Мрачные тени: Нерассказанная правда

В 1966 году дебютировал сериал "Мрачные тени", в котором классические тропы ужасов сочетались с готической романтикой и трагедией. Он и сегодня остается феноменом поп-культуры.

Мрачные тени: Нерассказанная правда

Барнабас Коллинз претендует на жертву в

Хотя дневные телевизионные мыльные оперы в значительной степени стали пережитком ушедшей эпохи вещания, отмечает Newsweek, было время, когда они правили эфиром. С 1950-х по 2000-е годы преданные зрители с восторгом следили за жизнью, любовью, трагедиями и триумфами своих любимых героев в таких сериалах, как “Путеводный свет”, “Как вращается мир” и “Все мои дети”. Часто фокусируясь на жизни и борьбе богатых и влиятельных семей, мыльные оперы были вершиной мелодрамы с захватывающими сюжетными линиями, которые часто длились годами. Зачастую несправедливо называемые “мыльными операми”, которые считались лишь порочной фантазией скучающих домохозяек, они, тем не менее, находили поклонников во всех демографических группах.

К 1960-м годам многие из самых популярных сериалов, некоторые из которых начали выходить на радио, уже стали культурными институтами. В формате сериалов преобладали традиционные сюжетные линии романтики и личных конфликтов. Однако в 1966 году на телеканале ABC появилась новая мыльная опера, которая изменила статус-кво. Сочетая готику “Джейн Эйр” с элементами сверхъестественного и тропами фильмов ужасов, “Мрачные тени” повествовали о жизни Виктории Уинтерс, молодой женщины, выросшей в доме подкидышей, которая стала гувернанткой в таинственной семье Коллинз в надежде узнать факты своего прошлого. Благодаря сюжетным линиям, в центре которых были вампиры, оборотни, призраки и путешествия во времени, сериал возвысился над конкурентами и стал феноменом поп-культуры. Вот Неизестные факты о “Мрачных тенях”.

Дэн Кертис: король телевизионного террора

Дэн Кертис в интервью 2004 года

Как рассказывается в дополнительном интервью, представленном на DVD “Dark Shadows – The Complete Original Series”, первым успехом создателя Дэна Кертиса было создание и продюсирование “The CBS Golf Classic”. Тем не менее, Кертис жаждал рассказывать истории. Наконец, в 1966 году он смог удовлетворить свою творческую склонность, продав “Мрачные тени” телеканалу ABC.

Успех готического сериала ужасов позволил Кертису продолжить карьеру сценариста, продюсера и режиссера. После этого последовали новые жанровые хиты, сделавшие Кертиса королем телевизионных ужасов 1970-х годов. Его следующим большим успехом в качестве продюсера стал телефильм 1972 года “Ночной сталкер”. По сценарию легендарного автора ужасов Ричарда Мэтисона в фильме снялся Даррен МакГэвин в роли Карла Колчака, измученного газетного репортера, который наткнулся на вампира в Лас-Вегасе. За “Ночным сталкером” последовало продолжение под названием “Ночной душитель”, в котором Колчак сразился с бессмертным убийцей, преследующим метро Сиэтла. Фильмы собрали беспрецедентные рейтинги. Кертис также создал успешные телевизионные версии классических фильмов ужасов “Картина Дориана Грея”, “Дракула” и “Поворот винта”.

В 1975 году Кертис вновь объединился с Мэтисоном и писателем Уильямом Ф. Ноланом для “Трилогии ужаса”. Режиссер и продюсер Кертис снял фильм с Карен Блэк в трех новеллах. Самая известная часть фильма, “Амелия”, в которой Блэк в одиночку сражается с убийственной куклой-фетишистом из племени зуни, остается топливом для кошмаров целого поколения.

Мрачные тени” были вдохновлены кошмаром.

Александра Мольтке в роли Виктории Уинтерс

Успех программы “The CBS Golf Classic” сделал Дэна Кертиса продюсером на телевидении. Вскоре Кертис, который еще несколько лет назад с трудом сводил концы с концами, стал зарабатывать 100 000 долларов в год.

Стремясь отойти от спортивных программ, Кертис посоветовался со своим другом Эдом Грэмом, продюсером-режиссером популярного анимационного шоу “Linus! The Lion-Hearted”, о проекте живого действия, в котором они могли бы сотрудничать. Как описано в книге “Телевизионные ужасы Дэна Кертиса”, Грэм предложил еженедельный сериал, основанный на комиксе DC Comics “Бэтмен”. Хотя Кертис успешно представил шоу на CBS, перетряска на уровне руководства не позволила запустить его в производство.

Летом 1965 года Кертису приснился кошмар, который оказался монументальным. “Я увидел девушку с длинными темными волосами”, – рассказывал Кертис в 1970 году журналу “16 Magazine”. “Ей было около 19 лет, и она ехала в поезде, который остановился в темном, изолированном городе. Она сошла с поезда и начала идти и идти. Наконец, она подошла к огромному, запретному дому… У двери она подняла огромный медный молоток и осторожно постучала в него три раза. Я услышала вой собаки, а затем – как только дверь со скрипом открылась – я проснулась!”.

Одержимый этим видением современной Джейн Эйр, Кертис предложил ABC шоу, которое тогда называлось “Тени на стене”. Премьера готической мыльной оперы Кертиса, переименованной в “Мрачные тени”, состоялась 27 июня 1966 года.

Лела Свифт, женщина у руля “Мрачных теней

Лела Свифт улыбается

Чтобы реализовать свое видение “Мрачных теней”, Дэн Кертис собрал команду профессионалов за кулисами. Во-первых, он нанял ветерана телевидения Арта Уоллеса, чтобы тот воплотил его кошмар в историю, которая могла бы поддержать непрерывный сериал. Сам Кертис выступил в качестве исполнительного продюсера, передав повседневные производственные обязанности линейному продюсеру Роберту Костелло. Для оформления жуткого особняка в Коллинвуде был привлечен декоратор Сай Томашофф, а для написания атмосферной темы “Мрачных теней” был нанят композитор Роберт Коберт.

Для режиссуры своего готического сериала Кертис нанял настоящего пионера телевидения. Лела Свифт начала свою карьеру на телевидении в 1940-х годах в качестве члена пула секретарей CBS. Как говорится в биографии, опубликованной в Paley Center for Media, Свифт была протеже Фрэнсис Басс Буч, первой женщины-режиссера на телевидении. Свифт прошла путь от суслика до помощника режиссера. В 1948 году она присоединилась к драматической антологии CBS “Studio One” в качестве ассистента режиссера. Свифт стала режиссером “Первой студии” и других шоу, включая “Саспенс” и “Паутина”, где, как отмечают в Центре Пейли, она дала начало Джеймсу Дину. Вскоре она стала единственной женщиной-режиссером драматических сериалов в золотой век телевидения.

Свифт сняла почти половину из 1225 эпизодов “Мрачных теней”. В 1975 году Свифт стала режиссером долгоиграющего дневного сериала “Надежда Райана”. Свифт руководила “Надеждой Райана” почти 14 лет, получив за свою работу три премии “Эмми”. Свифт умерла в 2015 году в возрасте 96 лет.

Сериал “Мрачные тени” едва не был отменен в первый же год.

Персонажи Элизабет Стоддард и Роджер Коллинз выглядят неуверенно

Как подробно описано в книге “Барнабас и компания” Крейга Хэмрика и Р.Дж. Джемисона, “Мрачные тени” были в значительной степени лишены сверхъестественных элементов, которые сделали их хитом в течение большей части первого года. Сосредоточившись на готических образах и тайнах, первые эпизоды в основном следовали за Викторией Уинтерс в исполнении Александры Мольтке, когда она искала подсказки к своему прошлому. Хотя Коллинвуд называли домом с привидениями, призраки поначалу были скорее метафорическими, чем буквальными. “Мрачные тени” лучше всего запомнились как сверхъестественный триллер. “пишут Хэмрик и Джеймисон. “Но вначале самой страшной вещью на экране был липкий парик блондинки Кэтрин Ли Скотт, который ей пришлось надеть в первые несколько выходов в роли официантки Мэгги Эванс”.

Критики сочли дебютный эпизод “Мрачных теней” скучным, а рейтинги были удручающими. “Мы не прижились”, – объяснил создатель Дэн Кертис. “. Когда мы прошли первые 13 недель, я понял, что мы уйдем в историю. Мы не собирались выкарабкиваться”. По предложению своих детей Кертис решил “сделать шоу более страшным” и бросить осторожность на ветер. Кертис сказал: “Никто никогда не делал ничего подобного. Я позволю этому вырваться”.

Добавление Кертисом призрака в сюжетную линию привело к небольшому, но заметному росту рейтингов. Тогда я наконец решил: “Ну что ж, посмотрим, как далеко я смогу зайти в этом деле”, – вспоминает Кертис. “. Когда мы ввели вампира, рейтинги взлетели до небес!”.

Введите вампира, Барнабаса Коллинза

Джонатан Фрид в роли Барнабаса Коллинза

Хотя появление многовекового вампира Барнабаса Коллинза стало предвестником позитивных перемен в “Мрачных тенях”, а его сюжетная линия стала доминировать в сюжете, этот персонаж никогда не задумывался как основная часть шоу, не говоря уже о герое. “Конечно, никогда не планировалось использовать его помимо того, чтобы воткнуть кол в его сердце”, – сказал Кертис в видеоинтервью. “Барнабас должен был стать настоящим мародером. Он был Дракулой. Он был плохим парнем”.

Как подробно описано в фильме “Барнабас и компания”, Кертис пригласил канадского театрального актера без опыта работы на телевидении Джонатана Фрида на роль измученного, пьющего кровь предка семьи Коллинз. Как указано в книге “Барнабас и компания”, Фрид, шекспировский актер, казался маловероятным выбором на роль вампира. В свои 40 с небольшим лет и не обладая условной красотой, как большинство мужчин-звезд сериалов, актер вряд ли был похож на ведущего мужчину. Как и Кертис, Фрид ожидал, что его пребывание в роли Барнабаса Коллинза будет недолгим, и его популярность в этой роли была совершенно неожиданной. “Это, конечно, застало меня врасплох. Это всех застало врасплох”, – сказал Фрид Джеймсу Барреллу из Rue Morgue. “Я думал, что смогу продержаться несколько недель или, может быть, лето”.

Во многом благодаря тому, что Фрид решил изобразить Барнабаса Коллинза эмоционально сложным и конфликтным персонажем, актер стал маловероятным секс-символом. “Женщины были от него без ума”, – говорит Дэн Кертис. “. В нем была опасность. Но в нем была и уязвимость”.

Мания “Мрачных теней” охватила всю страну

Коллинвуд покрыт туманом

С введением элементов откровенного ужаса, в частности, с появлением вампира Барнабаса Коллинза, “Мрачные тени” стали хитом рейтингов и феноменом поп-культуры. Появившись в конце “мании монстров”, которая началась в конце 50-х годов, и в начале всплеска интереса к оккультизму, как пишет Time, в конце 1960-х и начале 70-х годов, “Мрачные тени” достигли успеха благодаря идеальному шторму культурных одержимостей.

Помимо женщин, которые уже давно были целевой аудиторией для мыльных опер, “Мрачные тени” оказались популярными среди еще не охваченной демографической группы. Дэн Кертис рассказал об этом феномене в интервью в конце карьеры. “Когда ABC решил перенести шоу с 15:30 на 16:00, мы поняли, что теперь у нас есть не только женщины, но и дети, которые были большими поклонниками сериала”, – вспоминает Кертис. “Когда мы выходили из студии в конце дня, там было до 500 детей, которые кричали и просили автографы”. Тем не менее, фэндом “Мрачных теней” не ограничивался только детьми и домохозяйками. Согласно “Барнабасу и компании”, даже бывшая первая леди Жаклин Кеннеди Онассис утверждала, что является поклонницей этого шоу.

Спрос на “Мрачные тени” со стороны его неистовых фанатов породил множество вспомогательных средств массовой информации и товаров, включая серию романов, серию комиксов, выходивших с 1969 по 1976 год, настольную игру и постеры.

Чудовищная мешанина из тем ужасов

Персонаж Франкенштейна в исполнении Роберта Родана.

Хотя Барнабас Коллинз стал главным героем сериала, “Мрачные тени” не ограничивали свою популяцию монстров одними вампирами. За пять лет существования “Мрачные тени” исследовали почти все классические темы ужасов, как рассказывает SyFy, и сверхъестественное из фольклора, литературы и кино. От призраков до ведьм, от оборотней до зомби – сериал, который начинался как современная готическая легенда Дэна Кертиса о Джейн Эйр, превратился в настоящее чудовищное месиво уже после первого года своего неспешного существования. В конце своего существования “Мрачные тени” даже затронули свою собственную версию мифа Ктулху, вдохновленную Лавкрафтом.

Кертис рассказал о своей любви к жанру ужасов в обширном интервью. “Когда я был ребенком, я обожал фильмы ужасов”, – сказал Кертис. “На любой фильм ужасов, который выходил на экраны, я ходил. Мы говорим об оригинальном “Франкенштейне”, обо всех “Человеках-волках” с Лоном Чейни-младшим, о картине “Дракула” с Белой Лугоши”. . Меня больше всего напугала картина “Дракула””.

С Барнабасом в качестве аналога Дракулы, “Мрачные тени” отдавали дань уважения нечестивой троице фильмов о монстрах Universal, по-своему интерпретируя и “Человека-волка”, и “Франкенштейна. Соперником Барнабаса по популярности был Квентин Коллинз, чья ветвь семьи была проклята ликантропией. Чтобы завершить тройку классических существ, в сериале появился Адам – громоздкое, похожее на ребенка чудовище, собранное безумным ученым из тел мертвецов.

Мрачные тени переходят на кинопленку

Один лист за 1970-е годы

Как подробно описано в книге “The Dark Shadows Movie Book”, Дэн Кертис почти год пытался запустить театральный фильм по мотивам “Мрачных теней”. Несмотря на успех сериала, руководители не были уверены в том, что его удастся перенести на большой экран. После продажи проекта нескольким студиям, Кертис, наконец, продал его MGM в 1969 году.

В “Доме мрачных теней” представлена альтернативная версия истории Барнабаса Коллинза. В фильме появляется большая часть актерского состава сериала, включая Джонатана Фрида, который смягчил чувствительную сторону Барнабаса, сделав его более жестоким персонажем. В фильме также увеличилось количество крови и насилия по сравнению с тем, что могло сойти Кертису с рук на дневном телевидении.

“Дом темных теней” вышел на экраны в сентябре 1970 года. Имея огромный кассовый успех при мизерном бюджете, фильм обеспечил Кертису контракт на три картины с MGM. После “Дома темных теней” Кертис снял “Ночь темных теней”. Съемки начались всего через несколько дней после окончания пятилетнего эфира телешоу. Фрид, опасаясь типирования, отказался вернуться в сиквел, поэтому Кертису пришлось изменить свои планы по возвращению Барнабаса. Вместо этого “Ночь темных теней” 1971 года была посвящена новой версии Квентина Коллинза, которого снова сыграл Дэвид Селби, унаследовавшего Коллинвуд только для того, чтобы стать одержимым духом своего предка Чарльза Коллинза. Навязанные студией сокращения привели к тому, что сюжетная линия фильма стала запутанной, к большому разочарованию Кертиса. Несмотря на то, что фильм прошел хорошо, он не соответствовал бизнесу “Дома темных теней”.

Лавкрафтианский сюжет стал предсмертным звонком для “Мрачных теней”.