Самая большая ложь, которую когда-либо рассказывала католическая церковь
Неудивительно, что претензии католической церкви с годами серьезно запутались. За многовековую историю, которая, по некоторым оценкам, насчитывает около двух тысячелетий, нужно перебрать множество доктринальных положений, событий и исторических ошибок. Как часто утверждают критики церкви, ее позиция по целому ряду вопросов порой настолько затуманена, что ее можно назвать только ложью.
Действительно, долгая история церкви с таким большим разнообразием участников породила множество потенциальных неправд. Некоторые из них легко представить как откровенную ложь, произнесенную представителями церкви. Другие можно с большим правом считать ложью умолчания или запутывания, например, когда церковные лидеры обходят стороной давние ссоры, такие как разрешение сжечь Жанну д’Арк на костре.
Разумеется, все это не обязательно ложь, которую говорит современная католическая церковь. Не стоит также утверждать, что все католики во всем мире искренне верят в заявления церковных чиновников. Множество верующих людей на протяжении истории сталкивались с церковной ортодоксией, от английского переводчика Уильяма Тиндейла до святой Жанны д’Арк. И все это не следует воспринимать как утверждение веры или неверия – ваши религиозные пристрастия зависят только от вас.
Католическая церковь никогда не продавала индульгенции
По данным правозащитной группы Catholic Answers, церковь никогда, ни разу, не была согласна с продажей индульгенций. Однако история этой практики делает этот ответ не столь однозначным. Все начинается с первородного греха – католической доктрины, согласно которой все люди рождаются с грузом греха, впервые понесенного в результате восстания Адама и Евы. Чтобы справиться с этим грехом, говорит церковь, люди должны испытывать искреннее раскаяние, исповедоваться и каяться. Эта доктрина, впервые полностью сформулированная в средневековой Европе, также утверждает, что душам может потребоваться некое божественное возмездие, чтобы полностью очистить духовный воздух.
Индульгенции, выдаваемые священниками, чтобы уравновесить необходимость наказания, впервые были официально утверждены папой Климентом VI в 1343 году. Покупатель индульгенции мог облегчить свое божественное наказание или наказание других людей, включая умерших, которые могут страдать в чистилище. Официально можно считать, что покупатель жертвует на какое-то дело или проект и получает индульгенцию в качестве компенсации. Но, как и в случае с краудфандинговыми проектами сегодня, на самом деле это всего лишь один шаг от непосредственной покупки. Продажа индульгенций была запрещена Папой Пием V в 1567 году.
Однако это не привело к полному исчезновению индульгенций. Сегодня верующие католики все еще могут надеяться получить индульгенцию по особым случаям, молясь или совершая добрые дела (например, жертвуя на благотворительность). Тем не менее церковь считает, что деньги никогда не должны напрямую обмениваться на индульгенцию.
Крестовые походы были морально оправданы
Один из первых крестовых походов в истории был начат папой Урбаном II, чья речь на Клермонском соборе 1095 года обвинила мусульманских оккупантов Иерусалима и других городов в ужасных антихристианских деяниях. По мнению Урбана, отправиться в крестовый поход для освобождения Святой земли было христианским долгом.
Но средневековые люди, отправлявшиеся в крестовый поход, не имели одинаково высоких духовных побуждений. Крестовые походы, которые периодически происходили с XI по XVI век, стали двигателем для поддержки католической церкви в приземленном финансовом, политическом и военном смысле. Крестоносцы также обычно считались паломниками в Святую землю – разумеется, с большим количеством сражений и грабежей по пути. Они совершали путешествие, которое могло принести им индульгенцию, частично или полностью очищающую их колоду от грехов. В самом начале, в 1095 году, папа Урбан II пообещал всем крестоносцам полную пленарную индульгенцию – другими словами, полное прощение наказания за грех. Со временем индульгенции стали получать и те, кто просто жертвовал на крестовый поход, не собираясь в него идти.
Тем не менее, мерзкая репутация, которую средневековые христиане создали мусульманам, не совсем соответствует действительности. Многие средневековые мусульманские ученые и общины были известны своими интеллектуальными достижениями, а история региона демонстрирует большее разнообразие и относительно (хотя и не идеально) мирное сосуществование, чем хотелось бы верить Урбану II и его соотечественникам. И, как наверняка утверждали такие мусульманские правители, как Саладин XII века, исламская реакция на западно-христианских захватчиков была вполне оправданной.
Утверждение, что Галилей ошибался
В 1633 году у итальянского астронома Галилео Галилея начались ужасные события. 12 апреля того года он предстал перед инквизицией, поддерживаемой церковью, поскольку утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Однако церковь восприняла эту идею, которая выбивала человечество и Божье творение из буквального центра бытия. Такое мышление, по мнению отцов церкви, было ересью.
Не то чтобы Галилей был первым, кто предложил эту теорию. Польский астроном Николай Коперник написал об этом в 1543 году, но его идеи оставались теоретическими до тех пор, пока Галилей не заметил луны Юпитера – неловко, поскольку, по мнению церкви, все должно было вращаться только вокруг Солнца. Хотя в 1616 году церковь признала теорию Коперника ересью, Галилей мог изучать ее до тех пор, пока обещал папе не поддерживать ее.
Но его исследования оказались слишком убедительными. В конце концов инквизиторы решили, что Галилей виновен, и запретили его труды. Чтобы спасти свою жизнь, Галилей согласился держать свои гелиоцентрические идеи при себе и оставался под домашним арестом до своей смерти 8 января 1642 года.
Хотя многие ученые впоследствии поддержали теорию Галилея, католическая церковь признала свою неправоту лишь в 1992 году. Спустя более трех столетий после бурного судебного процесса над Галилеем Ватикан провел 13-летнее расследование этого дела, в итоге придя к выводу, что церковные чиновники ошибались, и официально очистив имя Галилея.
Церковь сделала все возможное, чтобы спасти людей во время Холокоста
Папа Пий XII, глава католической церкви с марта 1939 по октябрь 1958 года, официально занимал нейтральную позицию по отношению ко Второй мировой войне. Пий даже вел хорошие отношения с Бенито Муссолини и Адольфом Гитлером, поскольку, по слухам, опасался, что более жесткая позиция оттолкнет католиков от церкви. Тем не менее он курировал экономическую помощь еврейскому населению, а тысячи евреев прятались от преследований на территории Ватикана и эмигрировали с помощью церкви.
Однако другие церковные чиновники были близки с нацистами и одобряли антисемитизм, а некоторые даже работали над тем, чтобы очистить имена нацистских военных преступников (отчасти потому, что нацисты не полностью уничтожили Ватикан и его сокровища, когда заняли город в 1943 году). По крайней мере, Папа Франциск более или менее признал это, когда в марте 2019 года сделал открытыми для общественности записи времен Холокоста, заявив в своей речи, что “церковь не боится истории” и что он приветствует “уместную критику” Пия и действий церкви во время Второй мировой войны.
Затем, в 2023 году, в архивах Ватикана появилось письмо, свидетельствующее о том, что Пий XII знал о Холокосте уже в 1942 году. В письме антинацистский отец Лотэр Кениг, работавший в Германии, сообщил секретарю Папы, отцу Роберту Лейберу, что в концентрационном лагере Белжец нацисты ежедневно убивают тысячи людей. В письме Кенига также упоминаются лагеря Освенцим и Дахау. Однако Пий, который, вероятно, видел это письмо, хранил молчание.
Инквизиция занималась только верой.
Из уроков истории или из абсурдистских скетчей Монти Пайтона вы узнали об инквизиции. Официально это была массовая церковная кампания по выявлению и искоренению ереси, которая началась в Европе, а затем пересекла Атлантику и перебралась в европейские колонии на американском континенте. Наиболее известна испанская инквизиция, действовавшая в Испании более двух столетий, хотя более масштабная инквизиция существовала с XII века по 1800-е годы. Помимо того, что инквизиция выслеживала мыслителей, выступавших против устоев, она также преследовала нехристиан, в том числе мусульман, которые ранее захватили Испанию и Португалию, а также евреев. Евреев, принявших христианство, по-прежнему подозревали в том, что они марраносы, или тайные евреи, которые все еще могут как-то повлиять на церковь. В последующие века рост числа христиан-протестантов также вызвал инквизицию и казни.
Но было ли все это направлено на поддержание католической веры, как часто утверждали церковные лидеры? Для некоторых, безусловно, да, но это была не единственная сила, двигавшая веками эту ересь. Соправители Испании XV века, Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский, должны были понимать, что их политическая и религиозная власть неразрывно связаны. Вытеснение конкурирующих религиозных групп, таких как евреи и мусульмане, позволило им укрепить эту власть. Более того, если кто-то оказывался марраном (также известным как конверсос), корона могла конфисковать его богатство и использовать деньги в своих целях. Например, для крестового похода против мусульман, все еще оккупировавших Пиренейский полуостров.
Что женщинам не место в священном сане
Некоторые католики утверждают, что женщина вполне может произносить проповедь, в то время как другие приходят в ужас от этой мысли. Ординация, процесс присоединения к духовенству, остается закрытым для католических женщин. Как сказал Папа Франциск журналу America в 2022 году, это просто не место для женщины. Вместо этого, по его мнению, они должны сосредоточиться на “марианском принципе” с его акцентом (в буквальном или метафорическом смысле) на материнстве и супружестве. Его слова вряд ли удивительны, учитывая длинный ряд пап, которые говорили то же самое.
Но женщины проповедовали христианам и раньше. Одной из самых ранних была Мария Магдалина, которая первой сообщила апостолам о воскресении Иисуса в Евангелии от Марка 16:9-10. В других Евангелиях утверждается, что женщины первыми проповедовали о воскресении, хотя точный состав варьируется в зависимости от рассказа. Позже, в Деяниях 18:24-46, Прискилла и Акила принимают в своем доме ученого религиозного человека и “изъясняют ему путь Божий совершеннее”. А еще есть безымянная самарянка, которая, встретив Христа у колодца, эффективно проповедовала мужчинам своего города следовать за Ним.
Стоит отметить, что самое раннее четкое свидетельство о христианском рукоположении относится к третьему веку. Более ранние тексты намекают на эту практику, но вряд ли это был широко распространенный и четко определенный процесс, который церковь использует сегодня. Учитывая это, наряду с библейскими свидетельствами, может показаться тем более странным, что женщинам до сих пор закрыт доступ к священству.
Очистить свое отношение к Жанне д’Арк
Когда 30 мая 1431 года Жанну д’Арк ожидала казнь, она, вероятно, не чувствовала себя любимой католической церковью. Любой средневековый процесс по обвинению в ереси заставил бы вас так думать, особенно если он заканчивался сожжением на костре. Конечно, церковные чиновники не испытывали особой любви к 19-летней французской провидице, которая утверждала, что напрямую разговаривала со святыми без помощи священника. Затем она использовала свои религиозные встречи, чтобы войти в доверие к наследнику Франции и возглавить военные кампании против вторгшихся английских войск.
Когда в мае 1430 года Жанна попала в плен к союзным англичанам бургундцам, ее отдали под суд за ересь. После признания вины – за переодевание в мужскую одежду, хотя другие обвинения в ереси официально не выдвигались, – Жанну фактически передали светским властям, чтобы сжечь на костре.
Сегодня, однако, вы можете заметить, что теперь Жанну правильнее называть Святой Жанной д’Арк. Спустя 20 лет после ее смерти повторный суд по приказу французского короля (который пользовался ее помощью, но не сделал ничего, чтобы спасти ее, когда она стала политически неудобной) отменил обвинения. В последующие годы слава Жанны росла, и в 1920 году она была канонизирована папой Бенедиктом XV. Теперь она является тезкой многих церквей и красивых статуй, а также покровительницей Франции. Для неосведомленного человека может показаться, что церковь всегда относилась к Жанне спокойно.
Церковные чиновники скрывали сексуальное насилие
Из всей лжи, связанной с католической церковью, одна из самых болезненных – ее всемирное, длившееся несколько поколений сокрытие сексуального насилия, совершенного некоторыми из ее священников. Сообщения о злоупотреблениях можно проследить с середины XX века, но в 2002 году репортаж газеты Boston Globe поставил точку в этом вопросе. Два года спустя церковное расследование показало, что более 4000 священников только в Соединенных Штатах были обвинены в надругательстве над более чем 10 000 детей. Отчеты из других стран, включая Ирландию, Австралию, Германию и Францию, показали примерно то же самое.
Как выяснила газета Boston Globe, к 2002 году лишь небольшое число священников Бостонской архиепархии были привлечены к уголовной ответственности. Вместо этого церковь, как правило, прибегала к выплатам жертвам и отстранению или переназначению священников. Некоторых обвиняемых священников переводили на служение, которое якобы позволяло им держаться подальше от несовершеннолетних, но других переводили в новые приходы, где они могли продолжать свои злоупотребления.
Проблема была распространена и в других епархиях. В Олбани, штат Нью-Йорк, епископ Говард Хаббард, который сам столкнулся с обвинениями в злоупотреблениях, в 2021 году признался в показаниях, что никогда не сообщал властям о серьезных обвинениях в сексуальном насилии, ссылаясь на опасения по поводу “уважения к священству”. А в Балтиморе генеральный прокурор штата Мэриленд Энтони Браун опубликовал в 2023 году доклад, в котором утверждалось, что церковь скрыла факты насилия над более чем 600 детьми со стороны 156 священнослужителей.
Чистилище было всегда
Сегодня чистилище может показаться незыблемым аспектом католического богословия. Когда с ними советуются, апологеты указывают на церковную доктрину, согласно которой души должны быть очищены, прежде чем попасть на небеса, а также на ключевые стихи Библии. Например, Откровение 21:27 утверждает, что “не войдет в него [рай] ничто оскверняющее”. Для многих верующих это достаточная причина, чтобы принять чистилище, где души проходят своего рода временный ад, прежде чем попасть на небеса.
Но, несмотря на фрагменты Священного Писания, которые могут намекать на эту концепцию, ни в одной из книг Библии нет прямого упоминания о чистилище. Вместо этого чистилище – это средневековая идея, родившаяся в результате споров и тревог многих поколений. Впервые ее подытожил теолог XII века Питер Ломбард, чьи “Сентенции” пытались синтезировать многие предшествующие аргументы, а также конкурирующие концепции врожденной греховности человечества и надежды на Небеса. Для своих выводов Ломбард использовал аристотелевскую логику, опираясь на труды дохристианского философа, чьи работы, тем не менее, заняли центральное место в средневековой европейской мысли.
Вскоре концепция чистилища получила широкое распространение, а более поздние богословы даже составили подробные списки грехов и указали, сколько времени каждый проступок добавит к пребыванию в чистилище. С другой стороны, добрые дела, молитвы и участие в таинствах (таких как исповедь и причастие) часто считались уменьшающими срок пребывания в чистилище. Эта идея была строго определена церковью лишь в XIII веке.
Что с английскими Библиями всегда было круто
Формально католическая церковь выступала только против неавторизованных переводов Библии. В связи с этим несправедливо делать вид, что ранние Библии были совершенно недоступны для нецерковных лиц или издавались только на латыни. Однако на протяжении большей части Средневековья велись споры о том, можно ли делать полноценный вернакулярный (нелатинский) перевод, и многие склонялись на сторону латыни и настаивали на использовании латинского перевода четвертого века, известного как Вульгата. Тем не менее, фрагменты Библии были переработаны на общепринятые языки в попытке наладить контакт с людьми, которые не могли читать по-латыни.
Затем отколовшиеся группы создали свои собственные, потенциально еретические переводы. Правители начали вмешиваться в ситуацию, когда император Священной Римской империи Карл IV в 1369 году запретил использовать в своем королевстве Библию на местных языках. Это понятие получило широкое распространение в XVI веке, когда ученый Уильям Тиндейл начал агитировать за английский перевод Библии. Когда церковные власти Англии запретили его, Тиндейл отправился в Германию, где в 1525 году опубликовал перевод Нового Завета, а в 1530 году – часть Ветхого Завета. В конце концов он был задержан в Антверпене и казнен в 1536 году.
Однако сегодня вам будет трудно найти латынь в любой, кроме самой консервативной католической церкви. После Второго Ватиканского собора 1960-х годов церковь отошла от латыни и теперь чаще всего проводит богослужения и раздает Библии, напечатанные на местном языке.
Если вы или ваши знакомые стали жертвой сексуального насилия или столкнулись с духовным насилием, обратитесь к соответствующим ресурсам, указанным ниже: