Неизестные факты о карнавалах
Ах, карнавалы. Вы бесцельно бродите по городу, натыкаясь буквально на каждого из своих бывших и кучу странных загадочных местных жителей, чьих имен вы никогда не помните, но которые, кажется, знают о вас все. Вас тошнит от нездоровой пищи и наспех собранных аттракционов, а ваш любимый человек доводит вас до нищеты, пытаясь выиграть для вас ужасающее поддельное чучело животного. Может быть, гадальная машина превратит вас во взрослого, и вы попадете в странные приключения.
Сначала карнавалы имели религиозную подоплеку
На протяжении большей части этой статьи мы будем использовать более современное определение слова “карнавал” – путешествующие, ежегодные или сезонные мероприятия с играми, аттракционами и шоу. Однако само понятие и название уходят корнями в глубь веков и имеют глубокие религиозные корни.
Обычно считается, что термин “карнавал” – это латинский портмоне эпохи Средневековья, которое означает “попрощаться с плотью” или “снять мясо”. Хотя это звучит так, как будто вы ожидаете, что жуткий бледный лысый парень с булавками в черепе будет шипеть на вас после того, как вы откроете его проклятую коробку с головоломкой, это отсылка к католической традиции Великого поста.
Во время Великого поста полагается отказаться от мяса и других пороков до Пасхи. Так вот, религиозные люди, любящие себе некоторые пороки, как и все мы, превратили день перед началом Великого поста в праздник потакания всему, от чего планировали отказаться. Возможно, вы уже узнали в этом предысторию карнавала в Бразилии и Марди Гра. Большинство наших самых диких, самых анархических праздников уходят корнями в глубоко религиозных средневековых крестьян, решивших, что им нужна горстка дней в году, чтобы забыть о своей жизни глубоко религиозных средневековых крестьян.
Ярмарки и ежегодные ярмарки существуют в Америке почти столько же, сколько и она сама.
В то время как передвижные карнавалы с аттракционами, играми и прочим – изобретение конца XIX века, ежегодные фестивали в Америке с их собственными причудливыми традициями и ритуалами, которые не совсем прижились, появились, как только у людей появилось время не умирать от оспы, чтобы веселиться. Первый Марди Гра случился буквально сразу после того, как исследователи Ибервиль и Бьенвиль сошли с корабля в том месте, которое стало Новым Орлеаном в 1699 году. Они практически заявили о своих правах и объявили: “Это навсегда останется местом, где будет происходить множество разрушительных похмелий, неловких утренних разговоров и уличающих фотографий”.
Еще раньше, в 1641 году, ярмарка в Покомоке считается самой ранней американской ежегодной городской ярмаркой. Она проводилась в Старом Нью-Йорке, который когда-то был Новым Амстердамом. Почему они это изменили, мы не можем сказать. Просто людям так больше нравилось.
Городские ярмарки и фестивали колониальной Америки были больше похожи на “праздник урожая”, чем на то, что мы сейчас считаем карнавалом. Например, катание на сене и прочее. Были ли когда-нибудь аттракционы с сеном веселыми? Почему люди думали, что катание на сене – это весело? В те времена все было гораздо проще.
Современная идея карнавалов зародилась на Всемирной выставке в Чикаго.
По оценкам, каждый четвертый американец, живший в то время, посетил Всемирную выставку в Чикаго за шесть месяцев ее работы. В современных терминах это равно посещаемости Суперкубка этого года плюс Рестлмании этого года, умноженное на 40. Так что, знаете ли, очень много людей.
Всемирная ярмарка была знаменита дебютами всевозможных технических чудес и даже выступлением Николы Теслы, который разработал освещение переменным током для всей ярмарки. Однако давайте забудем обо всем этом и сосредоточимся на крайней западной части карты, буквально по другую сторону железнодорожных путей от остальных витрин. Это был карнавал Midway Plaisance, на котором в той или иной степени базируется буквально каждый карнавал и ярмарка в Америке с тех пор. Здесь были аттракционы, шоу, продавцы еды, и даже современные карнавалы используют термин “midway” для описания расположения аттракционов под влиянием этой ярмарки.
Первое колесо обозрения было задумано как Эйфелева башня в Чикаго.
Одним из многих аттракционов, дебютировавших на Всемирной ярмарке 1893 года в Чикаго, было колесо обозрения – аттракцион, который с тех пор стал основным почти на всех карнавалах. Само колесо имеет странную и драматическую историю, соответствующую целям его конструктора, который хотел воздвигнуть в Чикаго памятник, который мог бы соперничать с Эйфелевой башней.
Конечно, это был не первый подобный аттракцион, но колесо Джорджа Вашингтона Ферриса-младшего было совершенно другого уровня по сравнению с предыдущими маленькими каруселями. Его диаметр составлял 250 футов, а его 71-тонная ось была самым большим в мире полым кованым изделием из металла в истории на тот момент. Это не сравнится по высоте с Эйфелевой башней, но пока старый Эйфель не превратится в робота-трансформера, у колеса обозрения было преимущество в виде невозможно массивных движущихся частей как свидетельство его технологического наследия.
Феррис практически обанкротил себя, проводя испытания на безопасность. После смерти он был настолько разорен, что похоронное бюро наложило арест на его останки, поскольку у него не осталось другого имущества, которое можно было бы конфисковать, и потребовалось 15 лет судебных разбирательств, прежде чем прах был передан его брату. Само колесо снова использовалось на Всемирной выставке 1904 года в Сент-Луисе, а через два года было разрушено на куски, потому что его содержание было слишком дорогим.
Так что да, у этой истории не совсем счастливый конец. Однако свидетельством грандиозности замысла Ферриса является то, что даже колесо, воздвигнутое на чикагском пирсе Navy Pier в 1995 году, оказалось на 100 футов короче его первоначального проекта.
Шоу “Волшебный фонарь” появилось раньше, чем кино
Все мы слышали историю о том, как зрители убегали из кинотеатра на одном из ранних короткометражных фильмов, потому что им казалось, что на них едет поезд. Возможно, будет удивительно узнать, что те же зрители, возможно, уже были знакомы с элементарной анимацией из карнавальных представлений в виде так называемых шоу “волшебных фонарей”. Частично механические и частично теневые, они проецировались на стену или через специальный козырек с помощью стратегически расположенного фонаря.
В основном это были семейные исторические виньетки или репродукции зарубежных пейзажей. Однако нередко в них показывали жуткие ужасы или даже сцены для очень взрослой аудитории. Ведь иногда повседневная жизнь в 19 веке была настолько напряженной, что единственным способом расслабиться было посмотреть, как психоделические куклы трахают и/или убивают друг друга. Простые времена и все такое.
Многие известные деятели “Дикого Запада” провели свои сумерки на карнавалах.
Эпоха карнавалов наступила в начале промышленной революции, когда “Дикий Запад” с его пограничными территориями, ранчерами и старателями был свёрнут и быстро забыт. Многие деятели пограничной эпохи, которые были еще живы и все еще искали источник стабильных денег на виски, увидели в этом возможность рассказать свою историю и сохранить актуальность в быстро меняющемся мире.
Одной из главных фигур, нажившихся на этом, был “Буффало” Билл Коди, чье шоу “Дикий Запад” собрало столько денег, что впоследствии он тратил их в местных салунах из рук в руки, и до сих пор никто точно не знает, сколько миллионов долларов он выбросил на ветер. Для того времени шоу было удивительно прогрессивным, по крайней мере, в плане актерского состава. В него вошли женщины-стрелки, такие как Энни Оукли и Каламити Джейн, чернокожие и испаноязычные ковбои, такие как Билл Пикетт и братья Эскивель, а также коренные американцы, такие как вождь Красное Облако и Джеронимо, чтобы обеспечить широкий спектр исторического опыта приграничья.
Конечно, не каждый деятель Дикого Запада сделал такую славную и прибыльную карнавальную карьеру. Труп грабителя поездов Элмера МакКерди провел 60 с лишним лет в качестве безымянной мумии в ряде карнавальных домов с привидениями после того, как его украл грабитель могил. Он не был похоронен должным образом, пока его не обнаружила съемочная группа телешоу “Человек на шесть миллионов долларов” в 1977 году. Это довольно дико.
Туннель любви” был продуктом старых, более строгих времен.
В настоящее время упоминания о популярном в прошлом карнавальном аттракционе “Туннель любви” – это карикатурный анахронизм, который вряд ли кто-то понимает в возрасте до 60 лет. Что это такое? Что там происходит? Учитывая, что их осталось всего несколько, и посещают их буквально те же люди, что и в 1950-х годах или раньше, большинство из нас, возможно, никогда этого не узнает. Но не волнуйтесь, у нас есть информация об этом аттракционе, от которого заводились моторы ваших бабушек и дедушек.
Аттракцион раньше назывался “Старая мельница”, но операторы аттракциона поняли, что люди пользуются темным туннелем, чтобы целоваться, поэтому они поумнели и перешли к делу в своей рекламе. В те времена публичные проявления любви между неженатыми парами были запрещены, и темный полуприватный аттракцион стал для подростков и других романтически настроенных людей тем временем единственным поводом для фрикций. Иногда на аттракционе показывали романтические сценки и играла тихая музыка, а иногда показывали жуткие сцены с монстрами, выскакивающими из тени, чтобы побудить свидания прижаться к своему партнеру для безопасности.
Если вы любите банальные ретро-вещи и хотите посмотреть, из-за чего поднялась шумиха, есть целая группа, посвященная документированию оставшихся аттракционов и впечатлений. Возможно, они не такие захватывающие и веселые, как вы себе это представляете, но дети в наши дни, похоже, любят все, что связано с иронией, так что кто знает.
Всемирная ярмарка 1904 года навсегда изменила еду
Какие продукты обычно ассоциируются у вас с карнавалами? Где-то в первой пятерке вы обычно найдете хот-доги, гамбургеры и сладкую вату. А что, если мы скажем вам, что все эти три продукта дебютировали на одном и том же мероприятии – вместе с Dr. Pepper, желтой горчицей и рожками мороженого? Все они стали известны широкой американской аудитории благодаря Всемирной выставке 1904 года в Сент-Луисе.
Не все эти продукты были изобретены там, но они определенно стали там популярными. И действительно, разве хот-дог без желтой горчицы можно назвать хот-догом?
“Шоу уродов” на самом деле все еще существуют, но они намного отличаются от того, что было раньше
О “шоу уродов” обычно говорят как о продукте более старого, темного и уродливого времени, и на то есть веские причины. Демонстрация физически неполноценных и необычных людей для того, чтобы на них глазели, высмеивает и обесчеловечивает их. Тем не менее, это не было таким ужасным зрелищем, как в фильмах типа “Человек-слон” Дэвида Линча. Многие завсегдатаи сайдшоу зарабатывали себе на жизнь вполне приличными деньгами в эпоху, когда в обществе их считали безработными.
Возможно, именно эта традиционная привлекательность аутсайдерского товарищества вдохновила недавнее возрождение современных фрик-шоу, начавшееся в 1990-х годах и продолжающееся до сих пор. В наши дни большинство участников – это экстремальные артисты, люди с обширными модификациями тела, исполнители бурлеска или гендерно неконформные артисты. Они глотают мечи и осколки стекла, дышат огнем и подвешивают себя на крюках. Это практически то же самое, что происходит на вечеринках, которые посещает странный IT-парень в вашем офисе, который носит кожаные браслеты для бондажа и думает, что никто этого не замечает.
Оригинальные американские горки были очень, очень медленными.
Учитывая, что скорость современных американских горок достигает 90 и более миль в час, довольно забавно представить, как 120 лет назад посетители карнавала запрыгивали на горки, которые ехали едва ли быстрее, чем бодрая ходьба, едва ли достаточная, чтобы сдвинуть с места обязательный ансамбль из шляпы и монокля 1880-х годов. Но именно за это 12 000 человек в день, катавшихся на Switchback Railway, платили свои заработанные непосильным трудом стариковские пятаки.
Она называлась “Switchback”, потому что это буквально то, что вам нужно было делать. За пять центов вы вручную поднимались по лестнице на вершину 50-футовой башни, садились в вагон и медленно ехали вниз по небольшому уклону до самого низа, где поднимались на другую 50-футовую башню, садились во второй вагон и медленно ехали обратно.
Те из нас, кто едва помнит физику в средней школе, могут понять, что в этом случае вся работа на американских горках сводится к тому, что скорость движения в два раза меньше, чем у обычной тележки для гольфа. Те из нас, кто едва помнит перемену в начальной школе, могут узнать в этом горку, но с кучей дополнительных бессмысленных шагов.