Вот почему были изобретены игральные кости

Существует тонкая грань между инструментом и игрушкой, исследованием и догадкой. Одним из примеров является (очень долгая) история игральных костей. Каковы шансы?

Вот почему были изобретены игральные кости

Три деревянные игральные кости

Что такое удача? Можно ли подстроить игру случая? Когда судьба говорит через бросок кубика, можем ли мы соблазнить ее, чтобы передать более сладкое послание? “Перед следующей сессией проведите немного качественного времени со своими костями”, – пишет пользователь TwoButtonsOP на сабреддите r/DND. “Приготовьте вместе еду, посмотрите фильм или просто прогуляйтесь и посмотрите на облака. Это поможет кубикам расслабиться и снять напряжение, которое им приходится испытывать каждый раз, когда их используют”. Другой пользователь в этой теме благословил свои кубики у раввина, епископа и имама. “Однако эти b******* все равно бросают мало. У меня нет идей”, – пишут они.

“Преподайте урок особенно плохому кубику, “наказав” его. Это может быть помещение его в “мешок позора” или даже в морозилку”, – пишет один из авторов на Nerdist. “Если плохой кубик явно проклят, он должен быть уничтожен, а остальные кубики должны быть свидетелями”.

Эти люди, должно быть, шутят, верно? Ни в малейшей степени. Для древних римлян, древних египтян и первых европейских колонистов Америки ставки были гораздо выше, чем в игре “Подземелья и драконы”.

Откуда они пришли и почему они все еще здесь?

Сюрреалистические руки с игральными костями

Что было поставлено на карту? Благосклонность богов. Исход войны. Наследство на свой дом. Государственный контракт. Брак. Оправдательный приговор. Римляне, которые использовали игральные кости в обрядах предсказания и гадания, верили, что удача – это благосклонность богов: идеальная шестерка называлась Венерой, как пишет археолог Эллен Свифт в книге “Римские артефакты и общество”, опубликованной в журнале The Atlantic. Но римляне просто продолжали игру, в которую человечество играло уже тысячи лет.

Шестигранные игральные кости были обнаружены в древней Персии и древнем Египте задолго до рождения Христа, а затем найдены по всей Европе и в Северной Америке. Хотя игральные кости, безусловно, использовались для всех целей – от азартных игр до гадания, как отмечает Ян Стюарт, автор книги “Играют ли кости в Бога? The Mathematics of Uncertainty”, отмечает в книге “Feeling Lucky? A Brief History of Gambling with Dice”, они также использовались практически для того же, для чего мы используем их сегодня: для азартных игр.

Но откуда взялись эти загадочные шестигранные кубики? Почему мы их изобрели? И почему они до сих пор здесь?

Азартные игры и астрагаловые гадальные кости доисторической эпохи

Древнеегипетские игральные кости

Игральные кости были завезены в Европу и Нидерланды древними римлянами – но игра началась не там. Стюарт говорит, что ученые считают, что игральные кости могли возникнуть в долине Инда еще в 3200-1800 гг. до н.э. Игральные кости не всегда выглядели так, как сегодня – до 15 века большинство кубиков были асимметричными – и они развились из игры на удачу, которая вообще не играла с кубиками, по словам Дэвида С. Риза, автора археологического текста “Сработанные астралаги”.

Самые первые игральные кости, вероятно, возникли из доисторической азартной игры, в которую люди играли костяшками пальцев. Древние греки играли в нее астрагаловой костью овцы, которая дала название астрагаловому кубику, который позже заменит эти украшенные кости в качестве более стандартизированного средства измерения судьбы, как объясняет Риз. Кости астрагала дожили до наших дней, чтобы слететь с костяшек, диктовать судьбу через гадания и стоить крестьянам их состояния в неудачных пари в пабах Древнего Рима, Нижней Европы и, в конечном итоге, Нидерландов.

Ацтеки и греческая астрагаломантия: непредсказуемое с помощью игральных костей

Римские игральные кости первого века

У древних ацтеков были свои азартные игры, которые иногда использовались для исправления несоответствий в календаре, согласно Х.С. Дарлингтону, который считает, что большинство ранних североамериканских игр в кости происходят от азартных игр ацтеков.

Астрагаловые кости и аналогичные орудия были найдены в Африке, на Ближнем Востоке, в Средиземноморье, в коренной Америке, Нижней Европе, Нидерландах – почти везде, где существовала культура, мы, похоже, нашли способ придать непредсказуемому смысл с помощью игральных костей.

“Потенциально игральные кости играли важную роль в концептуализации божественного действия в мире, – говорит Эллен Свифт, автор книги “Римские артефакты и общество”. И по мере того, как меняется концепция божественного действия, меняются и игральные кости, и наше отношение к ним”.

Шанс, вероятность и чума: Время играть честно в пабах Европы

Игральные кости девятого века

До 650 года до н.э. игральные кости могли быть практически любой формы и размера, но позже они стали принимать стандартную шестигранную форму. Тем не менее, их конфигурации варьировались: большинство игральных костей не принимали форму чисел, которую мы знаем сегодня практически повсеместно, до середины XV века, и в этот момент все изменилось.

Добро пожаловать в эпоху раннего Возрождения. Это середина 14-го века, и многое меняется: но все игральные кости начинают выглядеть практически одинаково. Вскоре почти все игральные кости стали практически идентичны тем, что лежат сейчас в вашем ящике для хлама. Ренессанс принес новые идеи о рациональности и объективности в европейские торговые центры – и в пабы. Когда рациональность стала святой добродетелью, внезапно оказалось, что на самом деле имеет значение, как и кем брошен кубик: ведь вы, человек, верили, что можете повлиять на него.

Математики эпохи Просвещения хотят принять участие в игре

Мозаика из игральных костей

“Зарождалось новое мировоззрение – эпоха Возрождения”, – объясняет антрополог Йелмер Эеркенс в журнале Medievalists. “Мы думаем, что пользователи игральных костей также приняли новые идеи о справедливости и случайности или вероятности в играх”.

В жизни азартного игрока или мудреца уже не было времени на произвол и асимметричные кости – это был Ренессанс, и объективность имела значение в броске костей, как и во всех других вещах. Радость игры для первых американских колонистов и случайность римских обрядов отчасти заключалась в непредсказуемости – в последнем случае она даже трансформировала божественное в конкретные результаты, на которые мы могли действовать как люди. Непредсказуемость всегда будет присутствовать в любой азартной игре. Однако с появлением симметричных игральных костей в эпоху раннего модерна эта непредсказуемость превратилась в нечто, что мы можем предсказать: понятие, которое мы теперь знаем как вероятность.

По словам Яна Стюарта, автора книги “Играют ли кости в Бога? The Mathematics of Uncertainty”, именно эти новые стандартизированные игральные кости в эпоху Просвещения дали начало совершенно новой отрасли математики.

Неужели Ренессанс собирается изобрести новую математику?

Гравюра математиков

Математики начали изучать вероятность исходов и математику случайности в середине XVI века, и делали они это, изучая азартные игры. Для этого они играли в кости. Разумеется, в чисто образовательных целях.

В 1550 году итальянский математик и завзятый игрок Джероламо Кардано опубликовал рукопись об игре в кости. Смешивал ли этот безумец бизнес и удовольствие в безумной попытке рационализировать инструменты божества и пьяниц? Или он что-то задумал, и многие другие математики начнут увлекаться игральными костями? По словам М. Люна с кафедры математики Техасского университета в Эль-Пасо, сегодня Кардано приписывают авторство первого текста эпохи Возрождения по теории вероятности – каковы были шансы на это? Когда Блез Паскаль и Пьер де Фермат спустя столетие ввели это исследование в обиход, они тоже были заняты азартными играми, как сообщает Gizmodo.

Мы все еще очарованы сложностью случайности и вероятностью возможного.

Старинные игральные кости

Но ведь игральные кости – это игрушки! Верно. Но они также являются алгоритмическим оборудованием, которое можно использовать для расчета вероятности и случайности, по крайней мере, по мнению Стюарта и его предшественников из 16 века. Тем лучше, говорит Стюарт.

“Игрушечные модели” часто не понимают все остальные, потому что они кажутся далекими от сложностей реального мира. Но на протяжении всей истории главные открытия, жизненно важные для прогресса науки, появлялись на основе игрушечных моделей”, – объясняет Стюарт. “Пионерам теории вероятности пришлось извлекать разумные математические принципы из запутанной массы интуиции, суеверий и быстрых и грязных догадок, которые ранее были методами человечества для работы со случайными событиями”. Справедливо. Мы изобрели игральные кости, чтобы предсказывать непредсказуемое. Теперь, как утверждают некоторые, мы можем предсказывать даже свои собственные предсказания.

Запоздалое открытие и конец всем предсказаниям – или нет

Жонглирование игральными костями

Если у нас были игральные кости на протяжении тысячелетий, почему теория вероятности появилась так поздно? До появления стандартизированных игральных костей и до эпохи Просвещения научные мыслители исходили из того, что Вселенная в основе своей детерминирована. Игральные кости были изобретены, чтобы задать вопросы об этом детерминизме, а теперь кости бросают, чтобы определить количественные ответы.

Даже древние персы, должно быть, имели дело с дилеммой случайности. Мы знаем, что в логическом мире факты должны быть фиксированными, но на самом деле факты редко остаются таковыми: Погода, войны, отношения, торговые сделки – все это может привести к тому, что мы окажемся в проигрыше. Нам нужен способ разобраться в этом – чтобы преодолеть пропасть между фиксированным и возможным. Игральные кости были изобретены в ответ на это как молитва о том, чтобы нарушить фиксированность – нарушить этот взгляд на конечный мир – и различить нечто неразличимое, даже если это нечто – решение, которое мы еще не знаем, как принять дальше. До тех пор, пока мир будет полон неразборчивых сил – и пока мы будем обладать желанием постичь их – кости будут выживать вместе с человечеством, будь то костяшки или блэкджек. Мы не хотим жить в мире, который просто подчинен случайности или, что еще хуже, обречен на фиксированную судьбу. Игральные кости бросают вызов этому. Сделаем наши ставки.

Оцените статью
АльтГранж
Добавить комментарий

два − один =