Антон ЛаВей: Правда об основателе Церкви Сатаны
Существует множество различных видов зла. Конечно, есть обычное мерзкое черное зло, например, серийные убийцы и деспоты в липких золотых цепях. Затем есть безумное зло и бессмысленное зло. И, конечно, не стоит забывать, что существует целая библиотека меньших квази-злов: постыдные поступки легкой степени, такие как подкладывание жвачки под столы в публичной библиотеке или подливание миндального молока в кофе невинного человека.
Все эти злодеяния, в общем, хороши. Но, возможно, лучший вид зла – это то, которое вы произносите как “эээээээээээээээээээээээ”, поглаживая питона, лениво обвившегося вокруг ваших плеч. Мы говорим о вычурном, глупом зле. Именно такое зло олицетворял Антон ЛаВей, основатель Церкви Сатаны, носитель пластмассовых рогов дьявола и мастер пошлой цирковой музыки. Приходите, если осмелитесь. Давайте погрузимся в мистическую жизнь и времена одного из величайших сатанистов нашего времени: Говарда Стэнтона Леви, он же Антон ЛаВей.
Кем был Антон ЛаВей?
Антон ЛаВей родился в 1930 году. Выросший в пригороде Сан-Франциско, ЛаВей получил обычное воспитание. Его родители были нерелигиозными, и ничто в его раннем детстве не выдавало в нем человека, предназначенного для демонического злодейства. К середине шестидесятых годов ЛаВей стал харизматичным лидером Церкви Сатаны. Отчасти культ, отчасти интеллектуальное движение, Церковь Сатаны сделала ЛаВея культурно известным вплоть до его смерти в 1997 году.
Так кем же был этот парень? В интервью с ЛаВеем на пике его сатанинской крутизны, первое, о чем вы думаете, что это человек, которого вы, вероятно, заметили бы, если бы он стоял в одной очереди с вами в Walgreens. Он был высокого роста (шесть футов), и что-то в его худощавом телосложении и сверкающей лысой голове придавало ему вычурно зловещий вид.
Из интервью также выяснилось, что он был дьявольски претенциозен. ЛаВею легко давалась аффектация, но что-то в его медленной речи, в его замысловатых предложениях, в его напряженном взгляде придавало ему странную серьезность. Немногие люди в истории могли носить пластиковые рога дьявола и черный атласный плащ, не вызывая всеобщего осмеяния. Антон был близок к тому, чтобы сделать это.
Антон ЛаВей лгал. Очень, очень много.
В вежливых выражениях ЛаВей был рассказчиком. В менее вежливых выражениях этот человек был патологическим лжецом. На протяжении всей своей жизни ЛаВей создавал вокруг себя толстый слой обмана. Как сообщается на сайте Церкви Сатаны, ЛаВей рассказал множество различных историй о своем путешествии в цепкие объятия Темного Властелина. В одной истории он осознал фундаментальное зло человечества, когда работал фотографом на месте убийства в Сан-Франциско в 1950-х годах. В другой он утверждает, что с Вельзевулом и всеми его адскими приспешниками его познакомила трансильванская бабушка-цыганка. И это только верхушка айсберга. Мы точно знаем, что его заявления о том, что он был укротителем львов и криминальным фотографом, абсолютно ложны. В то же время, публично известно, что он был профессиональным органистом, историком и некоторое время зарабатывал на жизнь “расследованием паранормальных явлений”.
Поэтому трудно отделить правду от вымысла в случае с ЛаВеем, но мы знаем, что он сидел на большом троне лжи, и подавляющее большинство его заявлений о своей личной истории, скорее всего, были сильно опровергнуты. Сам ЛаВей сказал: “Я чертовски лживый человек. Большую часть моей взрослой жизни меня обвиняли в том, что я шарлатан, фальшивка, самозванец. Полагаю, это делает меня близким к тому, кем должен быть дьявол, как никто другой. Я лгу постоянно, непрерывно”. Хорошая мысль. Хорошо сказано.
Давайте посмотрим на сатанизм Антона ЛаВея поближе.
Давайте сначала разберемся с большим, адским слоном в комнате: ЛаВей никогда не утверждал, что верит в Сатану – по крайней мере, не в том смысле, который можно себе представить. Для ЛаВея Сатана был скорее символом и метафорой, чем вызывающе сернистым парнем в провокационном красном трико. По словам ЛаВея, “я имею в виду сатанизм в смысле философской концепции, царства или состояния бытия, которое лучше всего описать как образ жизни, мировоззрение, отношение”.
Трудно не найти эту версию Сатаны, ну, скучной. Но удручающе обыденная правда заключается в том, что версия сатанизма ЛаВея была скорее Evil-Lite, чем истинным инфернальным намерением. Более того, сатанизм ЛаВея, похоже, был забавой для людей, склонных к любительской драматургии. По мере взросления версия сатанизма ЛаВея становилась все более глубокой. Он начал заигрывать с идеей, что его сатанинское движение предлагает просвещенным людям способ “заполнить пробел между религией и психиатрией”. Сатанизм ЛаВея описывается как “ликование себя”. Он не основан на желании уничтожить все хорошее и посеять хаос в мире. Это просто способ примирить просвещенное скептическое мировоззрение с мощной фантазией и символизмом. Говоря иначе, он хотел предложить нерелигиозным людям способ почувствовать себя религиозными. Очевидно, он еще не открыл для себя сырные закуски со вкусом барбекю.
Вдохновение Антона ЛаВея – большое открытие.
Давайте сделаем шаг в сторону от его больших, серьезных начинаний Церкви Сатаны, чтобы взглянуть на ранние влияния молодого Антона. ЛаВей, несомненно, шел по стопам Алейстера Кроули, известного оккультиста и скаллавага в своем собственном праве. Большая часть его эстетики и эзотерического жаргона отдает дань мистической драматургии Кроули. Patheos говорит, что он также ссылается на Айн Рэнд, анархистско-либертарианскую интеллектуалку, которая порицала веру и суеверия во всех формах. Кроули выступал за крайний мистицизм. Рэнд провозглашала непоколебимый гуманизм. Любое из этих философских влияний в отдельности может создать страстную и целеустремленную личность, но как их можно объединить?
Необычный психологический клей, скрепляющий эти две фундаментально несовместимые жизненные парадигмы, вполне возможно, был связан с ранним увлечением ЛаВея цирком и жизнью выдающегося фокусника П. Т. Барнума. Барнум был талантливым маркетологом и саморекламщиком, и его многие считают покровителем мошенников, плутов и злопыхателей всех мастей. Это кажется хорошей теорией, и если это так, то, возможно, ЛаВей просто пришел к сатанизму в попытке примирить несовместимые стремления к мистическому эскапизму, объективному поиску истины и радости обмана.
Как ему удалось захватить столько сердец и умов?
Вкратце напомним, как все происходило: Это 1966 год. Серьезная церковь гнусностей ЛаВея растет с каждым днем. Растет число убеждений. Люди начинают воспринимать ее всерьез. И за всем этим стоит этот запутавшийся драматический парень в черном плаще. Как одному очень странному человеку удалось превратить такие несерьезные ингредиенты в движение с продолжительным культурным импульсом?
ЛаВей был историком особого рода. Он одержимо изучал ритуалы. Если читать между строк его интервью, то его гораздо больше интересовало то, что делали эти мистические движения, чем то, во что они верили. В одном из интервью он сказал: “Ритуал представляет собой освобождение от всех интеллектуальных мыслей и возможность дать волю эмоциям. Это шанс на время остаться без всяких заморочек и действительно позволить выйти наружу тому, что вы чувствуете внутри”.
ЛаВей умел возбуждать людей с помощью ритуала, и это принесло ему как дурную славу, так и восхищение. Например, в 1967 году ЛаВей разослал пресс-релиз о “первом в истории сатанинском крещении”. Пресса это подхватила. И если разобраться, именно поэтому люди до сих пор говорят о ЛаВее. Дело не в его элегантном стиле одежды. Не в том, что он назвал Князя Тьмы по имени. И уж точно не его идеи. Он умел объединить все это в крутые ритуалы, которые заставляли людей останавливаться и смотреть. Он был знатоком символизма.
Антон ЛаВей также был большим лысым кукурузником.
В Антоне ЛаВее есть что-то восхитительно банальное, и трудно поверить, что он не был счастлив осознавать это. В качестве доказательства А – его… эээ… музыка. В том числе его восхитительный альбом Satanic Mass. Если кто-то сможет прослушать его весь за один присест, он определенно станет одним из маленьких сокровищ Сатаны. По сути, его попытка стать рок-звездой сочетает в себе зрелище худощавой фигуры, идеально лысой сверкающей головы, безупречной козлиной бородки, и парня с Вурлитцером, играющего цирковую карнавальную музыку. Трудно совместить это с авторитетом, необходимым для того, чтобы быть секретарем родительского собрания, не говоря уже об инфернальной церкви Сатаны.
Дело в том, что, конечно, в этом парне есть глубина. Ему было что сказать, и, возможно, ему даже удалось стать зеркалом для самодовольной религиозности общества того времени. Но он также был просто большим чокнутым ботаником, развлекающимся в качестве главаря своего личного фрик-шоу. Эта готовность веселиться над своей славой делает Антона ЛаВея гораздо более интересным, чем его церковь или люди, которые охотно последовали за ним, чтобы нажиться на мистике Сатаны. В ЛаВее присутствует атмосфера озлобленного, жестокого циркового рингмейстера. Но при этом он ухмыляется сам себе и зрителям, которые смотрят на него. Он весел.
Но не смейтесь слишком громко.
Хотя в самозабвенных вылазках ЛаВея в поп-мистицизм много абсурда, некоторые его убеждения стали прямо-таки зловещими – и не в крутом смысле “да здравствует Сатана”. В своих письменных работах и интервью ЛаВей часто отдавал интеллектуальную дань социал-дарвинизму, в частности, вере в то, что высшие культуры поднимаются на вершину, а низшие культуры погружаются в безвестность.
Однако здесь возникают некоторые сложности. Сомнительно, что ЛаВей был особенно ненавистным или расистским человеком. Тем не менее, благодаря риторике “выживает сильнейший”, Церковь Сатаны с годами привлекла последователей из числа белых супремацистов. Официальная линия Церкви Сатаны заключается в том, что она является аполитичной организацией, но в социальных сетях можно найти нити споров, в которых обвинения и контр-обвинения в фанатизме и фашистских наклонностях выдвигаются снова и снова.
Один из выводов о возможном внутреннем расколе по этому вопросу можно найти в статье на антифашистском сайте It’s Going Down. В статье отмечается, что хотя церковь официально не потворствует фашизму, она, тем не менее, занимает попустительскую позицию по отношению к профашистскому контенту на своем сайте. Любопытно, что обе ссылки на примеры теперь являются мертвыми ссылками. Независимо от того, были ли эти статьи удалены из-за давления общественности, внутренних разногласий или просто технических проблем, идеи ЛаВея сильно перекликаются со взглядами белых супремацистов, и его имя сегодня с благоговением произносят более чем многие белые супремацисты.
Дело Джейн Мэнсфилд
К настоящему времени у нас сложилось противоречивое представление о ЛаВее. Он эксцентричный мошенник, который вынашивает довольно сильные идеи. Но где же его жуткий оккультизм? Эта часть его истории достигла своего пика после “Дела Джейн Мэнсфилд”.
Одним из самых спекулятивных и обсуждаемых аспектов жизни ЛаВея были его странные отношения с белокурой красавицей-бомбой актрисой Джейн Мэнсфилд. Эта пара начала появляться в прессе в 1966 году. Было неясно, были ли они “однолюбами”, но независимо от того, были ли они лучшими друзьями или FWB, странная близость несомненна на их фотографиях. На одной известной фотографии Мэнсфилд улыбается бессодержательной улыбкой в стиле “Монро”, а ЛаВей нависает над ней, как истощенный и слегка амурный дядюшка Фестер.
Где-то в 1967 году их широко разрекламированные отношения пошли на спад. Тогдашний бойфренд Мэнсфилд, Сэм Броди, предположительно, не одобрял растущее влияние ЛаВея на Мэнсфилд. Vanity Fair пишет, что конфликт резко обострился, и ЛаВей якобы проклял Броуди – как это делают те, кто находится в союзе с Сатаной и чувствует себя немного обиженным – заявив, что тот обречен погибнуть в автокатастрофе. Проклятие ЛаВея было успешным. Оба попали в смертельную автокатастрофу и погибли мгновенно. Сумасшедшее совпадение? Конечно. Но это заставило людей задуматься, обладает ли он реальной силой. И по мере того, как его известность росла, ЛаВей удваивал это доверие. Свяжись с ЛаВеем, и с тобой могут случиться плохие вещи.
Антон ЛаВей, символ поп-культуры
SF Gate сообщил, что Антон ЛаВей умер от отека легких в 1997 году. Ему было 67 лет. Но даже без мультяшного фронтмена его культурное влияние продолжало жить.
После смерти его персона по-прежнему отказывается быть чем-то одним. Он – аморфная тень, одновременно дьявольски крутая с его дьявольской ухмылкой знающего командования и невероятно неуклюжая, когда он выстукивает ярмарочные мелодии на своем любимом Вурлитцере. Как и сам человек, его известность в поп-культуре полна парадоксов. ЛаВея причисляют к той же бунтарской антиавторитарной крутизне, которая двигала рок и металл, но он не любил ни то, ни другое. Несмотря на эстетику сюрреалистического излишества и гедонизма, ЛаВей всю жизнь был глубоко против употребления наркотиков. Он просто не тот человек, которого можно легко понять.
ЛаВей – это “кот Шредингера” культурных икон. Он не поддается описанию. Он сделал сатанизм пешеходным. Он сделал гуманизм сексуальным. Он соединил цирковой карнавал макабра с эклектичной смесью немецкого экспрессионизма, драматических фильмов ужасов B-класса и франкенштейновского слияния западных философских школ. Результат: нечто столь же великолепно зловещее, сколь и неапологетически банальное. По мнению LA Weekly, он был любимым Черным Папой сатанизма.
Что случилось с дьявольщиной Антона ЛаВея?
К сожалению, за пределами его поп-культурной значимости наследие ЛаВея довольно скудное. В 1985 году его дочь Зина приняла мантию отца и стала Верховной жрицей Церкви Сатаны. Но Зина не была похожа на своего отца. У нее была та же манера поведения, но не было той харизмы, которая превращала идеи его отца в такую убедительную и причудливую упаковку. Как сатанист, Антон был интеллектуалом-изгоем и трикстером. Зина, в отличие от него, была серьезной, кропотливой и пламенной.
Постепенно сатанизм ЛаВеяна превратился в одну из многих унылых мистических философий, вяло текущих по пригородной жизни. Но этот печальный упадок был вызван не только менее чем образцовым дьяволизмом Зины. Мир изменился.
Согласно книге Learn Religions, к середине 80-х годов США погрузились в эпоху “сатанинской паники”. Внезапно понятие оккультизма стало более серьезным и интенсивным, чем когда-либо прежде, и Зине пришлось защищать сатанизм более решительно, чем это когда-либо приходилось делать Антону. Она стала наиболее заметной, защищая сатанизм на таких качественных площадках для публичных дебатов, как “Шоу Фила Донахью” и “Салли Джесси Рафаэль”. Сейчас это кажется смешным. Никто не уходит со сцены с чувством собственного достоинства. К 90-м годам Зина полностью отреклась от своего отца и сменила имя.
Что случилось с его церковью?
Все это довольно банально, на самом деле. Церковь Сатаны ЛаВея пошла по тому же пути, по которому идут многие движения, когда их основатель умирает или уходит из жизни: произошел раскол, который разделил церковь на две части. Вдова Антона ЛаВея, Бланш Бартон, сохранила контроль над Церковью Сатаны. Дочь Антона ЛаВея, Карла, основала свой собственный Сатанинский Клуб Завтрака, Первую Сатанинскую Церковь. И конечно, люди таковы, каковы они есть, и Бланш, и Карла претендуют на прямую родословную и исключительные права на сатанизм ЛаВея. Похоже, это случай непримиримых разногласий, которые может разрешить только прямое вмешательство самого большого копытного чувака внизу.
Однако у церкви ЛаВея есть один проблеск надежды: церковь идет в ногу со временем. Бланш регулярно появляется на радио и в интервью на Youtube, чтобы проповедовать оскверненным массам. Не то чтобы у нее это блестяще получалось, и ее интервью может быть немного неловко смотреть – во многом потому, что Бланш, кажется, не перестает говорить. Может быть, одна из ее инфернальных способностей – не нуждаться в кислороде? Как бы то ни было, две церкви теперь несут сатанизм ЛаВея в двадцать первый век. Ни одна из них и близко не подошла к славным странностям своего предшественника.
Что случилось с идеями Антона ЛаВея?
Это, пожалуй, самая печальная часть истории. ЛаВей, очевидно, представляет собой нечто значимое для многих людей. Определенно существует свод мыслей, который можно определить как сатанизм ЛаВея, и люди продолжают излагать его и по сей день, как, например, один человек, выложивший на YouTube 42-минутный трактат. Когда вы просматриваете постоянно пополняющуюся посмертную литературу о ЛаВее и его учении, вы обнаруживаете одну общую тему. Все это ужасно скучно. Это грустно; как маленькая ухмыляющаяся шутка, испорченная слишком громко смеющимся человеком в носках и сандалиях.
И это удручающий постскриптум. Все, что он хотел сказать об обществе, в значительной степени потеряно под слоями менее интересных людей, использующих его идеи для менее интересных целей. Остались лишь несколько устаревших верований, кучка людей, воспринимающих сатанизм слишком серьезно, и пара выцветших пластиковых рогов дьявола, спрятанных где-то в шкафу.
Вечное наследие ЛаВея – это не его церковь, не его идеи и не его семья, несущая факел в радиопередачах. Это икона Вурлитцера, играющего в трикстера. Это то, что все эти годы после его смерти люди не могут понять, был ли он серьезен или смеялся, обманывая всех, включая себя. Его жизнь была огромным славным косплеем, и даже сегодня поп-культура тащится за ним на хвосте из черного сатина.