Легенда о всаднике без головы: объяснение
На Хэллоуин необходимо самое необходимое: фонари, конфеты и непрекращающееся воспроизведение поп-джема “Monster Mash” Не стоит забывать и о всаднике без головы – галопирующем упыре из фольклора. Всадник без головы уже несколько столетий занимает наше воображение, воплощаясь повсюду – от текстов Канье Уэста до экранизации Тима Бертона, мюзиклов и глупых диснеевских мультфильмов.
Вероятно, самая популярная версия обезглавленного всадника – из романа Вашингтона Ирвинга “Легенда о Сонной лощине”, в котором ранняя американская аудитория познакомилась с всадником-гоблином, угрожающим спокойным дорогам тихой нью-йоркской деревушки. Сегодня в городе Сонная Лощина всадник без головы стал своеобразным талисманом – он изображен на пожарных машинах, спортивных майках и внушительных городских скульптурах.
Хотя поклонники “Сонной лощины”, возможно, сделали Всадника без головы синонимом хэллоуинского ужаса, упырь с пустыми плечами имеет гораздо более широкий диапазон. Этот обезглавленный всадник побывал и в скандинавской мифологии, и в раннем немецком фольклоре, и в преданиях северных индейцев. Вот история странного глобального феномена безголовых всадников и то, как именно они теряли свои драгоценные головы.
Всадник без головы родом из Средневековья
Одно из первых упоминаний о всаднике без головы относится к Средним векам. Среди наиболее известных – ирландская легенда о “Дуллахане” или “Ган Сеанне”, который, как гласит история, является чем-то вроде Мрачного Жнеца. Другими словами, он свиреп, страшен и жаждет собрать души. Дуллахан, темный фейри, тесно связан с кельтским богом Кромом Круахом, темным богом погребальных курганов, сообщает The Vintage News. Когда в Ирландии примерно в VI веке перестали приносить жертвы своему темному богу, его заменила легенда о всаднике без головы.
Дуллахан держит в руках свою ухмыляющуюся голову, которая иногда светится, чтобы видеть ее на большом расстоянии. Страшный всадник мчится на черной лошади с кнутом – или иногда в карете, запряженной шестеркой лошадей. В “Ирландском местечке” объясняется, что если посмотреть на Дуллахана, то можно сразу же ослепнуть. Если вы услышите, как страшный фейри произносит ваше имя, то, извините, вы избраны его следующей жертвой, которая должна умереть. Это довольно ночной упырь. Ирландцы считают, что Дуллахан охотится за жизнью в дни праздников после захода солнца. Ни двери, ни замки не могут удержать этого всадника – разве что если положить к его ногам золотые монеты. Дуллахан – популярный персонаж ирландской мифологии и одно из самых демонических изображений всадника без головы.
Братья Гримм записали всадников без головы
Братья Гримм записали немецкие сказки с изображением всадника без головы в 1600-х годах. В начале этих сказок, пишет “Мир сказок”, братья Гримм объясняли легенду: Любой человек, совершивший при жизни преступление, за которое полагается отсечение головы, в загробной жизни будет обречен быть безголовым. В дрезденской сказке “Ганс Ягентойфель” женщина собирает желуди в лесу под названием “Потерянные воды”, когда слышит охотничий рожок, а затем стук.
Повернувшись, женщина видит стоящего над ней всадника на серой лошади и в сером плаще. Женщина ничего не думает об этом и продолжает собирать желуди. На следующий день в лесу женщину встречает тот же всадник, только на этот раз он везет собственную голову. Всадник назвался Гансом Ягентойфелем, спросил, не брала ли она желуди без разрешения, и рассказал женщине, что в молодости он много пил и брал все, что хотел. Эта греховная жизнь обрекла его на загробную жизнь в качестве злого духа. В немецком варианте “Всадник без головы” становится чем-то вроде поучительной сказки. Всадник без головы – это предупреждение живым, чтобы они избежали его злой участи: Не воруй.
Всадник без головы как дикий охотник
Персонаж Дикого Егеря – еще один немецкий вариант Всадника без головы – неоднократно появлялся в произведениях Вальтера Скотта, в “Диком Егере” Готфрида Бургера, в сказках, собранных Карлом Музеусом, и у старых добрых братьев Гримм. По легенде, в Брунсвике человек по имени Хакельберг настолько предан охоте, что, умирая, вместо того чтобы отправиться на небеса, просит Бога оставить его на Земле для охоты. Тогда Хаккельберг стал Диким Егерем, который вместе со своими огненными гончими бродит по лесам и ведет вечную охоту.
Согласно “Мифологии и фантастике”, если охотник слышит громкий рог Дикого Егеря, то на следующий день он не должен выходить на охоту. У немцев дикий егерь предвещал несчастья на охоте и даже служил фигурой мести. Если он встречался с ними в лесу, то выискивал тех, кто обидел других, чтобы наказать их.
Всадник без головы пугает свой шотландский клан
Шотландская легенда гласит, что в долине Глен Мор в XVI веке в клане Маклейнов царило напряжение. Как пишет шотландский автор Hazelnut Tree, вождь клана Иен Ог поссорился со своим сыном Юэном после того, как тот отказал ему в собственности. В 1538 году они запланировали массовую дуэль. Однако за день до поединка Юэну явилась фея, отстиравшая кровь с одежды, и предсказала, что если на следующий день слуга не подаст ему масло на завтрак, то он не переживет поединок. Так и случилось, масло не оказалось на столе Юэна Маклейна.
Во время поединка один из последователей Иена обезглавил Юэна. Лошадь Юэна, испугавшись, помчалась прочь, пристегнув к седлу лишь тело Юэна. С тех пор призрак трупа на черной лошади преследует Глен Мур. Считается, что если кто-то из клана Маклейнов видит всадника без головы, то это предвещает скорую смерть в его семье. Можно сказать, что всадник без головы, бродящий по тихим полянам родного города, – не самое лучшее семейное наследство.
Всадник без головы в индийском фольклоре
Не все безголовые жокеи имеют грозную историю. В индийском фольклоре Всадник без головы на самом деле героическая фигура. Согласно легендам индийских штатов Мадхья-Прадеш и Раджастан, джинджар – это принц, который потерял голову, защищая свою деревню от разбойников или разбойников, говорится в подкасте History Goes Bump. С другой стороны, в Лесном конном центре предполагают, что jhinjhār мог быть могольским кавалеристом, защищавшим своего принца.
Эти духи олицетворяют тех, кто погиб не по своей воле и вернулся, чтобы защитить невинных. Сражаясь на своих конях или без них, эти благонамеренные духи являются защитниками. Они не причинят вреда тем, кто столкнется с ними и будет уязвим. Но что делать, если вы действительно хотите избавиться от этого доброжелательного всадника? Предполагается, что джинджара можно отогнать порошкообразным красителем индиго. Краска индиго успокаивает дух джинджара, и он рассеивается.
Зеленый рыцарь был без головы
в “Сэре Гавейне и зеленом рыцаре”, среднеанглийской рыцарской романтической поэме XIV века, написанной анонимным автором, тоже есть эпизод с безголовым всадником. Как пишет Newsweek, под Новый год в Камелот прибывает гигантская фигура в зеленом плаще на зеленом коне. Зеленый рыцарь бросает вызов любому человеку при дворе короля Артура, чтобы тот нанес ему удар с условием, что ровно через год рыцарь нанесет ответный удар. Сэр Гавейн, рыцарь Круглого стола короля Артура, принимает вызов. Он обезглавливает Зеленого рыцаря, но, к его ужасу, Зеленый рыцарь просто подбирает свою голову и садится на коня.
Дальнейшее – испытание честности сэра Гавейна. В ожидании поединка с Зеленым рыцарем Гавейн отдыхает в замке лорда Бертилака де Хаутдесерта. Когда наступает сужденный день, Зеленый рыцарь испытывает нервы Гавейна, нанося ему три удара по шее. Однако Гавейн остается почти невредимым. В итоге Зеленый рыцарь оказался лордом Бертилаком де Хаутдесертом, превратившимся по волшебству в безголового великана. Эта сказка о всаднике без головы отличается от остальных тем, что в ней для проверки верности главного героя используется “игра в обезглавливание”. Зеленый и огромный обезглавленный всадник бессмертен, загадочен и в конечном итоге является безобидной лакмусовой бумажкой для рыцарей короля Артура.
Легенда о Сонной Лощине
Большинство американских читателей знакомы с Всадником без головы по роману Вашингтона Ирвинга “Легенда о Сонной Лощине”, опубликованному в 1820 году. Ирвинг написал свою классическую готическую повесть в окрестностях современного города Тарритаун (штат Нью-Йорк). По его сюжету, школьный учитель Ичабод Крейн приезжает в Сонную Лощину и слышит местную голландскую легенду о призраке безголового гессенского солдата, который обитает в Старой голландской церкви. Суеверный Крейн впитывает эти рассказы об обезглавленном, скачущем галопом упыре. Он также влюбляется в местную 18-летнюю наследницу Катрину Ван Тассел, но у него появляется романтический соперник – громила Бром Ван Брант.
Однажды после пира, устроенного Ван Тасселами, Крейн отправляется в жуткую поездку домой на одолженной лошади, но тут замечает рядом с собой теневую фигуру. “Он оказался всадником огромных размеров и сидел на черной лошади с мощной рамой”, – пишет Ирвинг. К ужасу Крейна, он видит, что голова всадника покоится на попоне его седла.
Всадник без головы горячо преследует Крейна, пока они не подъезжают к церкви, где, по преданию, похоронен всадник. Приподнявшись в стременах, Всадник без головы бросается головой на Крейна и лишает его сознания. На следующее утро поисковая группа находит лишь растоптанное седло, шляпу Крейна и разбитую тыкву. Журавль исчез. Концовка сказки неоднозначна: Ирвинг предположил, что теневой всадник мог быть проказником Бромом Ван Брунтом.
Связь “Всадника без головы” с Американской революцией
Сказка Вашингтона Ирвинга о городке Сонная Лощина, который терроризирует таинственный всадник без головы, как утверждается, берет свое начало в Американской революции и голландских традициях Нью-Йорка, сообщает Folklore Thursday.
Во время Американской революции немецкие наемники сражались вместе с британскими войсками. На самом деле, битва при Уайт-Плейнс проходила всего в восьми милях от городка Сонная Лощина, где Ирвинг написал свою страшную сказку. Как пишет The New York Times, упоминая гессенских солдат времен Американской революции, Ирвинг вызывал у современных читателей знакомый страх. Немецкие вспомогательные войска славились особой беспощадностью в бою: они убивали заложников и кололи штыками отступающих ополченцев.
Когда Ирвинг писал о спокойном городке в “Легенде о Сонной Лощине”, казалось, что это место находится под властью “колдовской силы, которая накладывает чары на умы хороших людей” На самом деле жуткие места, которые он называет в своей сказке, например, дерево майора Джона Андре, – это остатки войны за независимость Америки. Именно на этом дереве, где Ичабод Крейн впервые видит всадника, майор Джон Андре, курьер предателя Бенедикта Арнольда, был схвачен местными фермерами и передан генералу Джорджу Вашингтону, пишет The New York Times.
Старая голландская церковь, где, по преданию, был похоронен “Всадник без головы” Ирвинга, является последним пристанищем многих героев Революционной войны.
Безголовый гессенский солдат мог существовать
А как же внушительная фигура гессенского солдата в черном плаще? Возможно ли, что призрачный злодей Вашингтона Ирвинга был основан на реальном человеке? Как известно, во время Американской революции на стороне англичан сражались немецкие наемники. 17 сентября 1776 г. гессенцы присоединились к британцам в битве при Манхэттене, где колонисты бежали в ужасе от их безжалостных штыков. Вновь гессенцы вступили в бой 28 октября, в битве при Уайт-Плейнс.
По словам американского генерала Уильяма Хита, наблюдавшего за этими сражениями, “артиллерийский снаряд снес голову гессенскому артиллеристу”, сообщает Folklore Thursday Как сообщает River Journal Online, “одна из артиллерийских лошадей также была оставлена мертвой на поле боя” Дневники Хита были опубликованы в 1798 г., поэтому вполне вероятно, что Вашингтон Ирвинг просматривал эти описания. Раздробленная пушечным ядром голова и упавшая лошадь – отличная история о призраках. Может быть, это тот самый безголовый гессанец, который был похоронен на кладбище Старой голландской церкви в Сонной Лощине? Некоторые историки считают, что да. На самом деле, эта история так тесно связана с Хэллоуином, потому что битва при Уайт-Плейнс произошла всего за несколько дней до 31 октября.
Ичабод Крейн существовал на самом деле
Многие из людей, к которым в различных легендах приходят всадники без головы, выглядят высокомерными, интриганами или просто глупцами. Был ли вдохновением для слабохарактерного, книжного Ичабода Крейна из рассказа Ирвинга? Оказывается, Вашингтон Ирвинг умел перерабатывать хорошее имя янки, когда слышал его. Был такой полковник Ичабод Крейн, который служил губернатору Дэниелу Д. Томпкинсу во время войны 1812 года и потом 45 лет служил в армии. Как сообщает The New York Times, хотя Крейн и Ирвинг могли пересекаться во время службы в форте Пайк, маловероятно, что Ирвинг просил разрешения использовать свое прозвище для школьного учителя-бандита.
На самом деле истинным вдохновением для приезжего школьного учителя из Коннектикута могли стать школьные учителя Джесси Мервин и Сэмюэл Янгс. Янгс был хорошим другом Вашингтона Ирвинга и первоначально был похоронен в Старой голландской церкви. Мервин тем временем преподавал в Киндерхуке. Нью-Йорк, где сохранилось старое здание школы, носящее имя Ichabod Crane Schoolhouse.
Внешний вид Всадника без головы
Наиболее знакомый нам образ Всадника без головы – это призрачный гессенский солдат в мундире и черном плаще, везущий на седле собственную голову. Монументального размера, гессенский солдат скачет так стремительно, что его сравнивают с ветром.
Несмотря на то, что конник Ирвинга сам по себе внушает ужас, по сравнению с Дуллаханом из ирландского фольклора он выглядит совсем по-детски. Согласно сайту Dullahan.com, Дуллахан высоко держит свою голову, на которой красуется отвратительная ухмылка, маленькие черные глазки и запах паленой плоти. Эта ирландская демоническая фея ездит на огромном черном коне, который иногда бывает без головы, или в черной карете, запряженной шестеркой лошадей. В некоторых вариантах фольклора это свирепое существо носит с собой кнут, сделанный из человеческого позвоночника, и ведро с кровью, как будто оно и так не достаточно страшно.
Немецкий всадник без головы часто одет в серую одежду и охотничье снаряжение. В скандинавском фольклоре призрачный всадник восседает на белом коне с головой под левой рукой, а компанию ему составляют черные собаки с огненным дыханием. Кельтские всадники, как правило, одеты во все черное и ездят на лошадях с такой же черепной коробкой. Несмотря на то, что у всех разновидностей Всадника без головы могут быть разные костюмы, подельники и формы мучения местных жителей, их объединяет одно: Всадник без головы хочет вернуть свою голову.
Что представляют собой всадники без головы
Почему же так много обезглавленных ковбоев появлялось в литературе на разных континентах на протяжении веков? Люди умеют размышлять. Подобно всаднику, обреченному на бесконечные поиски своей головы, люди склонны зацикливаться на прошлом, своих потерях и переживать предательство.
Франц Поттер, профессор готических исследований в Национальном университете, рассказал изданию History, что эти сверхъестественные существа обычно символизируют прошлое, которое до сих пор преследует живых. “Всадник, как и прошлое, все еще ищет ответы, все еще жаждет возмездия и не может успокоиться”, – сказал Поттер. “Нас преследует прошлое, которое преследует нас, чтобы мы никогда не забывали о нем”
Именно поэтому легенды о всадниках без головы часто возникают в культурах после войн, потерь и моровой язвы. Например, легенда о Дуллахане впервые появилась в VI веке, после того как Ирландия приняла христианство и прекратила ритуалы жертвоприношения богу Крому Дубу, как рассказывает The Irish Place. Точно так же и “Всадник без головы” Ирвинга связан с остаточными ужасами Американской революции, войны 1812 года и, как объясняет Smithsonian Magazine, с недавней эпидемией желтой лихорадки. Подобно заразе, нависшей над городом Сонная Лощина или отдаленными деревнями Германии, угроза “Всадника без головы” напоминает о нашей истории, которая никак не хочет исчезать.