошетом, возникло нечто вроде кризиса престолонаследия. Как объясняет Еврейская энциклопедия, полководец Саула Абнер назвал Иш-босета царем на севере, в небольшом царстве, которое все еще находилось под контролем израильтян к востоку от реки Иордан. На юге, однако, израильские войска коронуют Давида царем южных колен Иуды. Между двумя царями начинается гражданская война, включая странную битву во 2 Царств 2, в которой 12 воинов с каждой стороны убивают друг друга, но такое статус-кво длится недолго. После двух лет царствования Иш-Бошефа убивают два его собственных генерала, которые надеялись, что их вознаградит Давид.

Но даже в смерти Саул продолжал преследовать Давида. В книге 2 Царств 21 рассказывается о том, как во время царствования Давида трехлетний голод поразил народ Израиля. Посоветовавшись с Господом, Давид узнает, что голод – это наказание за несправедливое отношение Саула к племени Гибеонитян. Израильтяне не получают облегчения, пока Давид не отдает семерых потомков Саула на повешение гибеонитам.

Был ли Саул двуполым?

давид играет для царя саула

В наше время комментаторы много говорят о психическом здоровье царя Саула. Тот факт, что он чередовал мрачные настроения, которые приходилось успокаивать игрой на арфе Давида, с такими удивительными моментами экстатической радости, что от этого возникла обычная поговорка, конечно, заставил некоторых задуматься. Тот факт, что он закончил свою жизнь самоубийством, только подливает масла в огонь для некоторых людей. Доктор Майкл Элефф изложил некоторые попытки современных врачей и комментаторов поставить диагноз царю Саулу задним числом, включая рассмотрение его кажущейся биполярной депрессии, его паранойи, импульсивности, внезапных неконтролируемых приступов ярости и повторяющегося отчаяния.

Однако профессор иврита Джоэл Баден призывает к осторожности, когда речь идет о попытке поставить диагноз человеку, который, как говорят, жил около 3 000 лет назад. Более того, он задается вопросом, следует ли вообще приравнивать “злого духа”, который, по словам Библии, был причиной мрачного настроения Савла, к психическому заболеванию. Опасность такой оценки, по его словам, заключается в том, чтобы приравнять психическое заболевание к моральным отклонениям, которые Саул демонстрирует в своих неоднократных попытках убийства Давида. Кроме того, отождествление злого духа, посланного Господом, с психическим заболеванием наделяет психическое заболевание агентством, причиной и мотивом, что является не только неправильным, но и потенциально опасным способом думать о болезни. Идея о том, что действия Саула можно объяснить только безумием, показывает явную предвзятость автора Самуила в пользу Давида.

Существовал ли Саул вообще?

Самуил обличает Савла

Еще одна проблема, связанная с попыткой приписать современные категории психических заболеваний библейской фигуре, такой как царь Саул, заключается в том, что царь Саул, возможно, даже не существовал. Как объясняет My Jewish Learning, археологические данные о царствовании Саула практически отсутствуют. Имеющаяся информация говорит о том, что в это время Израиль все еще был в основном сельскохозяйственным обществом с очень слабым центральным правительством или организацией. Во времена Саула в укрепленном районе к северо-востоку от Иерусалима под названием Хуберт эд-Даввара проживало около 100 жителей, что в то время было бы похоже на шумный мегаполис. Саул никогда не описывается как основатель столицы или дворца; о нем говорится только, что он поставил палатку под деревом. В отличие от этого, существует богатая археологическая информация о филистимлянах 11 века до н.э., которые имели процветающее общество с несколькими крупными городами.

Главный вклад Саула как царя – его военные успехи – также сомнителен. Вполне вероятно, что битвы Саула против моавитян, эдомитян и амаликитян были на самом деле проведены Давидом и приписаны Саулу автором, которому нужно было что-то сказать о царе, о котором он ничего не знал. Подобные внешние войны кажутся крайне маловероятными, когда непосредственная угроза со стороны филистимлян была столь насущной. По практически любым меркам, Саул – если он вообще существовал – был неудачным царем.

Оцените статью
АльтГранж
Добавить комментарий

девятнадцать − 2 =