Соперничество в искусстве, которое зашло слишком далеко

Ссорящиеся художники могут вести себя как разумные взрослые люди, но некоторые довольно громкие имена в истории искусства были вовлечены в невероятно мелкие споры. Вот некоторые художественные соперничества, которые зашли слишком далеко.

Соперничество в искусстве, которое зашло слишком далеко

Автопортрет с перевязанным ухом, Винсент Ван Гог, 1889 г.

Соперничество существует повсюду. Вы наверняка хотя бы несколько раз в жизни принимали в них участие, будь то разборки в начальной школе из-за оборудования для детской площадки, подростковая ссора с врагом или профессиональная ревность на работе. Дружеское соперничество полезно для здоровья, говорится в журнале Anatomical Sciences Education. Она может стимулировать творческие инновации и подталкивать людей к достижениям, когда в противном случае они просто теряют время.

Но есть и такие люди, которые заходят слишком далеко. При высокой напряженности, присущей миру искусства, это соперничество с турбонаддувом может вызвать серьезные волнения. Кто-то критикует искусство другого, что очень быстро может быть воспринято как критика всей его этики, его творчества и, более того, самого способа существования, и на этом все заканчивается.

Иногда люди ведут себя как взрослые разумные люди, но, увы, не все конкурентные отношения поднимаются выше мелких разборок. На самом деле, некоторые известные имена в истории искусства поддались этому искушению. Что точно можно сказать об этих соперничествах в искусстве, так это то, что они были настолько острыми, что стали легендой, спустя многие десятилетия и даже столетия.

Пикассо и Матисс были врагами

Слева: Пабло Пикассо, 1962 г. Справа: Анри Матисс за мольбертом, 1913 г.

Иногда соперничество в искусстве очень и очень реально. Художники много работают, вращаются в узких кругах и могут быть подвержены неуверенности и ревности, как и все остальные. Но в этих кругах также полно критиков, обозревателей и старомодных сплетников, которые не прочь подзаработать на воображаемом соперничестве.

Согласно Slate, якобы легендарное соперничество между Пабло Пикассо и Анри Матиссом является результатом мастерского подливания масла в огонь не кем иным, как Гертрудой Стайн. Вместе со своим старшим братом Лео Гертруда основала в Париже салон, где собирались известные творческие личности того времени, чтобы поделиться своими мыслями. Лео прямо сказал Пикассо, а затем Матиссу, что другой только что продал значительную работу крупному арт-дилеру. Затем поэт и художественный критик Аполлинер пошел еще дальше. Когда дилер М. Поль Гийам организовал совместную выставку Матисса и Пикассо, он обратился к нему за комментариями. В книге “Матисс и Пикассо” Аполлинер сказал, что Гийам взял “двух самых известных представителей двух великих противоположных тенденций в большом современном искусстве” и выставил их друг против друга. Так остроумно! А также, с точки зрения Матисса и Пикассо, возможно, не совсем верно.

Это не значит, что между ними не было конкуренции. В конце своей карьеры, сообщает Smithsonian Magazine, Пикассо сказал: “Никто никогда не смотрел на картины Матисса внимательнее, чем я; и никто не смотрел на мои картины внимательнее, чем он”.

Ван Гог и Гоген были ужасными соседями по комнате

Слева: Автопортрет, Винсент Ван Гог, 1888 г. Справа: Автопортрет, Поль Гоген, 1893 г.

В течение своей жизни Винсент Ван Гог изо всех сил старался привлечь внимание к своему искусству, но это было не из-за отсутствия попыток. Ван Гог создал почти 900 произведений за неполные десять лет, пишет “Биография”, – ошеломляющий темп, который редко удается преодолеть художникам, прожившим целую жизнь. Он также много работал, чтобы наладить связи с другими художниками и создать художественное сообщество. Однако одна попытка наладить отношения пошла настолько плохо, что могла привести к телесным повреждениям.

Все произошло в 1888 году. Ван Гог создал в Арле, Франция, то, что, как он надеялся, станет началом совместной художественной студии. Он уговорил Поля Гогена, смелого французского художника, присоединиться к нему. Они провели относительно спокойную осень, рисуя вместе, но затем все пошло наперекосяк. Возможно, психическое заболевание Ван Гога вышло на поверхность, пишет The New Yorker. Ван Гог был интенсивным и по-художественному смелым, чего Гоген, похоже, не понимал. С другой стороны, Гоген был гораздо более развязным и свободолюбивым, чем его сосед-чудак. Возможно, эти два человека просто не могли больше выносить друг друга.

Кульминацией всего этого стал шокирующий эпизод членовредительства, когда Ван Гог, по легенде, отрезал себе часть уха. Или, как предполагает The Guardian, к этому причастен искушенный в фехтовании Гоген и его шпага? В любом случае, Гоген вскоре покинул Арль и больше никогда не видел Ван Гога.

Микеланджело и Рафаэль столкнулись лбами

Слева: Портрет Микеланджело, 1544 г. Справа: Автопортрет, Рафаэль

Микеланджело Буонарроти признан одним из величайших художников эпохи Возрождения. Спустя более четырех веков после его смерти никто не может сравниться с этим мастером скульптуры и живописи. Он также был колючим, эмоциональным художником со сложными эмоциями и еще более сложными отношениями. Одним из соперников во времена Микеланджело был буйный, привлекающий внимание Рафаэль. Согласно книге “Искусство соперничества”, этот вундеркинд был любимцем некоторых серьезных покровителей, включая того же Папу Римского, который нанял Микеланджело.

Ситуация стала напряженной, когда Микеланджело расписывал потолок Сикстинской капеллы в Ватикане, пишет National Geographic. Папа Юлий II, который все еще не заплатил Микеланджело за очередной заказ, приказал ему отказаться от скульптур и вместо этого написать фреску на потолке капеллы. Рафаэлю уже было поручено работать над фресками неподалеку, в личных покоях Папы. Кто-то из группы Рафаэля рекомендовал его для этого проекта, сообщает WUNC. Это вывело Микеланджело далеко за пределы его творческой зоны комфорта. Мог ли он быть настроен на неудачу? По крайней мере, сейчас мы видим, что его перфекционизм привел Микеланджело к величию. Однако в то время это, должно быть, казалось невероятно сложным.

В книге “Микеланджело и потолок Папы Римского” нам рассказывают, что их пути пересеклись примерно в это время. Микеланджело взглянул на свиту Рафаэля и сказал: “Ты со своей группой, как браво”. Рафаэль, увидев, что Микеланджело, как обычно, один, ответил: “А ты один, как палач”. Очевидно, что между ними не было любви.

Микеланджело и да Винчи сошлись в конкурсе живописи

Копия после битвы при Ангиари, Леонардо да Винчи, Питер Пауль Рубенс, 1603 г.

В начале своей карьеры Микеланджело в очередной публичной схватке за первенство в искусстве сошелся с Леонардом да Винчи. Да, именно с Леонардо да Винчи. Дело дошло до Зала пятисот во Флоренции, Италия. Внутри этой величественной ратуши, как сообщает The New York Times, два художника работали над дуэлью фресок. Обоим было поручено создать грандиозные батальные сцены, которые теперь затерялись под слоями штукатурки и позднейших росписей. Тем не менее, история их соперничества до сих пор жива.

Проблемы начались в 1503 году, пишет The Guardian. Именно тогда да Винчи было поручено написать картину “Битва при Ангиари”. Всего год спустя Микеланджело было поручено изобразить битву при Каскине. Оба работали практически рядом друг с другом, на одной стене в одной большой комнате. Леонардо в это время было уже за пятьдесят, а Микеланджело был еще вундеркиндом, которому только-только исполнилось двадцать лет. Младший художник публично оскорбил да Винчи, обвинив его в неподобающем поведении, сообщает The Guardian. Позже Леонардо отпускал колкие замечания по поводу “деревянного” стиля живописи Микеланджело и даже сказал, что знаменитую скульптуру Давида, выполненную младшим художником, действительно нужно прикрыть.

Ни один из них не выполнил своего заказа. Леонардо бросил свою работу, которая, как утверждает National Geographic, все еще может находиться под более поздней реконструкцией, и переехал во Францию. По крайней мере, да Винчи успел повесить что-то на стену. Микеланджело создал макет в натуральную величину, но так и не приложил кисть к штукатурке.

Брунеллески и Гиберти спорили о дверях.

Деталь работы Гиберти на северных дверях флорентийского баптистерия

Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески поссорились из-за пары дверей. Это были не просто двери, пишет Smithsonian Magazine. Они должны были украсить вход во Флорентийский баптистерий, церковное сооружение. Это была Флоренция 15 века и начало итальянского Возрождения, поэтому никто не собирался довольствоваться простыми деревянными дверями. Северный портал и две его двери должны были стать чем-то впечатляющим.

Местная гильдия импортеров тканей объявила конкурс на разработку дизайна этих дверей. Скульптор Лоренцо Гиберти выиграл конкурс и быстро начал хвастаться, что он превзошел всех остальных кандидатов, включая финалиста конкурса Филиппо Брунеллески. “Все чувствовали, что я превзошел всех остальных за это время”, – сказал он, согласно Artstor.

Однако все не так просто. В книге “Соперники Ренессанса” Рона Гоффен отмечает, что проект Гиберти для бронзовых дверных панелей позволил сэкономить кучу денег на литье металла, что сделало его еще более привлекательным для скупых гражданских лидеров. Он также сыграл на хитрости, сделав свой процесс публичным, говорит PBS. Любой желающий мог заглянуть в его мастерскую и высказать свое мнение, что позволило Гиберти изменить свою работу в соответствии со вкусами судей. Более закрытый Брунеллески, возможно, проиграл потому, что не был так хорош в маркетинге, как его художественный соперник.

Де Кунинг и Поллок боролись за репутацию и романтику

Слева: Виллем де Кунинг в своей студии, 1961 год. Справа: Джексон Поллок

Многие соперничества в искусстве возникают из-за неуверенности в себе. Это вполне объяснимо. Занятие искусством может быть очень личным и полным ревности. Или же соперничество может быть спровоцировано художественными критиками ради хорошей прессы. Именно так некоторые считают борьбу между Виллемом де Кунингом и Джексоном Поллоком, двумя гигантами абстрактного искусства 20 века. Газета “Нью-Йорк Таймс” утверждает, что на самом деле эти два художника были настроены друг против друга Клементом Гринбергом и Гарольдом Розенбергом, двумя нью-йоркскими художественными критиками. Гринбергу нравился свободный, бросающийся красками стиль Поллока. Розенберг же отдавал предпочтение более структурированным работам де Кунинга.

Это не значит, что сами художники не соревновались. Поллок мог казаться силой природы, его огромные, драматические полотна практически вибрировали от энергии. Состоявшийся, но испытывающий трудности де Кунинг мог чувствовать беспокойство за свою работу. В конце концов, Поллок почувствовал то же самое. Как рассказывается в книге “Искусство соперничества”, теплый прием работ де Кунинга привел к неловкому эпизоду, когда Поллок напился на вечеринке и набросился на своих коллег-художников.

У де Кунинга и Поллока также были общие романтические партнеры, причем в весьма неловкой форме. Согласно Vanity Fair, Рут Клигман, любовница Поллока во время его роковой автокатастрофы в 1956 году, сошлась с де Кунингом всего через год после смерти своего предыдущего любовника. Что еще хуже, на похоронах де Кунинг якобы сказал: “Все кончено. Я номер один”. Это никогда не было подтверждено, но легенда говорит об их напряженных отношениях.

Семпл и Капур до сих пор ссорятся из-за цветов

Слева: портрет Стюарта Семпла. Справа: Аниш Капур

Кто имеет право использовать тот или иной цвет? Этот, казалось бы, простой вопрос лежит в основе одной из самых занимательных вражд в современном искусстве. Речь идет о высокотехнологичном пигменте под названием Vantablack. Изобретенный компанией Surrey Nanosystems, говорит Vice, он поглощает почти весь свет, падающий на объект. В результате получается настолько абсолютно черный цвет, что он выглядит карикатурно, как пустота без каких-либо определяющих черт.

Все стало действительно странно, когда компания Surrey Nanosystems создала версию Vantablack, которую было легче наносить. Затем она передала его в аренду суперизвестному британскому скульптору Анишу Капуру, сообщает Wired. Именно он является автором скульптуры Cloud Gate в Чикаго, более известной под прозвищем “Бобы”. Когда Капур добился использования Vantablack в качестве художественного пигмента, он получил на него эксклюзивные права. Тут-то и появился Стюарт Семпл, сообщает The Guardian. Как и многие другие художники, он возмутился эксклюзивным использованием Капуром Vantablack.

Семпл начал производить свои собственные краски, включая “самую розовую розовую” и черную краску, которая очень близка к самой черной черной. Их можно приобрести на его сайте, но есть одна загвоздка: Аниш Капур не может ее купить. Покупатели должны подтвердить, что они не Капур и не собираются отдавать товар ему. В ответ Капур опубликовал фотографию, на которой его средний палец покрыт “самым розовым розовым” пигментом, пишет Creative Review. Семпл недавно возобновил вражду, запретив Капуру посещать его художественный магазин в Лондоне.

Дружба Бэкона и Фрейда резко распалась

Слева: портрет Фрэнсиса Бэкона работы Реджинальда Грея, 1960 год. Справа: Люциан Фрейд

Когда Фрэнсис Бэкон и Люциан Фрейд впервые встретились на тесной арт-сцене Лондона 1940-х годов, они быстро подружились. По данным The Art Story, эта дружба была особенно интенсивной. Они виделись почти каждый день, начиная с таких банальных мероприятий, как обед, и заканчивая азартными играми на деньги, а Фрейд однажды проснулся с головой в туалете.

Как и многие друзья-художники, Фрейд и Бэкон писали портреты друг друга. Они также критиковали работы друг друга, что, возможно, содержало первые намеки на их разрушающиеся отношения. По мере развития их карьеры споры усиливались, что в конце концов привело к напряженному отчуждению.

В 1982 году Бэкон заявил, что последняя работа его бывшего друга была просто “нелепой”, сообщает The Guardian. Он также жаловался на конкретный предмет искусства, принадлежавший Фрейду, который тот никогда не одалживал музеям или галереям, даже для крупной ретроспективной выставки работ Бэкона. Прослушав записи много лет спустя, Фрейд назвал работы Бэкона того времени “отвратительными”.

Дега и Мане стали врагами из-за портрета

Мсье и мадам Эдуарда Мане, Эдгар Дега, 1868-1869 гг.

Эдуард Мане и Эдгар Дега были близки, пока Дега не написал роковой портрет своего друга. Но как могла простая картина маслом разрушить то, что было прекрасными творческими отношениями?

Все началось достаточно невинно, согласно книге “Искусство соперничества”. Дега написал портрет Мане и жены Мане, Сюзанны. Он подарил его им и думал, что все было хорошо до рокового визита в студию Мане. Там он увидел, что холст был изуродован гигантским разрезом через все лицо Сюзанны. Дега попросил объяснений, но неясно, что сказал в ответ Мане. Возможно, ему не понравилось, как нарисована его жена. Возможно, он уже враждовал с Дега, возможно, даже без ведома своего друга. Возможно, это был просто результат мелкого, необдуманного порыва после ссоры с Сюзанной. Скорее всего, мы никогда этого не узнаем.

Мы можем быть уверены, что ошеломленный Дега покинул студию, неся поврежденное произведение искусства домой. Он собирался перерисовать ее, даже собирался залатать холст, но так и не собрался. Позже он снял натюрморт Мане, висевший в его собственном доме, и вернул его, пишет The New York Times. Он приложил записку, в которой говорилось просто: “Месье, я возвращаю ваши “Сливы”. По крайней мере, здесь есть счастливый конец. Дега и Мане в конце концов помирились, преуспев там, где многие другие художники потерпели неудачу.

Херст и Хокни спорили о том, кто на самом деле создает искусство.

Слева: Дэмиен Херст, справа: Дэвид Хокни

Как именно вы должны создавать искусство? На протяжении веков для этого использовались помощники, пишет ArtNet. Даже такие известные художники, как Микеланджело и да Винчи, использовали ассистентов, чтобы не останавливать работу. Тем не менее, это оставляет нас перед сложным вопросом: Кто же художник? Дэвид Хокни много раз поднимал этот вопрос в отношении Дэмиена Херста, пишет Hyperallergic. Он утверждает, что Херст использовал ассистентов для стольких своих работ, что их имена заслуживают быть на этикетке галереи, а не его.

Херст – это своего рода легкая добыча. Он один из тех плохих мальчиков-художников, которые ставят под сомнение весь процесс современного мира искусства, одновременно полностью участвуя в нем. Хокни, художник и фотограф, получивший известность в 1960-х годах, немного более старой закалки. Как сообщает The Atlantic, он также предпочитает работать в основном в одиночку.

Херст получил всемирную известность благодаря концептуальным работам, таким как “Физическая невозможность смерти при живом человеке” 1991 года, в которой три куска акулы были подвешены в растворе формальдегида. Он также носит массивные очки и множество колец, которые спустя 20 лет кричат: “Я – художник-бунтарь 90-х”. Считаете ли вы это справедливой причиной для нападения на кого-то, Хокни это не волнует. Как пишет The Guardian, они даже устраивали дуэльные персональные выставки, чтобы держать друг друга в напряжении.

Делакруа и Ингр поссорились

Слева: Автопортрет, Эжен Делакруа, 1860 г. Справа: Автопортрет, Жан Огюст Доминик Ингр, 1864 г.

Жан-Огюст-Доминик Ингр был старой закалки. Он увлекался неоклассицизмом, квазивозрождением древнегреческих и древнеримских идеалов. Это включало в себя множество линий и определенных форм в художественных произведениях. Поэтому, когда Ингр начал сталкиваться с зарождающимся романтизмом, он расстроился. Все эти дикие цвета и чувства были просто слишком! И кто лучше олицетворял драму романтизма, чем восходящая звезда Эжен Делакруа?

Но, как утверждает история искусств, все это может быть скорее скучным маркетингом, чем реальной межличностной борьбой. Это также может быть связано с тем, что все более клишированные дебаты “неоклассики против романтиков” увязали в политических разногласиях. Романтики в целом были довольно прогрессивной группой, в то время как неоклассицисты, как правило, были более консервативны. Тем не менее, у нас есть несколько довольно пикантных историй, связанных с напряженными отношениями между Делакруа и Инграми. На одной из вечеринок 1883 года, о которой писала газета The New York Times, Ингр ворвался к Делакруа, крикнул, что “рисование – это честность!”, пролил на себя кофе, а затем убежал. Делакруа, которому, вероятно, нужна была минутка после ухода Ингреса, последовал за ним, щедро отзываясь о мастерстве Ингреса.

По другому случаю, описанному Pall Mall Magazine в 1901 году, Ингр довольно грубо сказал, что Делакруа “пахнет серой”, и отказался смотреть на картины своего соперника. По другому случаю, описанному в книге “Держать глаз открытым”, Делакруа посетил Лувр, а затем покинул его. Вскоре после этого Ингр попросил открыть окна, чтобы разогнать “запах серы”, оставленный другим человеком.

Оцените статью
АльтГранж
Добавить комментарий

3 + 2 =