Великие фильмы, которые плохо сохранились
Многие великие фильмы выдерживают испытание временем, независимо от того, сколько времени прошло с момента их выхода на экраны. Другие фильмы – не очень. Они произвели фурор после своего первого выхода, но их блеск быстро угас. Такие фильмы, как перечисленные ниже, хотя и остаются великими, сейчас выглядят более устаревшими, чем ваш дедушка, который притворяется, что понимает хип-хоп. Хорошая попытка, дедушка.
Храброе сердце
Храброе сердце” – бесспорно, великий фильм, возможно, один из величайших, самых эпических фильмов в истории. Это прекрасное возвращение в те драгоценные золотые годы, когда Мел Гибсон был веселым сумасшедшим, а не тем, которого, как вы стыдливо притворяетесь, больше не существует. А знаете, что это еще? Напоминание о том, что фильмы, даже такие изысканно снятые, как “Храброе сердце”, в наше время могут пострадать из-за самых мелких и глупых ошибок.
Согласно этому видео, есть как минимум три, казалось бы, незначительные, но, честно говоря, абсурдные ошибки, увидев которые, вы уже не сможете смотреть фильм по-другому. В одной из сцен на заднем плане стоит человек в бейсбольной кепке. Огромная батальная сцена отходит на второй план, когда на заднем плане стоит машина. А в другой батальной сцене один из людей Уильяма Уоллеса, с яростью берсерка на скорости 20 махов, с шатающимся пластмассовым топором, который стажер режиссера, вероятно, нашел утром в Party City.
Фильм “Храброе сердце” появился в более простое время, когда можно было обойтись без подобных глупостей и с гордостью продемонстрировать свой шедевр, отмеченный наградами. Но сейчас мы живем в эпоху интернет-пофигизма. Люди найдут любую глупую ошибку в фильме, даже на долю кадра, а когда найдут, набросятся на нее. Если фильм не идеален на 100 процентов, то это пародия. Так что “Храброе сердце” этого тысячелетия ни за что бы не прошло через производство, если бы рядом с ним прохлаждался какой-то парень в шапочке, резиновое оружие ни за что бы не приблизилось к рукам актеров, и они скорее взорвут машину, чем позволят ей попасть в их историческое произведение 13-го века. Если бы они это сделали… Ну, может быть, вы и не сможете отнять у Уоллеса свободу, но вы точно сможете отнять у него “Оскар”.
Хакеры
Хакеры” – это киберкультура Windows 95 в понимании невежественного Голливуда, фильм о супергорячих, супергениальных подростках-уберхакерах, которые взламывают друг друга для развлечения так же легко, как они взламывают злые корпорации для серьезных целей. Если бы 4Chan существовал в 1995 году, эти дети были бы их Мэри Сьюз.
Этот фильм явно ничего не знает о компьютерной культуре и хакерстве, делая эту деятельность карикатурно сексуальной и захватывающей без какой-либо реальной причины, кроме как “так Голливуд поступает со всем”. Проблема в том, что здесь это выглядит просто невежественно. Знаете сцену из CSI, где два человека яростно печатают на одной и той же клавиатуре, в то время как миллиарды изображений и букв мелькают на экране со скоростью света, а какой-то парень просто отключает компьютер от сети, чтобы положить конец взлому, и предполагается, что именно так работают компьютеры? Представьте себе это, только еще тупее. Это Хакеры.
Кроме того, есть и сами технологии, практически каждая из которых в наши дни кажется причудливой. Да, трудно рассказать вечно актуальную историю о технологиях – попробуйте посмотреть фильм с флип-телефонами и не прокомментировать: “Черт возьми, флип-телефоны?”. – Но ваши шансы на успех значительно возрастают, если ваши персонажи не ведут себя так, будто то, что, как вы прекрасно знаете, через год превратится в следующего Скайнета.
И тем не менее, почему-то именно несимпатичные персонажи стареют хуже всего. Это несносные плохие парни против несносных плохих парней – одного паренька арестовали за хакерство в 11 лет, приговорили не прикасаться к компьютеру до 18 лет, и как только это произошло, он снова начал хакерствовать. Если это и не социопат в процессе становления, то очень близко к этому. Дети настаивают на том, что “их преступление – любопытство”, что лишь немногим лучше, чем плохой парень, который считает, что его главная слабость в том, что он слишком много заботится. В фильме дети сражаются со злым конгломератом, просто чтобы казаться хоть немного симпатичными.
Вы точно получите удовольствие от этого пошлого попкорн-муви, если только не будете болеть за кого-то. Кроме того, вы восхититесь техникой, но не так, как того хочет фильм.
Индиана Джонс и Храм Судьбы
Мы любим хлыст и фетровую шляпу, как никто другой. Но “Индиана Джонс и Храм Судьбы” просто не будет работать сегодня, и не только потому, что Харрисон Форд уже достаточно стар, чтобы хрипеть и дремать на протяжении всего Кессельского пробега. И даже не потому, что фильм, теоретически предназначенный для детей, как мы уже объясняли, мрачнее сотни самых мрачных фильмов – сегодня это совершенно нормально, если только вы не Супермен.
Нет, настоящая проблема этого замечательного в остальном фильма – это расизм на всю катушку по отношению ко всем, кто не бледен, как Инди. Он, конечно, не собирается убивать невинных за то, что их кожа темнее его – в конце концов, он хороший парень, – но непринужденное отношение фильма к расовым стереотипам в лучшем случае вызывает тревогу. Его подход к индийской культуре выходит за рамки паранойи, а Шорт Раунд – это не просто симпатичный маленький азиатский ребенок, вставленный туда для комического облегчения – это симпатичный маленький азиатский ребенок, который едва может говорить по-английски, и которому достаются глупые реплики вроде “okey dokey, Dr. Jones, hold on your potatoes”, не потому что это работает на сюжет или является особенно смешной репликой, а потому что это соответствует его характеру “чудаковатого и не слишком умного иностранного ребенка”.
Даже если в целом фильм все еще довольно потрясающий, в “Храме судьбы” есть много такого, что сегодня любой полусознательный сценарист удалил бы через две секунды после того, как написал его в 4 часа утра. Даже добавление подсюжета, в котором выясняется, что доктор Джонс очень, очень любит картошку, не помогло бы. Любые дальнейшие приключения Indy должны медленно отходить от расовых стереотипов и случайного расизма и сосредоточиться исключительно на борьбе с настоящим мировым злом: всеми, кто хочет заставить Джонса делать свою работу.
Золотой глаз
Спросите любого поклонника Джеймса Бонда о фильмах, и у него найдутся свои любимые фильмы, а некоторые даже могут поспорить с вами за них. Но если говорить о фильмах о Бонде, то “Золотой глаз” по-прежнему входит как минимум в десятку лучших, далеко несомненно, лучший из четверки Броснана. В свое время этот фильм рассматривался как возвращение к форме, в нем не только лучшая игра Броснана, но и очень запоминающиеся злодеи, четкий сюжет и отличный экшн. Но есть в фильме и несколько моментов, которые ужасно состарились и со временем будут выглядеть еще хуже.
Во-первых, это банальная, кашеобразная, электронная партитура Эрика Серра, которая звучит так, будто она взята из плохой игры Sonic the Hedgehog. Вы должны услышать ее, чтобы поверить – сейчас трудно поверить, что она вообще была признана достойной фильма. Другие детали более неизбежны, например, устаревшие технологии. Это особенно сказывается на некогда крутой сцене, когда наша героиня Наталья входит в компьютерный магазин с конкретным списком требований. Теперь это устарело по совершенно неправильным причинам:
Наталья: Это все, что у вас есть?
Менеджер: Сколько вам нужно?
Наталья: Двадцать четыре для американской школы, 11 для шведской, IBM совместимые с жесткими дисками по 500 мегабайт и модемами 14.4.
Менеджер: Вы платите доллары?
Наталья: Конечно.
Год от года эти слова значат все меньше и меньше. По крайней мере, сцена с танками все еще владеет ночью.
Питер Пэн
Питер Пэн кажется таким вечно невинным фильмом – Пэн и потерянные мальчики никогда не взрослеют, проводят свои дни весело, отдыхая и сражаясь с пиратами, о чем мечтают многие дети. Как это может быть устаревшим и плохим? Все просто – как насчет индейцев?
Индейцы в диснеевском “Пэне” – это, мягко говоря, абсолютно расистские карикатуры. Это жестокие дикари, которые называют себя индейцами, говорят на стереотипном индейском языке и изрыгают режущие слух военные вопли так же часто, как подросток произносит “like”. Их кожа ярко-красная с головы до ног, и, за исключением Тигровой Лилии, все они выглядят совершенно уродливо и нелепо. Потерянные мальчики и Дарлинги охотятся на них, как на животных, распевая поистине оскорбительные строчки, как, например, эта из песни “Follow the Leader”: “Мы идем сражаться с индейцами, потому что он нам так сказал”. Конечно, это детский фильм, где люди отправляются избивать меньшинство, но, по крайней мере, они просто выполняли приказ.
У самих индейцев есть песня под названием “Что сделало красного человека красным?” с бессмысленными словами и нелепой историей происхождения о том, как первый индейский принц поцеловал девушку, покраснел, и почему-то у всех индейцев теперь красная кожа. Вы можете понять, почему многие фанаты “Пэна” предпочитают сосредоточиться на пиратской тематике, а не на коренных американцах.
Быстрый и яростный
Друзья, мы прошли долгий путь с Домиником Торетто и его семьей. И на данный момент мы уже семья – мы, зрители, старый добрый Брайан, Летти и Миа, Тедж, Хан Лю и Скала. Пятнадцать лет с этими прекрасными негодяями. Даже представить страшно, сколько времени прошло. И поэтому довольно неприятно возвращаться к первому фильму серии, вышедшему на заре нового тысячелетия. Это было… по-другому! И не в очень хорошем смысле.
Помимо безумно низких ставок в сюжете, технологии – мягко говоря – убоги. Флоппи-дисководы в машинах? Посмотрите на эти нелепые установки. У кого-то в машине даже есть PlayStation 2, которая на данный момент может быть такой же, как Colecovision, с точки зрения устаревших игр.
Первый фильм – это, по сути, модернизированный “Донни Браско”, но последние части “Форсажа” примерно так же сильны – и, возможно, даже круче – чем все, что Marvel и DC бросают нам на пути. Их миссии теперь смешны, взрывоопасны и абсолютно интернациональны, что делает просмотр их устаревших, локальных истоков несколько странным. Это превращает фильм в странный марафон, особенно когда понимаешь самую устаревшую, смехотворную часть всего фильма: в нем нет Скалы. Это не просто устарело – это пустота.
У вас есть почта
Трейлер фильма “У вас есть почта” начинается с того, что героиня Мег Райан входит в Интернет через America Online. Если для вас это не достаточно “устаревшее” слово, посмотрите вот это: она рассказывает о том, как она рада услышать устаревшее уведомление: “Вам пришла почта”. Да, она рада получить электронную почту. Почему? Потому что когда-то это было ново и интересно. В наши дни вы радуетесь полученному письму, только если это не счет, не спам, не нигерийский принц и не дурацкая рассылка с сайта, на который вы подписались пять лет назад, но поленились отписаться.
Действие фильма происходит во времена, когда люди чаще всего общались друг с другом через AOL Instant Messenger, потому что такие социальные сети, как Twitter или Facebook, существовали еще более десяти лет. Сегодня, если вы сидите в AIM, вы либо проиграли пари, либо являетесь ответом этого поколения на маму из песни Bowling For Soup о том, что нельзя отпускать 1985 год.
Что еще более важно, центральная концепция фильма основана на том, что два совершенно незнакомых человека влюбляются друг в друга, никогда не встречаясь лично, не видя друг друга в лицо и не узнавая друг о друге ни единой мелочи. Сегодня люди регулярно собирают справочную информацию о партнерах по общению в Интернете задолго до первой неловкой личной встречи. Люди просто намного, намного чаще, чем когда-либо, нанимают частного детектива, чтобы проверить того парня, с которым они встречаются в пятницу за кофе с МакГриддлами – очаровательный Хэнкс или нет, но очаровательная наивность Мэг Райан в наши дни кажется излишне рискованной.
Сотовый
Несмотря на то, что фильм “Сотовый” был снят только в 2004 году, он уже устарел, благодаря основе сюжета: использованию стационарных телефонов. Да, помните такие? Это было похоже на телефон, но прикрепленный к стене. Вы не могли отойти от него дальше, чем на фут или два, не могли писать смс, и, что хуже всего, никаких Clash of Clans. Все, что у них было, это превосходный прием и кристально чистая связь. Вряд ли это того стоит.
Как сообщает Forbes, во время выхода фильма Cellular на экраны стационарные телефоны были еще достаточно распространены. Однако сегодня большинство американских семей вообще не пользуются ими, а число тех, у кого они еще есть, стремительно падает. Если в доме есть стационарный телефон, то, скорее всего, его держат только для того, чтобы у кошки был длинный шнур для уничтожения ничего не значащего.
Конечно, в фильме “Сотовый” обыгрывалась технология сотовой связи – это был 2004 год, так что это была не совсем безумная теория “Джетсонов” или что-то в этом роде, – но он все равно опирался на идею, что у похищенной героини фильма будет работающий, действующий стационарный телефон, который она сможет раздобыть и использовать для связи с внешним миром. По мере того, как мы движемся к будущему, в котором стационарные телефоны будут столь же актуальны, как “Пони Экспресс”, “Сотовый” становится все труднее воспринимать как нечто иное, кроме как устаревшее.
Все это, кстати, без учета главной роли, которую сыграл в фильме телефон Nokia 6600. Если вы не помните, как выглядела Nokia 6600, то это была такая штука: неуклюжий, громоздкий протосмартфон с крошечным экраном, зернистой камерой, без wi-fi, без света, без музыки, просто злость. Теперь понятно, почему никто им больше не пользуется. Хотя финский телефон, безусловно, был хитом в те времена, сейчас мы имеем iPhone, Androids и сотовый прием, физически встроенный в наш мозг к 2037 году. У “Сотового” вполне может быть самый напряженный и захватывающий сюжет всех времен, но мы слишком заняты тем, что смеемся над тем, что может оказаться техникой из каменного века, чтобы заметить это.
Человек-газонокосилка
В фильме “Человек-газонокосилка”, представляющем собой рифму на “Цветы для Элджернона” Стивена Кинга, рассказывается о ребенке-мужчине, наделенном гениальным интеллектом и экстрасенсорными способностями благодаря экспериментам в виртуальной реальности. А, ладно. У вас есть одна из этих PlayStation VR? Играете ли вы на ней, скажем, в Batman: Arkham VR? Чувствуете ли вы себя гением в стиле Брюса Уэйна, когда надеваете его? Или вы просто чувствуете себя большим галутом, который, скорее всего, врежется в стену или споткнется о собаку и разобьет себе лицо, потому что преследовать Пингвина и Джокера, не видя реального мира, гораздо сложнее, чем вы думали?
Легко критиковать научно-фантастический триллер, который просит зрителя поверить в то, что игра в специализированном VR может превратить людей с интеллектом ниже среднего в кибернетических суперзлодеев, но это даже не самая большая проблема фильма. Нет, что в конечном итоге подвело “Человека-газонокосильщика”, так это его CGI, более пошлый, чем итальянский ресторан, и более грубый, чем шоу воссоединения ню-металлистов. Возможно, на несколько минут это и выглядело футуристично, но сегодня это не вызывает ничего, кроме смеха. Возможно, Кингу стоило наделить его реальными способностями газонокосильщика – тогда он был бы актуален до тех пор, пока существует трава.
Как и любой другой фильм, пытавшийся рассказать историю с помощью ультрасовременных технологий, “Человек-газонокосилка” прошел путь от ультрасовременной крутости до устаревшего реликта, достойного MST3K, за меньшее время, чем ему потребовалось, чтобы проскочить из кинотеатра на рынок домашнего видео. Также уморительно устарела концовка фильма, в которой не умерший злодей звонит на стационарные телефоны людей по всему миру. Если бы он попытался сделать это сегодня, то получил бы только стариков, которые думают, что он разносчик пиццы и им нужна большая пепперони с грибами, пожалуйста.
Пылающие седла
Ух ты. Да, Blazing Saddles – это бессовестная классика, но назовите хоть одну вещь, которую они сделали, и которая могла бы сойти с рук сегодня. Может быть, сцена с бобами? Хотя 90 минут пердящих ковбоев звучат как веселая ночь в кинотеатре, мы с трудом представляем, что еще может сделать этот фильм в наши дни, не без массовых споров и нескольких десятков бойкотов на этом пути.
Да, основная идея фильма – преодоление предрассудков для совместной борьбы с опасным врагом. И Мел Брукс никогда не бывает несвоевременным. Но путь, который они проделывают, чтобы добраться от вступительной темы до заключительных титров, мягко говоря, неровный. В фильме много расовых эпитетов, стереотипных шуток о богатстве чернокожих мужчин, изображение коренных американцев в виде “красного лица”, которое едва сохранилось до наших дней в спортивном мире, не говоря уже о реальном мире, гомофобный юмор и много случайного сексизма. Даже вариант цензуры Брукса – “Шериф – ни-*БОНГ*” – ясно показывает, что он хотел сказать, а то, что персонажи после этого действительно используют слово на букву “н”, все равно сводит эту часть на нет.
Является ли Blazing Saddles по-прежнему смешным фильмом? Безусловно. Является ли он на самом деле злым и фанатичным? Вовсе нет. Над сценарием работал Ричард Прайор, поэтому легко воспринимать эти шутки как социальный комментарий, а не как злобные нападки. Но не стоит притворяться, что в наши дни кто-то может снять этот фильм – его с негодованием выкинут из кинотеатров и разложат по карманам быстрее, чем вы успеете сказать: “Где белые женщины?”.
А теперь, может быть, кто-нибудь снимет фильм “Пукающие ковбои”?
Миссия: Невыполнима
Возможно, единственная оставшаяся подсказка о том, что Том Круз – человеческий актер, а не аватар одного из щупалец Ксену, серия “Миссия невыполнима” была очень хороша для Круза и является доказательством того, что если фильм основан на старом телешоу, это значит, что он отстойный: Impossible” была очень, очень хороша для Круза и является доказательством того, что если фильм основан на старом телешоу, это не значит, что он должен быть отстойным.
Однако если бы вы вернулись и посмотрели оригинальный фильм 2002 года M:I, то, скорее всего, нашли бы его восхитительным. Это потому, что в фильме 2002 года, в котором мы вновь познакомились с Итаном Хантом и DUH-DUH-duhDAHduhduhduh-duhduh-dah-DUH, больше устаревших технологий, чем на блошином рынке маленького городка. А поскольку герои этого фильма – суперсовременные, суперпродвинутые секретные агенты, которые держат руку на каждой кнопке, сделанной за последний год или около того, то самые горячие, самые крутые, самые потрясающие воображение технологии находятся повсюду.
Мистер Фелпс получает инструктаж по кассете. Компьютер, используемый для хранения сверхсекретных данных ЦРУ, – один из тех гигантских настольных компьютеров с тяжелым бадонкадонком, который практически невозможно таскать с собой, не ударив по лицу хотя бы одного родственника. Они выходят в интернет через модем, набирая “доступ в интернет” на чем-то под названием “Интернет-ссылка”. Вы, вероятно, не помните, как это делается, потому что никто этого не делал. Это привело их к Netscape. Затем они сохранили эти важные данные на старой дискете, на которой было 230 МБ свободного места. Знаете, что такое 230 МБ в наши дни? Первые три минуты фильма “Дядя дедушка”.
О, а мы упоминали, что у этих компьютеров есть трекболы? Потому что они есть. Ах, чудесный, суперкороткий период, когда мы думали, что трекболы – это последняя стадия технологической эволюции. Мы думали так сразу после того, как демонстративно заявили, что видеоигры никогда не будут выглядеть и звучать лучше, чем на Nintendo 64.
Суть в том, что единственная вещь в “Миссии: Impossible, которая работает сегодня, – это крутая, захватывающая шпионская история, с большим количеством взрывов, напряженных моментов и столько голливудской сексуальности. Возможно, именно поэтому они выпускают новые M:I каждые несколько лет. Таким образом, мы получаем все самое крутое, и нам больше не нужно морщиться от всех этих древних технологий. И слава богу, потому что Rogue Nation будет выглядеть глупо лет через пять.
Телефонная будка
Одно только название может сбить с толку молодых парней, читающих это. Будка с телефоном? Кажется бессмысленным – у нас же есть карманы, верно? Просто наберите в Гугле “телефонные будки”, детишки, и повеселитесь.
Тем не менее, идея фильма, действие которого полностью происходит в телефонной будке, может быть самой немодной вещью, которую мы могли бы придумать сегодня. По крайней мере, фильм, действие которого происходит рядом с телеграфным аппаратом, был бы забавно причудливым, почти сатирическим. Но “Телефонная будка” – это серьезная история о том, как Джек Бауэр переходит на личности, берет снайперскую винтовку и угрожает убить Колина Фаррелла, если тот посмеет выйти из будки, которую он использовал, чтобы незаметно позвонить своей любовнице.
Забавно, но даже в 2002 году эта концепция была устаревшей. Телефонные будки быстро становились древней историей. В фильме ясно показано, что эта телефонная будка – единственная оставшаяся в Нью-Йорке. Если вы поедете в реальный Нью-Йорк и посчитаете телефонные будки, вы поймете, что фильм не так уж далек от истины. Но 15 лет спустя эта устаревшая идея выглядит динозаврической. Мы понимаем – он пользуется телефонной будкой, чтобы его жена не могла отследить звонки, которые он делает своей благоверной. Но сегодня? Вам не нужно этого делать – смартфоны позволяют легко обманывать прямо оттуда. Используйте фиктивный аккаунт в социальных сетях, а затем войдите в свой настоящий. Наберите код, а затем удалите его. Черт возьми, сходите в магазин Apple и отправьте своему любовнику сообщение с какого-нибудь планшета с дисплеем – они есть в Интернете. Суть в том, что вам не нужна телефонная будка, особенно та, в которой работает вооруженный пистолетом психопат, который, скорее всего, все равно был бы разоблачен в Reddit через несколько часов после своего первого убийства. Так что и это тоже.
И не зря, но мотивы Сазерленда были бы до смерти изучены интернет-сообществом, и они, вероятно, пришли бы к выводу, что этот парень не имеет смысла. Он заманил в ловушку педофила и крупного биржевого мошенника, прежде чем убить их, а теперь преследует чувака, изменяющего своей жене? Что дальше, пешеходы? Если бы этот фильм вышел сегодня, 24 было бы не названием талона на еду Сазерленда – это было бы количество минут до того, как зависимые от сети придирчивые зрители назвали бы этот фильм и его странную, почти инопланетную будку стационарного телефона посмешищем.
Кроссовки
Кроссовки” – одна из самых потрясающих каперских комедий в истории, и если вы немного обескуражены тем, что никогда о ней не слышали, просто взгляните на невероятный актерский состав, подписавшийся на эту картину: Роберт Редфорд, Бен Кингсли, Сидни Пуатье, Дэн Эйкройд и Ривер Феникс в одной из своих последних ролей. Сценарий остроумный и остроумный, актерский состав потрясающе сыгран, а сюжет просто замечательный – если только вы сможете не обращать внимания на все нелепо устаревшие технологии, на которые сюжет постоянно вешает свою шляпу.
В сюжете фигурирует “маленький черный ящик”, который может расшифровать все, что угодно, и мы сразу понимаем, что у нас проблемы, когда математик, который его создал, тайком прячет его в своем телефонном автоответчике. Другой важный сюжетный момент – команда хакеров подстраивает знакомство с неким человеком через “компьютерную службу знакомств”, которая даже в 1992 году могла показаться несколько устаревшей. Марк работает на “передовых” технологиях распознавания голоса, которые не составили бы проблемы для смартфона нескольких поколений назад.
Это всего лишь несколько примеров, и хотя техника динозавров летит быстро и яростно, ее изображение не было неточным для своего времени. На самом деле, фильм послужил источником вдохновения для многих перспективных технарей, а в последние годы он вновь привлек к себе внимание благодаря своему пугающе прозорливому отношению к правительственной слежке. Кроме того, персонаж Эйкройда верит во всевозможные сумасбродные теории заговора, так что и в этом они отчасти правы!
Крокодил Данди
Каждый, кто помнит 80-е годы, помнит Пола Хогана, даже если не сразу узнает его имя. Это потому, что с таким же успехом он мог бы просто сменить имя на Крокодил Данди, потому что вряд ли он когда-нибудь будет ассоциироваться с чем-то еще, кроме, может быть, рекламы пива Foster’s. Романтическая комедия “Крокодил Данди”, в которой нелюдимый грубиян Хоган приезжает в Нью-Йорк, чтобы научить местных хулиганов, что такое нож, а что нет, стала вторым по кассовым сборам фильмом 1986 года после “Top Gun”.
С одной стороны, вся эта любовь к придуркам, определяющая характер героя, кажется гораздо более придурковатой, чем мы помним. Мик “Крокодил” Данди – бессовестный браконьер, парень, который не подумает дважды, прежде чем попытаться украсть вашу девушку, и человек, который на каждую свою проблему отвечает ударом кулака. Но именно вопиющий сексизм действительно состарился, как отличный мусор. Крок говорит женщине-репортеру, что она просто беззащитная “Шейла”, которая не продержится и секунды в “мужской стране”, а позже умудряется унизить всех женщин и всех репортеров фразой: “Ты женщина и репортер. Это делает вас самой большой занудой на земле”. По случайному совпадению, этот фильм вышел в том же году, что и “Чужие”, в котором Сигурни Уивер выставила борющегося с крокодилами кожаного человека из глубинки самым большим слабаком в мире.
Месть ботанов
Месть ботанов” – один из тех фильмов, которые пользуются всеобщей любовью людей, смотревших его в последний раз в 13 лет. У всех нас есть приятные воспоминания о Бугере, “Чудесных суставах” и парне-людоеде, кричащем “NEEEEERRRRDS!”. Но посмотрите фильм сегодня, и вы с трудом сможете уловить смех между вопиющими расистскими, гомофобными карикатурами с частыми вкраплениями ужасающего сексизма.
Месть” обращается со своими небелыми и гомосексуальными персонажами еще более грубо, чем большинство комедий 80-х годов. Символический азиат воплощает в себе все стереотипы, которые когда-либо были придуманы, а гей еще хуже – вы можете вспомнить флоппи-копье, созданное ботаниками в дополнение к его “хромоногому” стилю метания. Но именно жуткий сексизм заставит вас содрогнуться при просмотре этого фильма сегодня. Шпионаж и набеги на трусики ботаников – это совершенно уголовно наказуемые преступления, а наш герой Льюис завоевывает девушку, надев маску, притворившись ее парнем и – тут уж двух вариантов быть не может – совершая над ней сексуальное насилие. Это фильм, который многие помнят как классику комедийного жанра и который был достаточно популярен в свое время, чтобы породить три дерьмовых сиквела, которые, по всем правилам, должны были происходить в тюрьме.
Доктор Нет
У нас было 25 фильмов о Бонде, и ни один из них не стал бы таковым, если бы “Доктор Нет” не стал таким культовым, каким он является. Дело в том, что “Доктор Ноу” выживает почти полностью благодаря своей репутации “первого фильма о Бонде”. Если судить по его собственным достоинствам, он едва ли заслуживает упоминания в любом списке лучших фильмов о Бонде.
Как и во многих других первых попытках создания франшизы, создатели “Доктора Ноу” еще не поняли, что сделало Бонда таким крутым, и поэтому заставили его делать очень мало. Он действовал больше как типичный шпион, чем в последующих фильмах, скрываясь и раскрывая тайны расследования, а не выпрыгивая из самолетов и убивая все живое. Это более реалистично, но гораздо менее весело. Кроме того, титульного злодея почти нет. Он есть в двух сценах, а в одной из них он застрял внутри опасного костюма. Кроме того, если не считать его фальшивых рук, он не выглядит и не ведет себя так, как должен вести себя интересный злодей Бонда. Возможно, они назвали фильм в его честь, чтобы заставить вас запомнить его.
Очевидно, создатели фильма быстро поняли, как должен работать Бонд, потому что с тех пор они сняли два десятка фильмов, и практически все они были суперуспешными. Но “Доктор Ноу” стоит особняком, словно идейный вдохновитель компании, который придумал что-то хорошее, а потом отсиделся в сторонке, пока все вокруг делали это гораздо лучше.
Мир Уэйна
Некоторые фильмы вечны и неподвластны времени. Мир Уэйна”, каким бы замечательным и смешным он ни был, к таким фильмам не относится. Это фильм, который работал только в начале 90-х, потому что многие шутки в нем основаны на том, что люди знали в начале 90-х.
Основная идея фильма могла бы работать и сегодня – пара творческих ребят борется между зарабатыванием денег на своем искусстве и тем, чтобы позволить корпоративному вмешательству высасывать душу из искусства – но презентация почти наверняка не сработала бы. Огромная часть юмора фильма основана на отсылках к поп-культуре, о которых современная молодежь, скорее всего, даже не слышала. В 1992 году вопрос Уэйна к парню: “Простите, но у вас есть Grey Poupon?” – был эпичным. Сегодня, спустя десятилетия после того, как Grey Poupon снял с производства этот слоган, шутка, скорее всего, мало что значит для тех, кому меньше 25 лет. То же самое относится и к названию таблеток Nuprin “маленькими, желтыми, разными” и постоянному крику Уэйна “Не!”. Рассмотрим “шутки” типа “Какое совершенно удивительное, превосходное открытие… не!”, которые давно умерли милосердной смертью. Мир Уэйна выглядит не слишком умным, если полагается на них, как сейчас.
Кроме того, есть грубые шутки, например, Уэйн заказывает китайскую еду, говоря, что будет “сливки от Сум Юнг Парня”. Эта уникальная смесь расистского и гомофобного юмора разозлила бы практически всех, если бы была произнесена сегодня.
Назад в будущее II
Проблема создания фильма о будущем заключается в том, что предсказать будущее очень сложно. Так и в фильме “Назад в будущее II”, в котором Марти Макфлай отправляется в далекое время 21 октября 2015 года н.э. Там он находит ховерборды, самозашнуровывающиеся кроссовки, летающие автомобили и, как ни странно, телефонные будки и факсы. Трудно смотреть этот удивительный фильм без мысли: “Да, 2015 год ни черта на это не похож”. У нас нет летающих машин, наши “ховерборды” – это шутка, у нас есть кроссовки с электрошнуровкой, но они стоят слишком дорого, и мы, конечно же, одеваемся не так, как предполагалось в фильме. Ожерелья с пулями и серебряные шлемы – это скорее мода для параноиков, чем что-то еще.
В BTTF2 есть несколько вещей, которые были правильными. Там были видеоконференции, фильмы в формате 3-D, телевизоры с плоским экраном, и всего через год после того, как “Кабс” выиграли Мировую серию. Но в целом их видение будущего было таким же ошибочным и нелепым в ретроспективе, как и большинство других видений. Если вы снимаете фильм о будущем, снимайте его в 3000 году или еще дальше. Тогда все, кого вы знаете, будут слишком мертвы, чтобы обвинить вас в ошибке.
Клуб “Завтрак
По большей части, в фильме “Клуб “Завтрак”” нет ничего такого, что могло бы заставить его казаться устаревшим. Весь фильм – это одна большая длинная сцена задержания, так как же это может стать пережитком своего времени? Есть несколько способов. Во-первых, это нелепая сцена курения травки, которая, похоже, была написана людьми, не знающими о марихуане ничего, кроме слова “дым”. Ни капли неправдоподобно: дети получают мгновенный кайф от пары обычных затяжек, пытаются съесть дым, как будто от кайфа становятся настолько глупыми, и просто смехотворное количество дыма для пары детей, курящих в течение нескольких минут. Даже разыгранная ради смеха, эта сцена сегодня была бы высмеяна зрителями, которые знают, как действует марихуана, и ожидают, что к ней отнесутся хотя бы с долей реализма.
Кроме того, есть некоторые проблемы с сексизмом, которые делают этот фильм значительно менее комфортным для просмотра в наши дни. В частности, сцена преображения Элли Шиди, где она превращается из готки с огромной челкой и, кажется, десятью слоями темной одежды в гламурную крошку с правильной прической и оборчатым розовым платьем. Это довольно очевидный момент “никто не замечает девушку, пока она не станет условно красивой”, настолько, что даже Элли Шиди призналась журналу Elle, что ненавидит эту сцену. Сцена “макияжа” очень нравится парням, но сегодня она быстро становится не нужна никому. Если бы “Клуб “Завтрак”” был современным фильмом, это могло бы сработать, поскольку сейчас каждый может признаться, что курит травку. Кроме того, никто не нуждается в том, чтобы из него делали то, что хотят другие.
Странная наука
Фильм “Странная наука” является культовой классикой, почти наверняка из-за своей странности. Но все странности в мире не помогли бы снять фильм, который при всей своей дурашливости является не более чем женоненавистнической мужской фантазией. Два чудаковатых парня хотят завоевать пару красивых девушек, но вместо того, чтобы очаровать их или понять, что у них есть бойфренды и что лучше поискать другую, они используют свои магические компьютерные навыки, чтобы создать свою собственную женщину. Каким-то образом эта женщина становится плотью и кровью, что абсолютно точно может сделать Apple Macintosh. Эта женщина, горячая крошка по имени Лиза, может и будет делать все, что пожелают ее создатели, потому что мужчина-писатель.
Каким-то образом они воздерживаются от того, чтобы заставить ее делать то, что вы ожидаете от двух помешанных на девушках подростков, вместо этого заставляя ее использовать свои магические способности для развязывания заговора Руба Голдберга, который в конечном итоге завоевывает сердца их влюбленных. И хотя в конце Лиза бросает свою работу и уходит от мальчиков, это только потому, что ее создатели добились своего. Эта женщина – которая продолжает существовать в мире как живая, дышащая личность – даже не думала строить свою жизнь, пока два щуплых подростка не поцелуют пару симпатичных девушек. Такая постановка вызвала бы протест и отправила этот фильм прямо в мусорную корзину Walmart, если бы кто-нибудь попытался выпустить его сегодня.
Она – это все
Основная идея фильма She’s All That – это “Моя прекрасная леди”, обновленная для школьной аудитории MTV, но без “Леди”. Один популярный парень поспорил с другим популярным парнем по имени Зак, что Зак не сможет превратить самую чудаковатую и грубую девушку в школе в королеву бала. Девушка становится невольной пешкой в этой игре братанов, постепенно соблазняемая Заком и в конце концов превращаясь из “Рэйчел Ли Кук в очках и комбинезоне” в “Рэйчел Ли Кук с контактами и в красивом платье”. Неизбежно она узнает о пари и говорит Заку, что она – это все, а он – все. Отлично, сила девушки!
Только вот нет. К концу фильма Кук понимает, что на самом деле любит Зака, потому что, конечно же, любит. Они оказываются вместе, потому что душещипательная речь и песня “Kiss Me” определенно компенсируют то, что ее объективировали и использовали ради глупого пари. О, и в какой-то момент она подвергается сексуальному насилию со стороны одного из друзей Зака. Она не выдвигает обвинений, его не отстраняют от занятий – она даже не бьет его по рукам. Один раз она дует ему в ухо воздушным рожком, и это, видимо, все наказание, которое положено потенциальному насильнику. Отлично. Кроме того, Зак едва не разрушает жизнь невинной женщины ради пари со следующими ставками: если он проиграет, то должен быть голым на выпускном. Вот и все. В общем, все в этом фильме, кроме Кука, – худшие.
Сеть
Вышедший в 1995 году техно-триллер Сандры Баллок “Сеть” появился как раз в то время, когда поп-культура начала смотреть на сетевой мир как на страшную угрозу. За четыре года до этого “Терминатор 2” отправил компьютерного робота-убийцу в прошлое, в сегодняшний день, дав людям довольно страшную идею о том, что может нас ожидать, если все эти новые технологии решат, что мы им не очень нравимся.
The Net извлек выгоду из этой паранойи, питаясь ею, чтобы придумать историю о женщине, чья жизнь превращается в ад, после того как она оказывается втянутой в компьютерный заговор. Забавно, что некоторые из этих событий довольно хорошо сохранились, плюс-минус немного в изложении – службы доставки еды, такие как pizza.net, конечно, существуют сейчас, но не как PIZZA.NET – но когда фильм действительно набирает обороты, нам дают видение будущего, которое в итоге оказалось до смешного неточным.
Во-первых, интернет никогда не выглядел так, как в фильме, и сейчас мы готовы поспорить, что никогда и не будет. Видеть, как Баллок бесится из-за вирусных захватов, неправдоподобно для современного зрителя, который хорошо и досконально знает, что интернет никогда не выглядел так, как это представлено в фильме. Здесь нет никаких ярких огней и бесконечного кода, чтобы напугать вас – только пустые экраны, потерянные файлы, невозможность контролировать что-либо, и, возможно, сайт, предлагающий вам отправить им сотни долларов, чтобы разблокировать ваш компьютер. Обычные, скучные вещи.
Фильм делает важные и все еще актуальные выводы о конфиденциальности в цифровую эпоху – жаль только, что фильм, несущий эти идеи, в старости превратился в сплошную комедию. И вот, марш технологий снова наносит удар. Хотите, чтобы ваш фильм хорошо сохранился? Постарайтесь не концентрироваться на компьютерах.
Семь невест для семи братьев
Фильм “Семь невест для семи братьев” имеет репутацию глупой, причудливой сказки, полной смеха, сердца и любви. О, и весь сюжет основан на некоторых из самых не причудливых действий: массовом похищении, принудительном браке и широко распространенном стокгольмском синдроме.
Мужчина берет себе в невесты женщину, и шесть его братьев тоже хотят жениться. Они отправляются в город, чтобы посвататься к местным женщинам, но это ни к чему не приводит. В ответ они прибегают к прямому похищению, забирая женщин в свою хижину и заставляя их остаться там. Хотя мы получаем некоторое символическое сопротивление, они никогда не сопротивляются, не убегают и не вызывают полицию. На самом деле, как это часто бывает в кино, женщины в конце концов влюбляются в своих похитителей. Красавицу и Чудовище осуждают за стокгольмский синдром, но Чудовище хотя бы старалось завоевать любовь Белль. Эти братья практически ничего не делали, кроме как существовали.
Затем наступает конец, когда жители города пытаются линчевать братьев за похищения, произошедшие за несколько месяцев до этого. Конечно, женщины протестуют, настаивая на том, что они хотят остаться. В ответ горожане заставляют братьев жениться на женщинах под угрозой расстрела. Учитывая, что браки – это то, чего они хотели все это время, эта угроза кажется бесполезной. А с течением времени, когда женщины получают все больше прав и возможностей, этот фильм кажется все более бесполезным.
Человек из стали”, “Рассвет справедливости
Супермен неподвластен времени: морально праведный супергерой, уважающий всех и стремящийся всегда поступать правильно. Но его последние фильмы – “Человек из стали” и “На заре справедливости” – сохранили важную часть личности Супермена, которая сейчас кажется совершенно причудливой. Переодетый в мягкого Кларка Кента, Супермен по-прежнему работает в газетной компании, несмотря на то, что за последние десять с лишним лет они изрядно устарели, если не сказать почти вымерли.
В истории Супермена, как в комиксах, так и в новых фильмах DCEU, Супермен устраивается на работу в газету “Дейли Плэнет”, чтобы отслеживать преступления. Если в “Дэйли Плэнет” появится статья об ограблении банка, он может просто стать Суперменом, улететь спасать день и каким-то образом не быть уволенным за то, что каждые пару часов делал длинные перерывы на кофе без предупреждения. Это логично, но сейчас век интернета, Супермену не нужно притворяться кем-то другим, и ему точно не нужно работать с чернилами и бумагой. Ему просто нужно подписаться на различные местные новостные ленты, и как только его телефон зазвонит от сообщения о том, что Зод сеет хаос на Главной улице, Супермен тут же примчится на помощь. Никаких странных очков или неудобно сидящих костюмов не требуется.
По крайней мере, в новых фильмах отказались от телефонной будки – слишком устаревшего приёма даже для DC Films. Но видеть современного Супермена, работающего в старомодной типографии, в мире, где каждый пользователь Redditor узнает о последних планах Лекса Лютора раньше, чем он сам, заставляет Супермена казаться суперстарым.