Тупые вещи в “Матрице”, которые все просто проигнорировали
Он определил жанр боевиков для целого поколения, но это не значит, что фильм 1999 года “Матрица” идеален. Она, конечно, потрясающая, но не идеальная. Поэтому, забыв о сиквелах, давайте разберемся в самых глупых вещах, которые до сих пор раздражают нас в оригинальном фильме.
Мутрикс
Нам говорят, что роботы оставляют людей в живых, чтобы использовать их в качестве источника энергии, но если вы действительно остановитесь и подумаете об этом, это кажется дико неэффективным способом обеспечения энергией массивной системы. Чтобы обеспечить потребление калорий для выработки тепла человеческим телом, должно требоваться больше энергии, чем они затрачивают, и даже если метаболизм замедлен, можно подумать, что холоднокровное животное будет более эффективным.
Но если для машин важна производительность метаболизма на особь, что мешает роботам просто подключить к этой системе кучу коров, чтобы выработать немного тепла для своей гигантской робо-военной машины? Хотя, если подумать, виртуальный мир коров, вероятно, не принес бы такого успеха в прокате.
Подождите, а как Сайфер воспринял эту встречу?
По правилам “Матрицы”, оператор должен оставаться в “реальном” мире, чтобы вытащить вас, когда вы закончите брыкаться в виртуальном мире. Так как же, черт возьми, Сайферу удается провести тайную встречу с агентом Смитом, ведь его явно некому вытащить.
В фильме это так и не объясняется. Но позже Вачовски объяснили, что Сайфер создал автоматизированный сценарий, который вытаскивал его из Матрицы в определенное время, и именно так он провел встречу. Но это кажется довольно удобным трюком, и если он сделал это именно так, то почему никто больше не воспользовался этой идеей?
Почему Агенты не всегда используют умение прыгать по телу?
Мы скоро узнаем, что Агенты могут прыгать в тела буквально всех в Матрице, так почему же они не используют эту фантастическую тактическую способность чаще? На протяжении всего фильма Тринити и банда сражаются со множеством случайных полицейских и людей, в то время как Агенты едут на место преступления. Но зачем разъезжать на городских машинах, если они могут просто прыгнуть в любого, кто окажется рядом с Морфеусом и его командой? Использование Агентами этого навыка случайно непоследовательно. Ради всего святого, в начальной сцене, почему они просто не прыгнули на спецназовцев, напавших на Тринити?
Позже, когда у них есть маячок в Нео и он садится в машину к Тринити, почему бы просто не захватить его прямо там и не напасть? Да, у них есть на него оружие, но что теряют Агенты от выстрела? Они компьютерные программы – выстрел, скорее всего, не столько убьет, сколько потребует жесткой перезагрузки.
Почему бы не уничтожить Нео раньше?
Весь поворот событий, который приводит Нео к Морфеусу, безумно сложен и абсолютно не нужен. Морфеус приводит Нео в клуб, чтобы поболтать с Тринити, а затем отправляет его домой, чтобы на следующий день вернуться к работе – но только для того, чтобы его подобрала команда Агентов после неудачной попытки побега.
Значит, Морфеус планировал попасть в плен к врагу? Похоже, это довольно ужасный план. Если он действительно считает Нео избранным, почему бы не вытащить его прямо в ту ночь, пока Агенты не успели установить на него маячок и убить?
Стоп, а зачем Тринити вообще нужно было присматривать за Нео?
Начальный эпизод с Тринити создает представление о хороших и плохих парнях, а также о стиле действий, который мы будем наблюдать на протяжении всего фильма. Но подумайте, какого черта Тринити вообще оказалась в системе? Подразумевается, что она находится в системе, чтобы следить за Нео, но в следующей сцене мы узнаем, что Морфиус, очевидно, следит за ним, просто просматривая код. Хорошо известно, что они бегут от Агентов, так зачем вообще входить в систему? Просто чтобы посидеть в пустой комнате лицом к стене? Если Морфеус может наблюдать за Нео достаточно близко через код Матрицы, чтобы с точностью до запятой направлять его во время того почти побега из офисного здания, зачем вообще посылать туда Тринити, чтобы она рисковала своей жизнью?
Никто не догадался, что Сайфер – предатель?
Большим сюрпризом стало то, что Сайфер работал против команды, заключив сделку с Агентами, чтобы снова подключиться к Матрице. Неужели мы должны поверить, что никто не догадывался об этом? В начальной сцене он утверждает, что линия не прослушивается, но Агенты выходят прямо на Троицу. Неужели никто не заметил, что Агенты внезапно выходили на них, когда старый добрый Сайфер оказывался рядом? Или то, что Сайфер никогда не казался слишком взволнованным своим присутствием? Никто не сложил два и два, например, никогда?
Ладно, да, это апокалипсис – мораль, вероятно, не должна быть на высоте. Но все же, знаки были налицо!
Неужели люди не видят, что происходит все это безумие?
Серьезно, есть более чем несколько сцен, происходящих в Матрице, где местные полицейские и жители видят, как люди бегут по стенам, двигаются быстрее, чем это возможно для человека, и прыгают с крыш так, что Бэтмен покраснел бы. Да, многие люди, которые вступают в контакт с этими людьми, погибают, но не все. Неужели они просто списывают все эти случаи на WTF-эрию и забывают о них на следующий день?
Зачем беспокоить Нео? Разве компьютеры не могут отследить его?
Морфиус и его команда без проблем отслеживают каждый шаг Нео, так почему же Агентам было так трудно вычислить его местоположение? Зачем им вообще понадобилось похищать его с помощью этого жуткого жука? Предполагается, что это система роботов, а они буквально не могут отследить одного чувака, уже подключенного к их главному компьютеру в то время?
Также, когда Тринити забирает Нео, телефон взломан, и у них есть маячок на нем – почему там нет агентов, чтобы устроить засаду? Может, это был день пикника компании, и они не могли побеспокоиться?
Почему бы просто не убить Нео до того, как он проснется?
Если роботы так беспокоятся о Нео, почему бы просто не убить его физическое тело до того, как он сможет сбежать из Матрицы? Вместо того, чтобы гоняться за ним по всему виртуальному миру, просто отключите его капсулу. Бум. Фильм окончен. Черт, робот буквально открывает его капсулу и помогает ему, когда он просыпается. Почему бы тем же ботам просто не убить всех, кто проснулся, чтобы они не могли присоединиться к сопротивлению?
Да, они используют Нео в качестве приманки, чтобы попытаться поймать Морфиуса, но если эта идея пошла наперекосяк, почему бы просто не убить его и не помешать сопротивлению добавить еще одного солдата? Таким образом, они также предотвратят появление в Голливуде бессмысленного, бесполезного сиквела. А потом еще один.
Откуда они вообще знают, что Нео – тот самый?
Да, Оракул сказал, что будет спаситель, но почему Морфеус так уверен, что это Нео? Почему Морфиус так убежден, что этот парень с глупым взглядом “вау” – тот самый человек? Помимо того, что Нео – сомнительный хакер, нет никаких реальных признаков того, что он особенный. Особенно нет никаких намеков на то, что он спаситель уровня Иисуса, который будет бороться с апокалипсисом роботов. Что же привело Морфеуса к порогу Нео? Мы не знаем, потому что они нам не сказали.
Он бьет вас по голове религиозными темами.
Вачовски никогда нельзя было обвинить в тонкости. Нео – это, по сути, Иисус, и его миссия по спасению человечества была предсказана. Даже его клиент-хакер называет его “своим личным Иисусом Христом”, когда тот дает ему диск с данными. Ты уже понял? Бог есть Бог.
Но все гораздо глубже. К Нео присоединяется Тринити, и они летят на корабле под названием “Навуходоносор”. Даже на корпусе корабля есть надпись “Mark III No. 11”, ссылка на отрывок из Библии в Книге Марка. Надпись буквально на стене!
Послушайте, вброс религиозных образов в поп-культуру – это не новость, но “Матрица” просто подгоняет священный грузовик и вываливает все это на свою аудиторию грешников.
Почему бы не сделать Матрицу миром, в котором вообще нет телефонов?
Во время допроса Морфеуса агент Смит обнаруживает, что эта Матрица на самом деле является версией 2.0 после того, как первая потерпела крупный провал. Но почему действие фильма должно происходить в конце 90-х годов? Нам говорят, что реальный мир в любом случае находится примерно на 100 лет в нашем будущем, так почему бы не вернуть его на пару веков назад во время создания симуляции? Сделайте “Матрицу 1” 60-ми годами, а действие “Нео” – 2100-ми или чем-то подобным. Таким образом, им не придется беспокоиться о том, что люди, использующие Windows 98, узнают о существовании Матрицы. Кроме того, в эпоху после Джетсонов точно не будет телефонных линий – у нас их сейчас почти нет! Следовательно, у членов сопротивления не будет возможности взломать систему.
Правила “дозвона” в Матрицу не имеют смысла.
Послушайте, использование городской телефонной линии для входа в симуляцию – это действительно классная идея. Она придает фильму аналоговое настроение и обеспечивает базовый набор правил для сюжета. Но эти правила кажутся непоследовательными. Иногда нужно взять трубку и прикоснуться к звонящему телефону, иногда ее должен взять кто-то другой, а в других случаях вся команда может просто появиться внутри Матрицы, стоя рядом с телефоном. Если не нужно прикасаться к телефону, чтобы набрать номер, то почему нужно прикасаться к нему, чтобы набрать номер? Всегда нет ложки, так почему не всегда есть одно правило входа?
Как Нео не застрелил Морфеуса во время спасения вертолета?
Спасение Морфиуса после того, как его захватили Агенты, – одна из самых крутых экшн-сцен в истории. Но как именно Нео избежал случайного выстрела в Морфеуса, когда тот распылял пули в комнату из вертолета снаружи? Мы видим, как из разбрызгивателей повсюду хлещет вода, а от града пуль разлетаются осколки. Он уничтожает агентов в комнате, но чудом избегает попадания в Морфиуса, который буквально сидит в комнате. Даже Вильгельм Телль не может так метко стрелять.
Нео не понимает, что такое дежавю.
Вачовски потрясающе подходят к построению мира, особенно в том, как они пытаются включить и объяснить реальные явления в правила Матрицы. Одним из таких явлений является дежавю, но как глюк в Матрице.
Это отличная идея, вот только Нео, видимо, не совсем понимает, что такое дежавю. Когда он видит одну и ту же кошку, проходящую мимо дважды, он говорит “дежавю”. Но дежавю не означает, что он видит одно и то же два раза подряд – это ощущение, что вы уже делали что-то в прошлом, когда на самом деле вы делаете это впервые. Так что идея отличная, но в исполнении она не удалась. Спишем это на сбой в матрице сценаристов.
Почему они никогда не посылают флот Агентов, чтобы уничтожить банду Морфеуса?
Мы видим, что Агенты регулярно прыгают буквально в каждого, кто подключен к Матрице. Так почему бы не захватить 100 человек, а не двух или трех? Если эти бойцы сопротивления не могут справиться с одним Агентом, то не послать ли их целый взвод, чтобы быстро пресечь это восстание в зародыше?
Роботы управляют системой, и у них, очевидно, есть ресурсы. Если рассуждать с холодной логикой, то подавление оппозиции чистым числом кажется наиболее очевидной стратегией, верно? Почему агенту Смиту понадобилось два фильма, чтобы понять, что он может копировать себя более 100 раз? Неужели он только что выучил это на курсе “Агентство коррекции 101”?
Идея построить город вблизи ядра Земли безумна.
Мы не увидим этого до последующих сиквелов, но нам говорят, что выжившие люди построили огромный город под землей, близко к ядру Земли, чтобы сохранить тепло. Но… это безумие. Как именно “близко к ядру Земли”? Ученые считают, что оно такое же горячее, как поверхность Солнца, а это не совсем то, к чему вы хотели бы подобраться “близко”, друзья. Одно неверное движение лопатой, и вы затопите свой город расплавленным железом.
Даже если это и сработает, откуда у них были ресурсы, чтобы прокопать тысячи миль вглубь и создать этот амбициозный подземный мир? К этому моменту они уже проигрывали войну с роботами, верно? Возможно, их цель – повесить свою шляпу рядом с гигантским шаром из тлеющего металла, более горячего, чем Солнце, – и есть причина их поражения.