Странные вещи о погоде, в которые верили наши предки
Время от времени мать-природа пользуется возможностью напомнить нам, что сколько бы массивных зданий мы ни построили, какими бы технологически продвинутыми мы ни были и какими бы крутыми себя ни считали, мы все равно находимся в ее власти. Обычный ветер и дождь – это только начало, и едва ли пройдет неделя, чтобы мы не услышали об ураганах, торнадо или цунами, обрушившихся на мир и принесших с собой серьезные разрушения.
Сегодня ученые могут предсказать некоторые суровые погодные условия, но мы все еще не знаем, как их остановить. Иногда единственное, что можно сделать, – это задраить люки или уехать из города. Представьте себе, что думали наши предки, когда видели надвигающиеся грозовые тучи. У них не было таких технологий, как у нас сегодня, поэтому им приходилось придумывать собственные объяснения тому, что происходит в небе над головой. Возможно, их истории не расскажут нам много о погоде, но они говорят о чем-то очень важном: Наши предки были странными людьми.
Кто-то исчез? Их поймали гарпии.
Ветер – это буквально худшее, что может быть. Против ветра ничего нельзя сделать, это по сути невидимый хулиган, который может причинить массу вреда. Для древних греков самым сильным ветром были гарпии – полуптицы, полуженщины, посланные Зевсом, чтобы передать безошибочное послание.
Существует несколько историй о том, как гарпии мстили конкретным людям. После того как фракийский царь Финей разболтал какие-то секреты, гарпии спустились и украли каждую тарелку с едой, которую он пытался съесть. Только после того, как аргонавты и другие боги ветра – Бореады – прогнали гарпий, царя оставили в покое. Не все, что они делали, было плохо, и Гомер приписывает одному из них рождение мистических коней Ахилла.
Но большинство из того, что они делали, было плохим. Греческие предания гласили, что если кто-то внезапно и полностью исчезал, то его похищали штормовые ветры гарпий. Обычно считалось, что гарпии потом отдавали своих пленников в рабство другим богам.
Самый отвратительный прогноз в истории
Викторианцы были одержимы пиявками. Они считали, что почти любой недуг можно вылечить щедрым прикладыванием пиявок, и, как будто это было недостаточно плохо, существовала также вера в то, что пиявки могут давать хорошие прогнозы погоды.
Честно говоря, они, вероятно, не были хуже других методов того времени, но были более отвратительными. По-настоящему движение развернулось, когда Джордж Мерриуэзер нашел старое стихотворение, в котором говорилось о склонности пиявки подниматься на поверхность, если ее “потревожить”. Это навело его на мысль о создании “Прогноза бури”, который представлял собой причудливый способ расположения 12 бутылок с пиявками и водой. Согласно теории, когда давление воздуха падало, пиявки поднимались в своих бутылках, сбивали булавку и звонили в колокол.
Легально? Немного, говорит Atlas Obscura. Мерриуэзер писал в Философское общество Уитби всякий раз, когда его пиявки предсказывали бурю, и иногда они оказывались правы. Отчасти. Они могли предсказать, что буря будет в будущем, но в конце концов, это не совсем полезно. У Мерриуэзера были грандиозные планы по установке своих “предсказателей бури” по всему Лондону, но прошло совсем немного времени, прежде чем Британское метеорологическое управление предложило несколько менее грубых вариантов.
Хаг оф Беара и зимние месяцы
В Шотландии и Ирландии долгие, темные зимние месяцы были владениями одной из богинь-матерей. Иногда ее называют Бейрой, королевой зимы, а в других местах – менее уважительной карга Беара.
Согласно ирландским традициям, она возрождалась каждый год на Самайн и становилась все более могущественной в течение зимних месяцев. 1 мая – Bealtine – она начинала стареть, пока снова не становилась Hag of Beara. Традиция также гласит, что по 1 февраля можно было определить, как долго продлится зима. Если день был темным, пасмурным, то карга спала, и зима скоро закончится. Если же день был солнечным, то зима будет длиннее, потому что она не спит и жжет свои костры.
Шотландские сказки о Бейре немного отличаются. Согласно “Чудесным сказкам из шотландских мифов и легенд”, Бейра старела по мере приближения лета и использовала всю свою силу, чтобы продлить зиму с бурями и морозами даже до весенних месяцев. Наконец, она отправилась на Зеленый остров на западе и в последнюю ночь зимы испила из колодца молодости. Вернув себе молодость, она вернулась в Шотландию и провела лето в образе прекрасной служанки. К середине лета она становилась взрослой, к осени – пожилой, а когда наступала зима, она возвращалась к своему ужасному облику ведьмы.
Божественная, сверхфеминистская радуга
Учили, что хотя бы один конец радуги всегда касался земли и воды, потому что именно там живут божественные змеи, рожденные из радуги. Считалось, что в любом водоеме, которого коснется радуга, живут эти змеи, способные проглотить человека целиком. Если же к бассейну подходила женщина, она могла вежливо обратиться к божественной принцессе через радугу и попросить то, что ей больше всего хотелось. В частности, бездетным женщинам советовали просить радугу о помощи в зачатии ребенка, а некрасивым девушкам советовали следить за радугой, чтобы попросить сделать их красивыми.
Мужчинам и мальчикам также говорили, чтобы они знали о радуге и не ходили под ней. Считалось, что радуга приносит неизлечимую болезнь любому человеку, которому не повезло пройти рядом с ней.
Святой, приносящий дожди в Англии
Святой Свитхун – покровитель Винчестерского собора, и, как многие святые, его история – это смесь истории и легенды. Он был реальным человеком, который родился около 800 года и был советником королей до своей смерти в 863 году.
Согласно Historic UK, его предсмертным желанием было быть похороненным на улице под дождем. Какое-то время так и было, но в 971 году епископ Винчестерский постановил, что он должен быть похоронен в соответствии с делом своей жизни и статусом святого покровителя. Его перенесли в дом, и с этого момента начинается легенда. После его погребения на всю округу обрушились 40-дневные бури, так он выразил свое недовольство небесам. С тех пор, если в День святого Свитхуна шел дождь, это означало, что дождь будет идти в течение следующих 40 дней.
Существует, по крайней мере, один зарегистрированный случай сильного ливня в День святого Свитхуна, и произошел он в 1315 году. Но, к сожалению, история о 40-дневном ливне, начавшемся, когда его кости были впервые перенесены, на самом деле является результатом средневекового неправильного перевода старых текстов. Поэтому на протяжении веков люди смотрели на небо в день святого Свитхуна, потому что какой-то средневековый переписчик или переводчик ошибся.
Ледяные святые
По данным Historic UK, многие люди верили, что церковные святые обладают определенной властью над погодой, особенно над теми районами и днями, с которыми они наиболее сильно ассоциировались. Считалось, что святая Годелива влияет на погоду во Фландрии 6 июля, а святой Медард, святой Жерваз и святой Проте 18 и 19 июня во Франции размяли свои бурные мышцы.
Верующие Нидерландов, Швейцарии, Австрии, Венгрии, Германии и Польши верили в силу Ледяных святых – группы епископов и мучеников, чьи праздники отмечались в середине мая. Кто именно входит в эту группу, варьируется; в нее всегда входят святой Мамертус, святой Панкрас и святой Серватий, а в Польше, как правило, святой Бонифаций. Также иногда в группу входит Святая София, праздник которой отмечается 15 мая и которую иногда называют Холодной Софией.
Согласно книге “Святые праздники”, ледяные святые приносили период низких температур. В Германии их обычно называют холодными садовниками или ледяными людьми, и они несут ответственность за похолодание, называемое Eisheiligen. Только после их праздников погода становится достаточно стабильной для посадки сельскохозяйственных культур, а в Германии считается, что именно они стоят за прохладными ночами в июне, известными как “железные ночи”.
Способность вызывать ветры и бури
На протяжении всей истории человечества ходили слухи, что люди способны вызывать и управлять ветрами и бурями. Сэр Джеймс Джордж Фрейзер писал об этом в книге “Золотая ветвь”, и это удивительная привязанность человечества к бурям.
В Гренландии считалось, что беременные или только что родившие женщины могут вызвать бурю, выйдя на улицу, набрав полный рот воздуха, вернувшись в дом и выдохнув. Известно, что финские волшебники продавали ветер – точнее, они продавали веревки, завязанные на три узла. Развязав первый узел, можно было вызвать умеренный ветер, второй узел вызывал сильный ветер, а третий – ураган. Это особое поверье было настолько сильным, что соседние эстонцы высоко ценили финских колдунов. Шотландские ведьмы вызывали ветер, трижды ударяя мокрой тряпкой о камень и читая нараспев, а жители Новой Гвинеи верили, что именно аборигены Бибили могут вызвать ветер дуновением.
Существовали и способы остановить ветер. Хойхойцы могли останавливать порывы ветра, развешивая шкуры, которые при сдувании сбивали ветер на землю. Древние коринфяне писали о семье, которая, как говорят, умела успокаивать даже самые злобные бури, а на Суматре жители деревень, осажденных бурей, били по ветру мечами, чтобы прогнать его.
Похитители урожая небесные люди
Одна из самых причудливых историй о погоде была рассказана самым маловероятным из людей: Святой Агобард Лионский. Он родился в конце восьмого века, и большинство его трудов были типично религиозными и политическими. Но, согласно “Кембриджской истории магии и колдовства на Западе”, он также писал о волшебниках, которых называли tempestarii. Долгое время считалось, что они обладают способностью вызывать грозу и град, но когда Агобард записал их, он предположил, что это были, скорее всего, мужчины и женщины, которые увлекались старыми языческими верованиями.
В 815 году он написал сочинение “О граде и громе”, в котором описывается распространенная вера в то, что эти волшебники, управляющие погодой, работали рука об руку с небесным народом из места под названием Магония. Широко распространено было мнение, что небесные мореплаватели платили волшебникам погоды за то, что те вызывали бури и портили урожай, который затем грузили на небесные корабли и увозили домой. Агобард называет это “большой глупостью”, но также добавляет, что это было настолько распространено, что он видел, как людей брали в плен, заковывали в цепи и допрашивали жители деревень, уверенные, что они поймали воров из Магонии.
Некоторые считают, что письмо Агобарда – это не просто комментарий к погоде, а ученый Джейсон Колавито говорит, что его интерпретируют как одну из самых ранних записей о наблюдениях НЛО. В любом случае, это довольно эпическая история.
Сюда, мальчик! Сюда, ветер! Иди сюда!
Океан – страшное место, даже по современным меркам. Представьте, что вы плывете по нему на нескольких кусках дерева, скрепленных гвоздями, и легко понять, почему моряки захотят придумать истории и суеверия, которые дадут им хоть какую-то власть над гигантским куском матери-природы, над которым они действительно не властны.
У моряка может возникнуть искушение насвистывать веселую мелодию, но, согласно книге Мелвилла “Народные корни”, существовал ряд рекомендаций, касающихся того, стоит ли свистеть. Считалось, что свист вызывает ветер, и в случае спокойного неба и моря моряки могли свистеть в надежде поднять ветер и отправиться в путь. Но им нужно было быть осторожными, потому что считалось, что внезапный ветер предвещает дьявола. Если свист приводил к сильному порыву, они были уверены, что дьявол уже на борту. Хуже того, он мог оказаться там, потому что свист его безумно разозлил, а никто не хочет иметь дело с разгневанным дьяволом, особенно в окружении морского небытия.
Это определенно не горшок с золотом в конце того.
Радуга – одно из самых красивых погодных чудес природы, но для каренов Бирмы она была чем-то совсем-совсем другим. Согласно их преданиям, существует несколько различных версий этой истории, но общая заключается в том, что радуга в западном небе была духом Аида, который устраивал похороны для своих детей. Более того, это было напоминание о важности правильного погребения, так как пренебрежение мертвыми может привести к трагедии в семье. Тем, кто был настолько глуп, чтобы указать на радугу, подобную этой, лучше было засунуть пальцы в пупок, иначе они рисковали навлечь беду на свою жизнь.
Итак, западные радуги были предвестниками трагедии, но восточные радуги были не менее душераздирающими. Считалось, что женщины, умершие во время беременности, навсегда расстаются с землей, небом и любимыми, и единственным способом утолить их жажду была радуга. В редких случаях, когда на востоке появлялась двойная радуга, считалось, что это дух мужа женщины посещает ее.