Что вам никто не рассказывал о падении Иерихона

Есть вещи, о которых вам никто не рассказывал в библейской истории о Иисусе Навине и израильтянах, сражавшихся в Ханаане. Давайте узнаем правду о падении Иерихона.

Что вам никто не рассказывал о падении Иерихона

битва за иерихон

Согласно Библии, израильтяне спаслись от многовекового рабства в Египте благодаря руководству Моисея и сверхъестественной силе Бога евреев. После этого побега израильтяне некоторое время скитались по пустыне, прежде чем им разрешили войти в Ханаан, землю, которую Бог обещал их предку Аврааму перед их уходом в Египет. Была только одна проблема: в Ханаане уже жили люди. Очень много. Для того чтобы израильтяне могли претендовать на землю, обещанную им Богом, им придется сразиться с хананеями. Например, с большим их количеством.

Первым сражением израильтян в Ханаане была битва за Иерихон, большой город с грозными стенами. В одной из самых известных библейских историй израильтяне под руководством человека по имени Иисус Навин выиграли эту битву самым нетрадиционным образом. Если вы знаете об этой знаменитой битве только то, что стены рухнули, то пристегните ремни, чтобы увидеть, как много вы еще не знаете.

Чудесное взятие Иерихона

битва за иерихон

Битва за Иерихон – это, пожалуй, самый известный случай из Книги Иисуса Навина в еврейской Библии. Осаде и взятию города израильтянами посвящены главы 2-6 этой книги, причем сама битва произошла в главе 6. Как объясняет Еврейская энциклопедия, Книга Иисуса Навина является первой книгой второго раздела еврейской Библии, то есть той части, которая следует за книгами Моисея. Таким образом, она логически следует за подвигами преемника Моисея, Иисуса Навина, задачей которого было привести израильтян в Землю Обетованную после их пребывания в Египте и скитаний по пустыне. Единственная проблема заключается в том, что в Земле обетованной, она же Ханаан, уже жили люди. Книга Иисуса Навина рассказывает о том, как израильтяне очистили землю от этих людей.

Иерихон – первый город, с которым сталкиваются войска Иисуса Навина, и это хорошо укрепленный город, во многом благодаря знаменитой стене, которая окружала его. В библейском повествовании израильтяне захватывают город чудесным образом: Они обходят стены с Ковчегом Завета один раз в день в течение шести дней, а на седьмой обходят город семь раз и на седьмом круге трубят в бараний рог и кричат очень громко. От этого шума стены рассыпаются в пыль, и израильтяне убивают всех, кто был внутри.

Иисус Навин, луна на солнце Моисея

Моисей благословляет Иисуса Навина

Главный герой Книги Иисуса Навина – Иисус Навин, сын Нуна, назначенный преемником Моисея в качестве лидера израильтян. Как объясняет Еврейская энциклопедия, Иисус Навин впервые появляется в Книге Исход как вождь племени эфраимитов, который ведет небольшой отряд израильских воинов к победе над амаликитянами в их первой битве после исхода из Египта. Впоследствии Иисус Навин сопровождает Моисея в некоторых его делах, и, возможно, наиболее примечательно то, что он является одним из 12 разведчиков, которых Моисей посылает в Ханаан, чтобы разведать его перспективы. Иисус Навин и Халев – единственные два разведчика, которые дали оптимистичный отчет, в то время как остальные были напуганы хананеями. В результате Иисус Навин и Халев – единственные двое израильтян своего поколения, которым было позволено войти в Землю обетованную.

В еврейской традиции Иисус Навин запомнился своей храбростью, скромностью и верностью. В раввинистической литературе говорится, что, в отличие от большинства генералов, Иисус Навин всегда сражался на передовой линии своей армии, а не в тылу. В Библии говорится, что лицо Моисея сияло как солнце из-за его постоянного пребывания в присутствии Господа, а традиция гласит, что лицо Иисуса Навина сияло как луна как отражение его верного служения Моисею. Говорили также, что Иисус Навин обладал физической силой быка и красотой ре’эма, животного, которое иногда переводится как единорог.

Верные разведчики Иисуса Навина

Рахав и израильские разведчики

Как Иисус Навин и его спутник Калев были посланы с группой разведчиков разведать Ханаан, так и Иисус Навин послал разведчиков, чтобы получить информацию об Иерихоне перед осадой этого города израильтянами. Как объясняет Хабад, библейский рассказ повествует о том, что Иисус Навин послал двух разведчиков в город, чтобы оценить настроение жителей Иерихона перед осадой, а также изучить планировку города. Хотя Книга Иисуса Навина не называет имен этих двух разведчиков, раввинская традиция говорит, что ими были Халев, другой верный разведчик, сопровождавший Иисуса Навина до этого, и Пинхас, ревностный израильтянин, который ранее спас свой народ от чумы, убив вождя племени, чьи нечестивые действия навлекли на них проклятие.

Соглядатаи, как бы их ни звали, нашли приют в доме женщины по имени Рахав, которую традиционно называют работницей секс-индустрии. Хотя Библия не объясняет, почему шпионы выбрали такое место для своего убежища, еврейская традиция называет две причины: Во-первых, работа Рахав означала, что она часто контактировала с местной аристократией, а также – поскольку евреям было запрещено вступать в беспорядочные половые связи – было менее вероятно, что двое незнакомцев были евреями. Героическая помощь Рахав израильским разведчикам означала, что она и ее семья были единственными жителями Иерихона, пережившими осаду Иисуса Навина.

Секс-работница была ключом к победе

рахаб спускает шпионов из своего окна

Рахав сделала больше, чем просто предоставила убежище еврейским шпионам. В главе 2 книги Иисуса Навина рассказывается, как она спрятала шпионов от царских солдат под стеблями льна и отправила солдат на поиски чужеземцев. Однако, как объясняет Хабад, грамматически в библейском рассказе говорится, что она спрятала только одного человека, поэтому некоторые раввины объясняют это тем, что Пинхас, будучи из священнического колена, был настолько духовным, что обладал ангельской способностью становиться невидимым. В любом случае, завоевание Иерихона не могло бы произойти без Рахаб, и поэтому ее с любовью вспоминают в еврейской традиции.

В Еврейской энциклопедии говорится, что Рахаб запомнилась как одна из четырех самых красивых женщин, когда-либо живших на земле, а остальные три – это жена Авраама Сара, жена Давида Абигайль и царица Эстер. Фактически, Рахав была настолько красива, что одно упоминание ее имени могло вызвать сексуальное возбуждение. О Рахав так хорошо думали, что некоторые комментаторы отказывались верить в то, что она на самом деле была работницей секс-индустрии, и толковали слово, использованное в тексте, как означающее человека, владеющего рестораном. Однако многие комментаторы, в том числе и в Талмуде, признают, что Рахаб была секс-работницей, но считают, что после падения Иерихона она стала полноправной и искренней обращенной к поклонению Богу евреев.

Знаменитые потомки Рахаб

Иисус Навин щадит Рахаба

Согласно рассказу, записанному в Книге Иисуса Навина, после завоевания Иерихона Иисус Навин продолжал вести свою армию к победе вокруг Земли Обетованной и вскоре уже распределял округа в этой земле между различными коленами Израиля. О том, что у него была жена или семья, ничего не говорится, только то, что он умер в возрасте 110 лет. К счастью для тех, кого волнует личная жизнь библейских героев, еврейская традиция заполняет некоторые из этих пробелов. Как объясняет Еврейская энциклопедия, история гласит, что после битвы при Иерихоне Иисус Навин и Рахаб поженились. У них родилось несколько дочерей, но не было сыновей. Тем не менее, по их линии родилось восемь священников-пророков, включая главных пророков Иеремию и Иезекииля.

Авторы христианского Нового Завета также рассматривали Рахаб как положительный пример. В Послании к Евреям она названа человеком веры и мира, а в Послании Иакова ее имя приведено в качестве примера человека, оправданного добрыми делами. Имя Рахаб также встречается в Евангелии от Матфея. Эта Рахаб вышла замуж не за Иисуса Навина, а за иудеянина по имени Салмон и родила сына по имени Боаз. Если эта Рахаб та же самая, что и в Книге Иисуса Навина, то это означает, что бесстрашная и верная работница секс-индустрии была предком Иисуса.

Иисус Навин проклял землю Иерихона

взятие иерихона

Библия рассказывает нам в 6-й главе книги Иисуса Навина, что Иисус выполнил Божий план: армия и священники в течение семи дней обходили стены города, прежде чем затрубили в трубы, отчего стены рухнули. Как только оборона города была разрушена, израильская армия ворвалась внутрь и предала мечу всех мужчин, женщин, детей и животных в Иерихоне. В живых остались только Рахав и ее семья, чей дом был помечен для безопасности красным шнуром, привязанным к окну.

Однако полная резня – это еще не конец. Иисус Навин хотел убедиться, что этот великий город не поднимется снова, чтобы бросить вызов израильтянам, которые только что пришли заселять эту землю. Как сказано в Еврейской энциклопедии, все сосуды из золота, серебра, меди и железа были разграблены и посвящены Господу. Город и все остальное в нем было сожжено дотла. Чтобы еще больше обезопасить себя, Иисус Навин издал проклятие на каждого, кто попытается отстроить город Иерихон, сказав, что каждый, кто попытается восстановить его стены, увидит смерть своих детей. И согласно Библии, это проклятие не было блефом: В Первой книге Царств, действие которой происходит много поколений спустя, говорится, что человек по имени Хиель отстроил фундамент и ворота Иерихона, но его сыновья Авирам и Сегуб были поражены насмерть силой проклятия.

Урок Иерихона

семь труб иерихона

Какой же урок мы должны извлечь из истории о завоевании Иерихона Иисусом Навином? Хабад говорит нам, что смысл этой истории заключается в общем плане Бога: превратить темное и беззаконное место в жилище для Бога и Его поклонения. Израильские разведчики, посланные в ханаанский город, – это метафора души, божественного элемента, посланного в физическое тело, человеческий элемент. Как Иисус Навин и его разведчики изгнали нечестивых людей и храмы Иерихона, так и божественная душа должна превратить свой человеческий мешок с мясом в нечто подходящее для Бога. Два соглядатая – Пинхас, из священнического колена левитов, и Калев, из не священнического колена иудеев – представляют душу и тело, работающие вместе над гармонией божественного и человеческого элементов, которая будет завершена с приходом Мошиаха.

С христианской точки зрения, книга “Есть вопросы” говорит нам, что неортодоксальная победа Иисуса Навина с использованием марша и трубного звука показывает, как вера в Божьи повеления, какими бы странными они ни казались на первый взгляд, может совершить, казалось бы, невозможное. Божьи планы и планы человечества часто пересекаются, но эта история показывает, что Божий путь – это путь. Точно так же Божья сила непостижима для человека, но Он всегда будет исполнять Свои обещания тем, кто верен и послушен Ему. Однако, как сказано в Послании Иакова, вера должна быть подкреплена действием.

Исторический Иерихон

основания жилищ в иерихоне

Однако нам не нужно полагаться только на библейские рассказы об Иерихоне и его падении. Археологические данные свидетельствуют о том, что в этом районе действительно существовал древний город, окруженный сетью стен. Как объясняет Всемирная историческая энциклопедия, место, известное сегодня как Телль-эс-Султан, расположенное к северу от современного города Иерихон на Западном берегу реки Иордан, было идентифицировано как местоположение древнего Иерихона, который, вероятно, был одним из самых ранних городов в истории человечества. Это место было излюбленным местом для стоянок охотников-собирателей еще в 10000 году до н.э., а близлежащий источник служил удобным источником воды. Неолитическая община разрослась до более чем 70 домов из глины и соломы диаметром около 16 футов. Позднее, около 7000 года до н.э., здесь поселилась вторая неолитическая община, наиболее примечательной особенностью которой было хранение черепов умерших родственников с нарисованными на них лицами.

Ханаанеи, с которыми столкнулся Иисус Навин и его армия, заняли Иерихон только в 1900 году до н.э., достигнув вершины своего могущества между 1700 и 1550 годами до н.э., согласно Всемирной исторической энциклопедии. В это время использование колесниц аристократической культурой к северу от Иерихона привело к росту урбанизации в этом районе, включая сам Иерихон.

Иерихон строит свои знаменитые стены

стены и башни иерихона

Конечно, самая известная деталь о древнем Иерихоне – это стены, которые Иисус Навин и израильтяне смогли разрушить сверхъестественным образом, используя только веру и громкий шум. Возможно, вас не удивит тот факт, что Иерихон, будучи древним городом, действительно имел вокруг себя систему стен, как и большинство больших городов. Согласно Всемирной исторической энциклопедии, самые ранние стены, окружавшие город Иерихон, были возведены в эпоху неолита, около 8000 года до нашей эры. Это была каменная стена высотой около 12 футов и толщиной у основания около 6 футов. Эта стена ограждала территорию площадью около 430 000 квадратных футов и включала в себя башню с 22 ступенями внутри. Это одна из самых древних башен из когда-либо обнаруженных, более древними признаны только сооружения в соседней Сирии.

Хотя можно предположить, что город окружает себя стенами для защиты от внешних захватчиков, археологи считают, что первые стены Иерихона были построены для защиты города от наводнений, а не от армий. Башня, вместо того чтобы быть смотровой площадкой, очевидно, использовалась в церемониальных целях, чтобы способствовать общинному образу жизни в то время, когда идея “общества” еще только зарождалась. Эти каменные стены простояли до тех пор, пока неолитические общества Иерихона не покинули это место около 6000 года до нашей эры.

Эта история, вероятно, была пропагандой

руины бронзового века в иерихоне

Хотя скептически настроенный человек может обоснованно предположить, что древний город Иерихон не был разрушен сверхъестественным образом Божьей благосклонной армией при громком звуке трубы, вы все же можете допустить мысль, что израильтяне действительно осадили и завоевали город в ходе завоевания Ханаана. Однако Книга Иисуса Навина была написана много позже описываемых в ней событий. Согласно Британской энциклопедии, Книга Иисуса Навина была написана – или, по крайней мере, отредактирована в той форме, которую мы сейчас воспринимаем как Книгу Иисуса Навина – во время вавилонского изгнания народа Иудеи, около 550 года до н.э. Раздел, повествующий о битве при Иерихоне, вероятно, датируется не ранее 722 года до н.э., когда северное царство Израиля было завоевано ассирийцами, спустя столетия после событий Книги Иисуса Навина.

История Иисуса Навина и битвы при Иерихоне могла быть, по сути, националистической пропагандой, использовавшейся для поддержки притязаний южного царства Иуды на недавно завоеванное северное царство. Составленная версия Книги Иисуса Навина, датируемая 500 годом до н.э., с ее сообщением о том, что Земля Обетованная была дарована евреям Богом, должна была служить большим утешением для изгнанных иудеев как обещание восстановления славы Израиля и Иуды.

Однако стены действительно пали

руины бронзового века в иерихоне

Если принять научную, небиблейскую точку зрения, что Иисус Навин, вероятно, не водил войско против Иерихона, или, как говорит Британская энциклопедия, что израильтяне бронзового века были скорее заинтересованы в выживании, чем в сражениях, и, действительно, зародились в Ханаане, а не пришли из Египта, то можно легко прийти к выводу, что все аспекты этой истории выдуманы. Однако существуют археологические доказательства того, что могучие стены Иерихона действительно пали. Как говорится во Всемирной исторической энциклопедии, простояв около 1000 лет необитаемым после того, как его покинула вторая неолитическая община, к четвертому тысячелетию до нашей эры Иерихон снова стал городом, обнесенным стенами, и с течением времени эти стены многократно достраивались и перестраивались. К бронзовому веку город был окружен двумя стенами из глинобитного кирпича, причем внешняя стена опиралась на каменное основание.

Хотя эти стены были большими, они были далеко не стабильными. Примерно в 1573 году до н.э. система стен Иерихона была разрушена землетрясением. Останки свидетельствуют о том, что после этого город был сожжен, но подземные запасы продовольствия говорят о том, что осады не было. Ученые, которые верят библейскому рассказу, указывают на это как на доказательство истинности истории, рассказанной в книге Иисуса Навина, но основные ученые отмечают, что дата падения стен все еще отдалена от библейского рассказа на сотни лет.

Знаменитая песня была посвящена концу рабства

махалия джексон джошуа подходит битва при иерихоне

Помимо библейской версии истории, самым известным рассказом об Иисусе Навине и Иерихоне почти наверняка является афроамериканская духовная песня “Joshua Fit the Battle of Jericho” с ее известным припевом “стены рухнули”. Текст песни рассказывает о событиях более или менее так, как они описаны в Библии: трубы звучат, люди кричат, а стены рушатся. Согласно Табернакальному хору, считается, что первоначально песня была написана порабощенными афроамериканцами в начале XIX века, а затем впервые записана в 1922 году группой Harrod’s Jubilee Singers. В дальнейшем песня была записана рядом известных исполнителей, включая Махалию Джексон, Пола Робсона, Бинга Кросби, Элвиса Пресли и самого доктора Хауса, Хью Лори.

Некоторые версии песни передают текст на диалекте, но большинство известных версий сохраняют использование слова “fit” вместо “fought” в названии. Многие афроамериканские спиричуэлсы содержали аллегорический элемент, ссылающийся на надежду на свободу от рабства, и нетрудно увидеть в припеве этой песни “стены рухнули” мощное обещание освобождения. Задорная, энергичная мелодия, вероятно, также служила источником уверенности и вдохновения.

Оцените статью
АльтГранж
Добавить комментарий

девятнадцать − 5 =