Почему биологическое бессмертие может быть невозможным
Когда Индиана Джонс сражался с полчищами нацистов в фильме 1989 года “Индиана Джонс и последний крестовый поход”, он пытался найти Святой Грааль. Нацистские командиры верили, что он подарит им вечную жизнь и даст им власть над вечным Рейхом. Точно так же Волдеморт в книгах о Гарри Поттере хотел заполучить философский камень – вымышленный предмет или соединение, способное превратить вещества из “несовершенного временного существования в духовное совершенство” и создать “эликсир жизни”, как говорится в Британской библиотеке.
В более раннем воплощении этой истории – о поисках человеком бессмертия – испанский исследователь Хуан Понсе де Леон в 16 веке отправился во Флориду в поисках “фонтана молодости”, как объясняет National Geographic. Режиссер Даррен Аронофски взял за основу сценарий фильма “Фонтан” 2006 года, уподобив фонтан де Леона Древу жизни в Эдемском саду в библейской истории об Адаме и Еве. Пей из сока и живи вечно, но только после уплаты фаустовской пошлины.
На самом деле, в самом первом произведении мировой литературы – “Эпосе о Гильгамеше”, происходящем из Месопотамии и записанном около 2100 года до нашей эры, – могущественный и высокомерный царь Гильгамеш боится смерти и ищет бессмертия. Решение, которое он находит? Сделать себе имя, пока он жив. А теперь, в современном технологическом повороте, у нас есть фантастика о загрузке сознания и вечных виртуальных копиях.
Медицинские процедуры и новые вымыслы о цифровом бессмертии
Если не обсуждать вопрос о том, хотят ли люди жить вечно – попробуйте представить себе вечность, которая течет непрерывно, и вы не можете вырваться из нее, даже если захотите – кажется, что неявное стремление современной медицины – это продление жизни. Исследования стволовых клеток, пересадка органов, кибернетика и разговоры о нанотехнологиях, профилактика заболеваний и разработка лекарств, индустрия здорового образа жизни, изобилующая антиоксидантными продуктами, даже поверхностные, ориентированные на внешний вид процедуры, такие как подтяжка лица: речь идет не только об улучшении “качества жизни” для живых или о том, чтобы как можно дольше имитировать молодость. Речь идет о том, чтобы бросить вызов смерти.
Как пишет Юваль Ной Харари в книге 2015 года “Homo Deus”, современная медицина относится к смерти как к болезни, которую можно вылечить, если только адекватно обслуживать машину тела. Если этого не сделать, то когда же мы остановимся? Отсюда новый технологический изгиб сказок о бессмертии – теория симуляции, загрузка сознания, цифровое сознание – отчасти исполнение желаний о вечной жизни в состоянии отсутствия страданий, а отчасти присвоение страха перед изгнанием “я” из тела в цифровую эпоху.
Являются ли наши медицинские усилия просто побочным продуктом непродуктивного страха? Является ли “спасение жизни”, как об этом говорится в многочисленных медицинских и военных драмах, высшей ценностью? Должны ли мы более мудро проводить жизнь, принимая неизбежность смертности и ценя тот краткий свет, который мы проливаем в космосе?
Гипотеза о неизменном темпе старения доказала свою правоту
Исследование, опубликованное в июне 2021 года, может помочь прояснить нашу коллективную и, по общему признанию, разумную озабоченность сохранением жизни. Журнал Medical Life Sciences сообщил о масштабном исследовании, проведенном в 42 учреждениях 14 стран, в ходе которого выяснялось, существует ли некий реальный физический порог, который человеческая жизнь не может превысить. Эта теория, получившая название “гипотеза неизменной скорости старения”, утверждает, что независимо от того, как сильно мы настраиваем, скручиваем и затягиваем клапаны организма, у нас есть твердая, запеченная, генетическая дата прекращения жизни. Каждый вид на Земле имеет предопределенную продолжительность жизни, подобно тому, как каждый вид имеет разную продолжительность беременности до рождения.
И вот, именно это обнаружило исследование, проведенное доцентом кафедры математики и компьютерных наук Университета Южной Дании Фернандо Колчеро. Или, как он сказал: “Человеческая смерть неизбежна. Независимо от того, сколько витаминов мы принимаем, насколько здоровой является наша окружающая среда или как много мы занимаемся спортом, в конечном итоге мы стареем и умираем”. Исследование содержит перекрестные ссылки на “непредставленное богатство данных”, включающих популяции нечеловеческих приматов, таких как гориллы и шимпанзе.
Часть проблемы с подсчетом смертности связана с учетом таких факторов, как автокатастрофы, насильственные смерти, младенческая смертность, недоедание и т.п. В современную эпоху продолжительность жизни человека фактически не увеличилась. Люди живут дольше просто потому, что у них меньше шансов умереть в раннем возрасте. Мы живем в самое здоровое, свободное от войн и процветающее время в истории человечества, как утверждают такие сайты, как Vox.
Работа с белками, изучение неприматов и забота о пожилых людях
Как бы подтверждая нашу коллективную одержимость идеей избежать смерти, мы имеем множество других точек зрения, опровержений и контраргументов.
Инженерная школа Массачусетского технологического института, придерживаясь позиции, соответствующей их названию, описывает, что смерть “является следствием накопления повреждений организма с течением времени”, таких как “износ ДНК”, “химикаты в окружающей среде”, “радиация” и “ошибки копирования”. В конечном итоге крошечные ошибки в белковых структурах и делении клеток приводят к “постепенному разрушению тканей или катастрофическому заболеванию и остановке системы.” В этой статье описывается, как изменение активности белков в клетках может помочь предотвратить или замедлить такие ошибки. Это, по сути, помогло бы нам бросить вызов “неизменной гипотезе о скорости старения”.
В программе National Geographic профессор биологии Калифорнийского университета в Риверсайде Дэвид Резник рассказал об исследовании, в котором он попытался разгадать некоторые фундаментальные предположения о смерти, включая даже самое основное предположение о том, что смертность увеличивается с возрастом. Он обнаружил, что неживотные, такие как некоторые лягушки и крабы, не обязательно проходят через молодую, плодовитую фазу, которая сменяется ослабленной, бесплодной пожилой фазой. Некоторые виды демонстрируют одинаковую вероятность смерти на протяжении всей своей жизни, включая гидру, микроскопический организм, который живет до 1400 лет.
В практическом, социальном смысле нам уже приходится искать способы обеспечения благополучия постоянно стареющего человечества. Если все доживут до 150 лет, но в возрасте 90-150 лет будут прикованы к постели, то в чем смысл?
Возможность снижения темпов старения
Статья на сайте Elemental подхватывает эстафету этих дискуссий и включает в себя еще один момент: Смертность достигает плато после 105 лет. Начиная со 105-летнего возраста, каждый последующий год не увеличивает вероятность смерти. В этот момент вероятность смерти составляет 50%, год за годом, и эта цифра не зависит от национальности, расы, пола или любого другого фактора. Возраст 105 лет, похоже, представляет собой некий порог, за которым все различные триггеры смерти организма имеют гораздо меньше шансов сработать. Однако смертность все еще резко возрастает до 80 лет, что, по-видимому, соответствует представлениям о бабушке и дедушке, живущих за 80.
Может ли это стать частью общей дискуссии о биологическом бессмертии? Являются ли такие пожилые столетние люди репрезентативными для всего населения, которое могло бы достичь или стремиться к этому при правильном питании, физических нагрузках и стрессах? Генетические факторы и физиологические предрасположенности определяют судьбу, но насколько мы можем сознательно повернуть колесо?
Дожить до 200 лет – это еще очень далеко от бессмертия. Фернандо Кольчеро, руководитель вышеупомянутого исследования гипотезы неизменного темпа старения, сомневается даже в такой перспективе. На сайте SciTechDaily он признал лишь: “Медицинская наука развивается беспрецедентными темпами, так что, возможно, науке удастся достичь того, чего не смогла эволюция: снизить скорость старения. А пока что нас поддерживает постоянная диета из выдумок о виртуальных мирах и цифровом бессмертии.