Голливуд против науки: Что если бы русалки были настоящими?

Что если бы русалки были настоящими? Насколько близко Голливуд подошел к тому, каким был бы реалистичный мер-организм, подверженный естественному отбору и эволюционным силам?

Голливуд против науки: Что если бы русалки были настоящими?

Русалка на пляже

Русалки не существуют. Соблазнительные и одновременно опасные, телесные и недосягаемые, они олицетворяют собой постоянно меняющуюся природу воды. И хотя некоторые мифологи предполагают, что русалки – это антропоморфизация ламантинов моряками, согласно Smithsonian, образ красивой женщины, гибридизированной с рыбой, является древним и уходит корнями в античность. Греческий историк Диодор Сикулус записал историю о сирийской богине Деркето, которая в припадке безумия убила своего возлюбленного. Убитая горем, она бросилась в озеро, превратившись в рыбу с красивой человеческой головой.

С тех пор русалка стала особенно популярной на Ближнем Востоке. К тому времени, когда Ганс Христиан Андерсен написал архетипическую “Русалочку” в 1837 году, Плиний Старший уже описывал нереид как русалоподобных, раннехристианская ирландская легенда обзавелась святой русалкой по имени Ли Бан, а во Франции была Мелузина. Конечно, Голливуд собирался вскочить на эстафету и в итоге настолько разнообразил миф, что Дерсето не узнала бы себя.

Но что, если бы русалки были настоящими? Насколько близко Голливуд подошел к тому, каким был бы реалистичный мер-организм, подверженный естественному отбору и эволюционным силам? Animal Planet взялся за эту тему, показав два документальных фильма “Русалки: Новые доказательства” и “Русалки: Найденное тело”, которые были полностью вымышлены, но сделаны настолько хорошо, что зрители решили, что русалки существуют на самом деле, сообщает CNN. Читайте дальше, чтобы узнать, насколько близка или далека выдумка от реальности.

Песня моря

Силуэт русалки на скале

В большинстве фильмов русалок изображают либо уже знающими человеческий язык, либо выучившими его за несколько часов. Ни тот, ни другой сценарий маловероятен.

Во-первых, русалки были бы настолько изолированы от суши, что никогда бы не выучили ни одного человеческого языка. Более того, “родная” речь русалок и органы, участвующие в ее производстве и артикуляции, развивались бы в воде, плотность которой, как напоминает Смитсоновский институт, больше, чем у воздуха. Это ставит русалок в один ряд со всеми другими морскими обитателями, производящими звуки, ни один из которых не демонстрирует такого разнообразия звуков, которые может издавать человек. Дельфины щелкают и “свистят”, киты поют, а некоторые виды рыб хрюкают. “Всплеск”, вероятно, ближе всего к истине, когда русалка Мэдисон, которую играет Дэрил Ханна, произносит свое родное имя в серии писков, разбивающих стекло.

Но то, что Мэдисон выучила функциональный английский менее чем за день, – это чистая магия кино. По оценкам EF Education First, для свободного владения английским языком требуется около 1120 часов круглосуточного изучения, или около 46 полных дней. Так что либо Мэдисон – русалка, эквивалент суперкомпьютера уровня “Звездного пути”, либо сценаристы должны были придумать способ заставить ее говорить как можно быстрее и сделать это смешно.

Они не все “горничные”

Русалка с развевающимися в воде волосами

Голливудские русалки экстремальны: они либо воинственно девственны, либо кровожадные сумасброды. Однозначное утверждение о том, как размножается вид, отсутствует в повествовании, что приводит к большим противоречиям.

В немецком фильме “Blue My Mind”, посвященном наступлению совершеннолетия, показано, как потомки русалки, хотя и рожденные людьми, сами становятся русалками после полового созревания, что позволяет предположить, что русалки и человеческие мужчины биологически совместимы. Хотя два существа, столь радикально отличающиеся по типу тела, производят жизнеспособное потомство маловероятно, этот сценарий фактически отражает мифологию. Рассказы о русалках, соблазняющих и похищающих мужчин, широко распространены, хотя легенды никогда не переходят на сексуальные подробности. В качестве альтернативы “Остров русалок” предполагает, что русалки заражают человеческих женщин трансформирующим вирусом. С научной точки зрения ничего из этого не сходится; полностью сформировавшиеся и плодовитые русалки должны быть где-то рядом.

Исследователь Сара Отто утверждает, что секс появился два миллиарда лет назад, когда жизнь была еще одноклеточной. Отто отмечает, что для 99.9% эукариот – существ, чьи клетки закрыты и имеют ядро, – для танго нужны двое. По иронии судьбы, добавив русалок в свою подводную франшизу, болезненно целомудренный Disney попал в точку, пусть и косо.

Потеряли дыхание?

жабры Кевина Костнера

В насмешках над “Русалками” экстраполируется гипотеза водных обезьян, которая гласит, что причина безволосости людей по сравнению с другими млекопитающими заключается в том, что в какой-то момент наши предки временно ушли в воду достаточно надолго, чтобы естественный отбор благоприятствовал гладкой коже. Таким образом, русалки – это люди, которые никогда не возвращались на сушу.

А это значит, что у русалок есть легкие – органы, которые даже киты еще не потеряли. Русалкам пришлось бы регулярно подниматься, чтобы дышать. Если бы они это делали, можно сделать вывод, что случаи наблюдения были бы настолько частыми, последовательными и из стольких разных источников по всей планете, что с момента появления записей и до настоящего времени существование русалок было бы научным фактом, даже если бы особь никогда не была поймана.

А как насчет легких в сочетании с жабрами? Такая физическая адаптация показана в фильме “Водный мир”, где главный герой Кевина Костнера, по сути, нечто среднее между человеком и русалкой, носит жабры за ушами. Это не совсем голливудская глупость; в конце концов, уши произошли от жабр, и эволюционные возвраты, называемые атавизмами, не являются чем-то неслыханным. Однако в реальности только у легочной рыбы есть полностью функциональные легкие и жабры, но даже она должна возвращаться в воду, чтобы поддерживать гидратацию. Ни одно человекообразное существо не имеет двух взаимоисключающих дыхательных систем.

Глубина кожи

женщина с поднятыми вверх руками

Как и у людей, цвет кожи русалок зависит от места их эволюции. Если русалки поселились там, где солнечный свет легко проникает в море, что океанографы называют эвфотической зоной, то Голливуд сделал все правильно, дав русалкам пигментацию, присущую людям, в зависимости от широты и воздействия ультрафиолетового света. Проще говоря, чем больше ультрафиолетового света получают люди, тем больше темнеет их кожа, чтобы компенсировать это со временем. Вот почему люди имеют различную цветовую гамму. Однако все становится интереснее, когда человек погружается в море.

Если русалки – существа беспросветных океанских глубин, афотической зоны, на которую визуально намекает макет фильма “Русалки”, то они вообще не имеют пигмента и имеют отвратительный оттенок белого, сообщает Smithsonian. В противном случае, если русалки обитают в “сумеречной зоне”, они, как и многие другие существа этой среды, будут иметь поразительный оттенок красного, цвет, который на такой огромной глубине кажется черным, чтобы быть своего рода камуфляжем.

На самом деле смешивание может быть жизненно важной эволюционной тактикой. В отличие от людей, русалкам приходится опасаться хищников с любой стороны. Поэтому, как и косатки, русалки могут быть темными с одной стороны и белыми с другой. Сверху они сливались с глубиной, снизу – с солнечными лучами, проникающими вниз.

Престо-Чанго!

Разноцветный хвост русалки

В фильмах “Splash”, “Siren” и “H2O: Just Add Water” русалка естественным образом превращает свою нижнюю половину в ноги, когда выходит из соленой воды, и обратно в плавники, когда снова оказывается в соленой воде. Похоже, что это своего рода рефлекс, а не то, что русалка может контролировать, и занимает всего несколько секунд. Ни одно реальное существо не может так быстро и глубоко изменить план своего тела.

В природе животные могут менять форму до такой степени, что начальная и конечная формы неузнаваемы друг от друга, но это не быстрый процесс. По данным PetsHoods, головастику может потребоваться от нескольких недель до нескольких месяцев, чтобы превратиться в полностью сформировавшуюся лягушку. Аналогично, гусенице требуется от 8 до 12 дней, чтобы превратиться в бабочку-монарха. Внимательные наблюдатели, конечно, заметят, что эти изменения происходят только в одну сторону. За пределами этих примеров радикальные физические изменения должны зависеть от эволюции, а этот процесс может занимать огромное количество времени. По оценкам Смитсоновского музея естественной истории, Сахелантропу, раннему предку человека, потребовалось 6 миллионов лет, чтобы начать ходить на двух ногах.

Дисней, в свою очередь, считает, что у русалочки неизменное тело; Ариэль, чтобы стать двуногой, полагается на волшебные заклинания.

Рыбьи пальцы

Плавающая русалка

В статье на OurSpace, посвященной идее эволюции интеллекта под водой, одно из наиболее глубоких наблюдений гласит: “Как только разумный вид развился под водой, он захотел бы улучшить себя, изобретая вещи, облегчающие жизнь. Чтобы достичь этого, данному виду потребовалась бы форма противоположных пальцев, чтобы манипулировать окружающими материалами для использования их в качестве инструментов”.

Гипотеза водных обезьян легко объясняет, почему сухопутный предок русалки вышел в море с полностью сочлененными человеческими руками. На большинстве изображений голливудских русалок эта анатомическая особенность остается статичной и неизменной, как и остальные части человеческого туловища. Однако, как и любое другое существо, русалки со временем были вынуждены адаптироваться к условиям окружающей среды благодаря естественному отбору.

Согласно биографии, на примере Майкла Фелпса, пловцы получают большую часть своей силы от верхней части туловища. Из этого можно сделать вывод, что до того, как у водных обезьян появились мощные хвосты, они также должны были полагаться на свои руки и кисти для движения вперед в той же степени, что и для ловли пищи. Естественный отбор должен был максимально использовать верхние конечности этих примитивных русалок для подводной локомоции, что означало бы появление перепончатых рук или ласт, подобных ластам тюленей, если бы не откровенные плавники. Фильмы “Сирена” и “Русалки” старательно демонстрируют это эволюционное преимущество.

Волосатая ситуация?

Картина с русалкой

Длинные волосы – один из наиболее устойчивых тропов женственности. В статье для Science Focus нейробиолог Кристиан Джарретт считает, что это связано с тем, что длинные волосы у женщин символизируют молодость и плодородие, а в аналогичной статье журнала Retox Magazine утверждается, что длинные волосы сами по себе соблазнительны. Безусловно, один из самых манящих образов русалки – это образ русалки, расчесывающей свои длинные, роскошные волосы. Лорд Теннисон писал об этом, а художник Джон Уильям Уотерхаус увековечил этот образ. Даже потрясающе одетая Ариэль из “Русалочки” участвует в этом действе с помощью гребня. Русалки из фильмов “Всплеск”, “Сирена”, “Blue My Mind” и “Аквамарин” также имеют эпические гривы. Если предположить, что гипотеза о водных обезьянах имеет силу, то у русалок действительно были бы волосы, которые являются определяющим признаком всех млекопитающих. Просто у них не было бы таких волос, за которые Рапунцель могла бы убить.

Водные млекопитающие практически безволосые. Дельфины и киты рождаются с волосами, но они выпадают вскоре после рождения. Другое морское млекопитающее, морж, также лишилось большей части своего меха, кроме тонкой, редкой шерсти и усов. Русалки, скорее всего, были бы такими же депилированными. Если русалки действительно произошли от рыб, то у них вообще нет волос на любом этапе их жизни.

Водные организмы

силуэт мемаиды и дельфина

Согласно гипотезе водных обезьян, русалки не могут иметь нижнюю часть туловища рыбы, с чешуей и перепонками. Скорее, их нижняя часть тела напоминала бы что-то более похожее на физиологию морских млекопитающих, таких как дельфины и киты, – пример конвергентной эволюции. В принципе, эта теория утверждает, что если два совершенно разных вида обитают в одной среде, то эволюционное давление со стороны этой среды в конечном итоге сделает эти виды очень похожими. Это объясняет, почему рыбы и киты выглядят одинаково, хотя они принадлежат к совершенно разным родам.

Но ради аргумента давайте предположим, что русалки действительно являются продвинутой эволюционной формой рыб. Если это так, то это означает, что род русалок появился на собственной ветви Древа жизни после того, как у рыб появились “лопастные” плавники, но до того, как они впервые вышли на сушу, то есть 375 миллионов лет назад. Это объясняет появление хвоста, но тогда верхняя часть туловища человека нуждается в объяснении.

Здесь конвергентная эволюция терпит крах. Суша и океан – две очень разные среды, и те виды рыб, которые остались в море, остались бы рыбообразными. Сухопутные животные в конечном итоге произошли от лопастеперых рыб, отмечает NPR, но эти корявые, рудиментарные конечности остались в виде плавников, если их хозяева оставались в океане, как, например, кишечнополостные. Все это говорит о том, что русалки, произошедшие от рыб, никогда бы не вышли из стадии “мер”.

Власть океана

Город Русалочки - Атлантика

В фильме “Бездна” похожие на русалок инопланетяне настолько научно развиты, что могут манипулировать самой водой. В финальной сцене фильма “Всплеск” камера перемещается к ярко освещенному подводному городу, что как минимум означает искусственное освещение. А в “Русалочке” город Атлантика состоит из массивных коралловых башен декораций, которые наводят на мысль о биотехнологиях. Казалось бы, у русалок есть какие-то очень красивые технологии, что приводит к простому вопросу: “Как они это сделали?”.

Быстрый ответ заключается в том, что это не так. Как отмечается в статье на Big Think, любая современная технология является конечным результатом длительного процесса инноваций. Люди не смогли бы достичь космической эры или даже парового двигателя, если бы сначала не был открыт огонь. Водная среда стала бы преградой для многих наземных форм энергии и сделала бы их недоступными для подводного вида: Электричество было бы смертельно опасно, огонь невозможен, а гидротермальные источники энергии сварили бы русалку заживо, прежде чем она смогла бы подобраться достаточно близко, чтобы использовать их. Горение не исключено: термит, высокореактивная смесь оксида железа и алюминия, может гореть под водой, но даже для его применения необходимо открытое пламя и глубокое знание современной химии.

Русалки были бы людьми каменного века, вооруженными копьями и дубинами. Только “Сирена” набирает очки в этом отношении.

Прикрытие?

Ариэль и рыба

Понятие скромности является уникально человеческим; в статье на Huffington Post говорится, что люди начали носить одежду примерно 83 000-170 000 лет назад. В то время, пишет HuffPo, эта практика возникла не потому, что наши предки были стыдливыми, а потому, что им было некомфортно в холодных условиях. Только после изобретения одежды появилась концепция скромности. До этого люди позволяли себе все. Даже сегодня некоторые изолированные племена в особенно теплом климате носят скупые одежды как нечто само собой разумеющееся.

Океаны, как и суша, конечно же, сильно различаются по температуре, но Голливуд разрозненно относится к моде на русалок. В “Русалочке” Disney, ориентированный на семью, поспешил украсить женщин каким-нибудь топом; то же самое можно сказать и о фильме “H2O: Просто добавь воды”. В более зрелых фильмах, таких как “Всплеск”, русалки были без верха, но прикрывали грудь волосами. В фильмах “Сирена” и “Русалка” русалки ходят топлесс, но у них также нет сосков.

Дебаты о скромности русалок оживленно ведутся на интернет-форумах. На StackExchange один из пользователей считает, что русалки могут использовать рыбью кожу в качестве одежды, но отмечает, что даже она прослужит всего около трех месяцев, прежде чем распадется.

Морская еда или быть едой

Рысь с острыми зубами

Кухня русалок – это голливудский знак вопроса. В ссоре со своей непокорной дочерью Ариэль король Тритон из “Русалочки” унижает людей за то, что они, помимо прочего, являются “рыбоедами”, предполагая, что диснеевские русалки не едят рыбу. Крабы также, похоже, не входят в меню, что подтверждается в знаменитой психотической сцене “Les Poisson”, где краб Себастьян в ужасе от того, что его собратья едят суши, и когда его самого помечают на смерть.

И наоборот, в фильме “Всплеск” Мэдисон без всякой вины вгрызается в лобстера. Русалки из фильма “Пираты Карибского моря: На странных берегах” идут еще дальше и с удовольствием закусывают людьми. Аналогично, у Рин, острозубой героини “Сирены”, полный рот острых, как бритва, клыков, как у плотоядных акул или пираний, и она без проблем натравливает их на пару особенно мясистых двуногих.

Все существа что-то едят. И поскольку их всегда изображали с человеческими характеристиками: большим мозгом, направленными вперед глазами и пастью с режущими зубами спереди и скрежещущими зубами сзади, русалки, как и люди, обладают всеми физическими признаками всеядного хищника. При условии, что русалки не питаются исключительно моряками, они, вероятно, будут охотниками и пастухами на рыбу.

Нет, мы не можем быть просто друзьями

Сирены-русалки, соблазняющие Одиссея

В общем и целом, даже если их общества придерживаются своего рода изоляционистской политики по отношению к человечеству, большинство отдельных русалок показаны либо доброжелательными по отношению к человечеству, либо игриво любопытными.

Если бы русалки существовали, они, как Рин и ее народ в фильме “Сирена”, были бы абсолютно враждебно настроены по отношению к людям без какой-либо другой причины, кроме того, как люди обращались с их родной средой обитания, океаном – от загрязнения и чрезмерного вылова рыбы, радиоактивных отходов и разрушения среды обитания до оттеснения и загромождения его транспортом. Люди вступали в войны и за гораздо меньшее. Более того, как предполагалось в “Сирене”, у мерфолков, вероятно, есть понятие о территории и нарушении границ, и то, что нарушитель принадлежит к другому виду, не обязательно является спасительной милостью.

На самом деле, идея о том, что русалки могут быть односторонне добрыми, довольно нова. В своем исследовании, посвященном русалкам в популярной культуре, писательница Мелисса Джонс из Университета Кристофера Ньюпорта отмечает, что русалки и подобные морские существа изначально считались злобными существами, или, по крайней мере, недружелюбными и подозрительными. Только в эпоху Просвещения, которая началась в конце 1600-х годов и ознаменовалась рациональным подходом к миру природы, русалки, которые к тому времени благополучно обосновались в качестве вымышленных существ, получили культурную известность и стали “милыми”.

Оцените статью
АльтГранж
Добавить комментарий

13 + один =