Ложные вещи, в которые вы верите об Уолте Диснее
Сколько бизнесменов и основателей корпораций знают по имени и фамилии миллиарды людей? А сколько людей, начинавших как скромные художники, становятся основателями одной из самых влиятельных, мощных и прибыльных компаний в мире? Не так уж и много – и Уолт Дисней, вероятно, единственный человек, относящийся к обеим категориям.
История Уолта Диснея – это классическая, единственная в Америке, история успеха 20-го века. Он прошел путь от художника в рекламном агентстве на Среднем Западе до аниматора, режиссера, создателя тематических парков, руководителя студии, законодателя вкусов, создателя и защитника здорового семейного досуга. Уолт Дисней, безусловно, легендарен, но такие крупные и важные фигуры часто склонны к созданию мифов или сами виноваты в этом. Многое из того, что мы думаем о Диснее – человеке настолько любимом, что его прозвище “дядя Уолт” – просто неправда. Давайте проясним ситуацию.
Уолт Дисней родился в маленьком городке Робинсон, штат Иллинойс.
Олицетворяя такие добродетели, как предприимчивость и трудолюбие, Уолт Дисней имеет известную, вдохновляющую и такую же всеамериканскую историю, как бейсбол, яблочный пирог и непомерно высокие цены на билеты в парках развлечений. Карьера Диснея началась в качестве художника в рекламном агентстве в Канзас-Сити, куда его семья переехала, когда Уолту было девять лет. До переезда в этот мегаполис Среднего Запада Дисней провел свое раннее детство в совершенно маленьком и идиллическом городке Робинсон, штат Иллинойс. Пытаясь заработать достаточно денег, чтобы добраться до Чикаго, родители Диснея временно поселились в Робинсоне, где мистер Дисней нашел работу у человека по имени Джордж Уолтер, который также сдавал супругам комнату. Вскоре после этого родился Уолт Дисней, названный в честь щедрого босса своего отца.
Однако, согласно Snopes, все это неправда. Эти подробности взяты из истории, опубликованной в газете Robinson Argus в 1982 году и основанной на недостоверных воспоминаниях пожилого местного жителя. В действительности, к моменту рождения Уолта Диснея в 1901 году его родители жили в Чикаго и имели еще троих детей, одного из которых они чуть не назвали Уолтером. Дисней действительно родился в Чикаго, и он не был назван в честь какого-то парня, который дал работу и квартиру его отцу.
Уолт Дисней создал Микки Мауса
Уолт Дисней – синоним Микки Мауса, персонажа настолько успешного, что это привело к созданию крупной анимационной студии, развлекательного конгломерата и сети тематических парков, связанных между собой писклявым голосом маленького человечка. Он – улыбающийся талисман компании и машина по продаже товаров. Все это должно было произойти, как утверждает официальная версия Disney, Уолт Дисней придумал Микки во время поездки на поезде в 1928 году, когда его попытки пробиться в развлекательный бизнес потерпели крах.
Однако, по словам Джеффа Райана, автора книги “Разделенная мышь”, Уолт Дисней не изобрел персонажа Микки Мауса и не нарисовал его впервые – это сделал Уб Айверкс. Дисней впервые встретился с Айверксом, когда оба они работали художниками в Канзас-Сити в 1919 году, и в итоге создали свою студию мультфильмов. В конце 1920-х годов неудачная деловая сделка привела к потере их умеренно успешного персонажа, счастливого кролика Освальда. Поэтому они принялись за работу, и Айверкс нарисовал несколько мультяшных изображений коровы, лошади, собаки и лягушки. Диснею ни одно из них не понравилось, и он предложил Айверксу нарисовать мышь.
Вскоре Айверкс разработал основной дизайн персонажа, который стал известен как Микки Маус. После того, как творческое партнерство Диснея и Айверкса впоследствии распалось без динамики, Дисней начал рассказывать ложную историю о том, как он создал Микки в поезде, оставив Айверкса в стороне от этой истории.
Пароходик Вилли” стал вехой в анимации
Из всех сотен короткометражных мультфильмов, созданных в начале 20-го века, известность получили персонажи – Багз Банни, Даффи Дак, Том и Джерри. Лишь немногие отдельные названия мультфильмов запоминаются, за исключением таких знаковых классических фильмов, как “Пароход Вилли” 1928 года. Этот мультфильм является общепринятым, и общеизвестно, что он был новаторским во многих отношениях. Например, говорят, что “Пароходик Вилли” – это первый диснеевский мультфильм, первый мультфильм с участием знаменитого Микки Мауса и первый мультфильм со звуком. Компания Disney считает этот мультфильм настолько поворотным, что в Диснейленде есть место, где он крутится целый день.
Однако большая часть того, что публика думает о “Пароходике Вилли”, не соответствует действительности. Это не первый мультфильм, созданный Уолтом Диснеем. По данным The New York Times, в 1921 году Дисней основал анимационную студию Laugh-O-Gram и создал короткие мультфильмы по таким сказкам, как “Кот в сапогах” и “Красная Шапочка”. Однако студия обанкротилась, и в 1923 году Дисней переехал в Голливуд и снял 50 мультфильмов с участием Алисы из “Приключений Алисы в стране чудес”. А мультфильмы про Микки Мауса он начал снимать только после того, как создал еще одного персонажа – счастливого кролика Освальда.
И хотите верьте, хотите нет, но первым мультфильмом с участием Микки был “Самолетное безумие”, немой фильм, который был снят в 1928 году, но вышел на экраны только в 1929 году. “Пароходик Вилли” был новаторским только в том смысле, что это был первый мультфильм с Микки Маусом в главной роли и синхронизированным саундтреком.
Уолт Дисней был открытым антисемитом.
Эпизод Симпсонов 1994 года “Itchy & Scratchy Land” полон шуток в адрес всего диснеевского. Барт и Лиза смотрят короткий фильм о создателе “Зуда и Царапки” Роджере Майерсе-старшем, подставном лице Уолта Диснея, чьи мультфильмы включают “Пароход Зуда” и “Нацистские супермены – наши супермены”. Это кивок в сторону идеи о том, что Дисней ненавидел евреев, и это мнение подкрепляется речью Мерил Стрип на церемонии вручения премии Национального совета по рецензированию в 2014 году, где она сказала, что этот человек “сформировал и поддерживал антисемитскую лоббистскую группу”.
Возможно, все это связано с инцидентом 1938 года, когда Дисней устроил персональную экскурсию по своей производственной студии Лени Рифеншталь – официальному кинодокументалисту гитлеровского Третьего рейха – экскурсию, которая состоялась всего через месяц после “Хрустальной ночи”, организованной нацистами террористической атаки, в результате которой были разрушены синагоги и принадлежащие евреям предприятия и погибло около 100 евреев.
Дисней отклонил попытки Рифеншталь оказать ему ответную услугу, показав ему свои фильмы об Олимпиаде 1936 года, проходившей в Германии, но ассоциация с нацистами навсегда запятнала его репутацию. Однако Нил Габлер, написавший книгу “Уолт Дисней: The Triumph of the American Imagination” и утверждающий, что прочитал все личные бумаги Диснея, говорит, что доказательств ярой еврейской ненависти со стороны Диснея практически нет. “Я не видел никаких доказательств, кроме случайного антисемитизма, который был практически у каждого язычника в то время, что Уолт Дисней был антисемитом”, – сказал он в интервью USA Today.
Уолт Дисней упорно трудился ради своих “Оскаров
Уолт Дисней – одна из самых значительных фигур в киноиндустрии и в том, как фильмы производятся, представляются, продаются и управляются. С 1930-х по 1960-е годы компания Диснея выпускала огромное количество контента – не только классические анимационные фильмы, но и множество короткометражных фильмов, как анимационных, так и живых. Дисней абсолютно доминировал в мире короткометражек, и поэтому регулярно получал номинации на “Оскар” в соответствующих категориях. Например, с 1932 по 1963 год Уолт Дисней был номинирован в категории “Лучший короткометражный фильм, мультфильмы” 38 раз. Не считая четырех специальных и почетных наград, Дисней получил 22 статуэтки “Оскара”, что делает его самым заслуженным человеком в истории “Оскара”.
Но все это зависит от того, как распределяются награды, а не от мастерства Диснея как режиссера. Во многих категориях премии “Оскар” трофей получает продюсер – тот, кто внес деньги, звонил по телефону и организовывал процесс, а не те, кто снимал фильм, сидел в монтажном отсеке или писал сценарий. Уолт Дисней, поскольку он контролировал компанию и одобрил все эти шорты, получившие премию “Оскар”, получил право претендовать на аппаратуру. Возьмем, к примеру, “Винни-Пух и бурный день”, получивший “Оскар” за лучший короткометражный фильм, мультфильм в 1969 году. Дисней, указанный в качестве продюсера и, следовательно, получивший трофей, не мог быть настолько активным участником проекта, поскольку он умер в 1966 году.
В фильмах Диснея мать часто мертва, потому что он чувствовал вину за смерть своей матери.
Существует уникальный, но мрачный элемент, который повторяется во всех детских анимационных фильмах Disney: Главный герой остается без матери, либо потеряв свою мать к моменту начала событий фильма, либо во время самого фильма. Среди классических диснеевских фильмов с главной героиней без матери – “Золушка”, “Красавица и чудовище”, “Книга джунглей”, “Бэмби” и “Белоснежка и семь гномов”. Согласно голливудским преданиям, за этой сюжетной линией стоит печальная причина, настолько распространенная, что кажется, будто это директива Диснея. Как гласит история, мать Уолта Диснея, Флора, умерла в 1938 году, отравившись угарным газом из-за неправильно работающей печи в новом доме. Поскольку он купил этот дом, Дисней винил себя в смерти матери, и чувство вины побудило его снимать фильмы о людях без матери.
В лучшем случае связь слабая. Многие фильмы Disney основаны на уже существующих и очень мрачных детских книгах и сказках, где мертвые мамы – обычный фактор. Это мощный литературный прием, который может характеризовать главного героя как сочувствующего аутсайдера. Кроме того, как отмечает Snopes, мать Диснея умерла уже после того, как установилась модель полуоторванных диснеевских персонажей. Фильм “Белоснежка и семь гномов” вышел на экраны за год до смерти Флоры Дисней, а “Бэмби” находился в производстве во время трагедии в семье Диснеев.
Логотип Disney – подпись Уолта Диснея
Логотип компании Уолта Диснея – наряду с вариациями для различных подразделений широкомасштабного корпоративного конгломерата, таких как Walt Disney Studios – является одним из самых известных в мире. В конце концов, логотип – это подпись Уолта Диснея, основателя, руководителя и творческого лидера компании на протяжении многих десятилетий. Использование подписи человека также является гениальным приемом брендинга. Она подразумевает, что все, что носит имя Disney, по сути, создано вручную, и легендарный босс лично ставит на этом свою подпись.
Так принято считать.
Но хотите верьте, хотите нет, но эта знаменитая подпись на самом деле не была тем, как выглядело написанное от руки имя Уолта Диснея. Поскольку он был очень занятым человеком, помощники и ассистенты были уполномочены подписывать имя Диснея, что привело к разрозненному разнообразию исторических примеров так называемого почерка этого человека. А сам Дисней с годами адаптировал и развивал свою собственную подпись, внося еще большую путаницу. В любом случае, подпись, используемая в качестве логотипа Диснея, представляет собой сильно стилизованную версию того, как Дисней писал свое имя в 1940-х годах. И она была введена в качестве логотипа компании только в 1984 году, почти через два десятилетия после смерти основателя компании.
Строительство Диснейленда завершило дико прибыльную карьеру.
Диснейленд открылся в июле 1955 года, и, как практически каждый день с тех пор, в первый день парк был переполнен – около 20 000 гостей. Через несколько недель парк посетило более миллиона человек. Это был ошеломительный успех, заставивший мир забыть обо всех проблемах и скептицизме, с которыми Уолт Дисней столкнулся перед открытием.
Однако Диснейленд не был неким венцом успешной карьеры после создания анимационных блокбастеров. На самом деле, в начале 1950-х годов у Диснея еще не было всемирно известных и любимых брендов, чтобы тематический парк мог работать. Кроме того, в то время парки развлечений считались грязными, опасными и низкопробными. Но, согласно журналу American Heritage, Уолт Дисней был настолько отчаянно заинтересован в создании Диснейленда и настолько убежден, что его уникальное видение будет успешным, что взял кредит под страховой полис, чтобы финансировать планирование. На тот момент у него в банке было всего около 1000 долларов.
Чтобы пополнить казну проекта Диснейленда, Уолт Дисней обратился к телевидению. В то время как другие киностудии рассматривали телевидение как конкуренцию и угрозу, Дисней принял это средство, разрешив еженедельную демонстрацию диснеевских фильмов и мультфильмов на канале ABC под названием “Диснейленд”. Дисней сам вел эту передачу, где также рассказывал о строительстве парка “Диснейленд”. Другими словами, это была реклама, которая очень взволновала публику к июлю 1955 года.
Уолт Дисней был добрым и понимающим по отношению к П.Л. Трэверс
В фильме 2013 года “Спасти мистера Бэнкса” рассказывается о том, как Уолт Дисней лично заманивал писательницу П.Л. Трэверс, чтобы адаптировать ее книги о Мэри Поппинс в любимый, получивший премию “Оскар” фильм-мюзикл. Эмма Томпсон изображает Трэверс как сварливого ворчуна, который цепко держится за свою интеллектуальную собственность, и она отказывается позволить Диснею сделать из ее книг что-то трепетное или сентиментальное, потому что на самом деле они являются катарсическим праздником и панегириком ее беспокойному отцу. А любимого голливудского славного парня прошлых лет Уолта Диснея играет любимый голливудский славный парень сегодняшнего дня Том Хэнкс. Легендарный актер изображает этого руководителя бесконечно терпеливым и сочувствующим, и он убеждает Трэверс подписать права на фильм после того, как рассказывает ей, что у него было такое же плохое детство.
Однако, по словам сценариста “Спасти мистера Бэнкса” Келли Марселя, Disney уже обладал правами на фильм о Поппинс до того, как Трэверс прилетела в Калифорнию для консультации по сценарию. А историк компании Disney Джим Коркис отметил, что маловероятно, что Дисней и Трэверс обсуждали свои молодые, более беспокойные дни, тем более что Дисней не считал, что у него была беспокойная юность. И в реальной жизни Трэверс оказалась настолько боевитой, что Дисней не заглядывал к ней в гости, как это происходит в фильме. “Уолт Дисней устал после первого дня и уехал в свой дом отдыха в Палм-Спрингс”, – сказал Коркис. И хотя в итоге Трэверс полюбила Мэри Поппинс в фильме 2013 года, в реальной жизни она ненавидела диснеевскую адаптацию.
Мертвое тело Уолта Диснея было подвергнуто криогенной заморозке
В декабре 1966 года после рака легких 65-летний Уолт Дисней умер. Но только на время, согласно одному из самых причудливых и устойчивых мифов, которые когда-либо циркулировали. Дисней был увлечен футуристическими, утопическими технологиями, о чем свидетельствует раздел “Tomorrowland” и использование аниматроники в Диснейленде. Этот интерес к будущему проявился и в интересе к криогенному хранению – замораживанию мертвого тела при отрицательных температурах для последующего размораживания и возвращения к жизни. Конечно, когда технология для этого будет доведена до совершенства. Так, существует городская легенда о том, что сразу после смерти Диснея его тело или голову поместили в чрезвычайно холодную камеру в охраняемом объекте.
Этот слух, вероятно, возник на основе заявлений, сделанных в 1972 году Бобом Нельсоном, президентом новаторского Калифорнийского общества криогеники, который утверждал, что Дисней проявлял, по крайней мере, интеллектуальный интерес к криогенной заморозке, но умер, не успев внести в завещание никаких условий, предписывающих его семье поместить тело под лед. Также помогая распространять эти фальшивые новости? CCS заморозила своего первого пациента всего через две недели после смерти Диснея. Что же касается самой легенды анимации, то его останки были кремированы и захоронены после тайных, частных похорон только для его семьи.