Странные правила в Библии, о которых большинство людей не слышали

В первых пяти книгах Библии содержится гораздо больше, чем просто 10 заповедей. Вот несколько библейских заповедей, о которых вы, возможно, не слышали.

Странные правила в Библии, о которых большинство людей не слышали

Моисей и десять заповедей

Большинство людей в англоязычном мире (да и во многих других странах) хотя бы вскользь знакомы с Десятью заповедями – серией из 10 основных моральных законов, данных Моисею Богом перед тем, как древнееврейский народ вошел в Землю Обетованную. На самом деле, даже нерелигиозные люди, вероятно, могут назвать несколько основных заповедей – не убий, не укради, почитай отца и мать и так далее. Но в первых пяти книгах Библии, которые по-разному называют Торой, Пятикнижием или Книгами Моисея, гораздо больше, чем 10 правил. Еврейская традиция насчитывает их 613, и если правил так много, то вполне логично, что некоторые из них будут гораздо более конкретными и гораздо менее известными, чем другие.

Какими бы странными ни казались некоторые из этих правил, стоит отметить, что, как отмечает библейский исследователь доктор Дэн Макклеллан, большинство этих законов не соблюдались в библейские времена, а их существование в виде серии документов служило для создания чувства престижа и моральной чистоты для народа Израиля. Итак, вот несколько библейских заповедей, о которых вы, возможно, не слышали (и которые, возможно, никогда не соблюдались).

Убивать грабителей только ночью

Грабитель с ломом

Не волнуйтесь: Бог говорит, что убивать грабителей можно. Если вор пробирается в ваш дом и вы убиваете его, вы не навлекаете на себя вину за кровь. Это, конечно, при условии, что дело происходит до восхода солнца. Если же солнце уже взошло и вы видите грабителя, а вы все равно сшибаете его с ног бейсбольной битой, это уже убийство, и вам придется с этим считаться. Это можно найти в Исходе 22:1-3, где говорится о правилах возмещения ущерба за кражу. Информация о том, что можно убить незваного гостя после наступления темноты, буквально примыкает к утверждению о том, что если вы украдете у кого-то вола, то должны вернуть ему пять волов, если вас поймают.

Почему солнечный свет имеет значение? Подобные законы можно найти и в древнегреческих, и в древнеримских уставах, так что, очевидно, многие культуры считали, что в этом есть своя логика. Идея заключается в том, что в темноте владелец дома не сможет разглядеть грабителя достаточно хорошо, чтобы опознать его, и поэтому единственным выходом будет попытка отбиться от него. Однако при дневном свете можно (теоретически) увидеть лицо взломщика, а затем публично обвинить его в краже и привлечь к ответственности. Любой, кто сознательно убьет злоумышленника, которого он сможет опознать, будет приговорен к смертной казни.

Не варите козленка в молоке матери

Козлята

Среди наиболее известных правил и законов в Библии, помимо Десяти заповедей, – диетические законы, которые соблюдают некоторые практикующие евреи и даже некоторые христианские конфессии, например, запрет на употребление свинины и моллюсков. Однако менее известно, что соблюдающие евреи также обычно не едят мясо и молочные продукты вместе, а значит, чизбургеры не считаются кошерными. В основе этого правила лежит вторая половина Исхода 23:19, где говорится: “Не вари ребенка в молоке матери его”. (Ребенок в данном случае означает молодого козленка, а не человеческого ребенка). Как бы странно это ни казалось, но этот закон был достаточно важен, чтобы повторить его и в Исходе 34:26, и во Второзаконии 14:21.

Хотя раввинистическое толкование привело к тому, что этот стих рассматривается как запрет на совместное употребление мяса и сыра, представляется маловероятным, что таков был первоначальный замысел закона. Хотя некоторые комментаторы предполагают, что эта заповедь является запретом на некий языческий обряд плодородия, в ходе которого таким молоком окропляли посевы, чтобы обеспечить хороший урожай, повторение этой заповеди во Второзаконии рядом со списком нечистой пищи предполагает, что такую козу просто нельзя употреблять в пищу. Многие комментаторы считают, что это просто закон, запрещающий жестокое обращение с животными, особенно с молодыми, которые еще кормят грудью.

[Featured image by Pinoydiscus via Wikimedia Commons | Cropped and scaled | CC BY-SA 3.0]

Не ешьте жир

Жирное мясо с тесаком

В книге Левит 3:17 дается довольно простая заповедь: “Не ешьте ни жира, ни крови”. Ну, с кровью все понятно. Евреи, соблюдающие кошерность, не едят кровь животных. С животных, зарезанных в соответствии с еврейским законом, сливают кровь, вымачивают и солят до тех пор, пока они не будут признаны пригодными к употреблению. Из окружающего контекста стиха ясно, что люди не должны есть кровь, потому что кровь, как физическое воплощение жизненной силы, принадлежит Богу. Кровь на Божьем жертвеннике служит для очищения грехов, очищения земли и отпугивания потенциальных опасностей. На самом деле, запрет есть кровь – одна из заповедей, которые Бог дает всему миру, а не только евреям, что означает, что это более универсальный закон, чем, например, запрет на любостяжание или лжесвидетельство. (Большинство христиан, однако, не соблюдают диетические законы).

“Жировая” часть закона, пожалуй, немного более запутанная: запрещено ли евреям употреблять животные жиры? Можно ли им есть сливочное масло? Из предыдущих стихов ясно, что запрет здесь касается внутренних жиров, окружающих почки и другие внутренние органы, которые по-английски часто называют suet. Этот конкретный вид жира является некошерным, другие жиры разрешены. Почему нельзя есть почечный жир? “Весь жир принадлежит Господу”. Как и кровь, жир является источником жизни и должен быть возвращен Богу.

Не садитесь там, где сидел кто-то во время месячных

Женщина, сидящая в одиночестве

Поскольку Левит тратит значительную часть слов на обсуждение ритуальной чистоты и нечистоты, вполне логично, что в нем перечислены вещи, которые делают человека нечистым. Некоторые из вещей, вызывающих ритуальную нечистоту, интуитивно понятны – мертвые тела, нечистые животные, болезни, – но вас, вероятно, не удивит, что некоторые вполне обычные телесные вещи также считались нечистыми. Например, Левит 15:16-18 говорит нам, что если у мужчины произошло… ну, знаете, извержение, то он нечист до конца дня и должен принять ванну и вымыть все, к чему могло прикоснуться его “извержение”. Ладно, справедливо. Конечно, правила для женской нечистоты в основном такие же, верно? Верно?

В стихах 19-21 говорится, что женщина, у которой идут месячные, нечиста в течение всей недели, и всякий, кто хотя бы прикоснется к ней, также нечист до конца дня. Кроме того, все места, где она сидит или лежит во время месячных, нечисты, и любой, кто прикоснется к стулу, кровати или чему-либо еще, на чем она сидела, нечист до конца дня и должен выстирать свою одежду и принять ванну. Суеверия, связанные с осквернением, которое может быть вызвано менструацией, к сожалению, были и остаются распространенными в различных мировых культурах, и древние израильтяне не были исключением.

Если уронишь виноградину, не поднимай ее

Гроздь винограда

Несколько заповедей в книге Левит 19 касаются нравственной святости, то есть способов, с помощью которых вы можете сохранить землю святой своим поведением, а не просто поддерживать ритуальную чистоту. Некоторые из этих моральных наставлений будут вам хорошо знакомы, поскольку они также включены в Десять заповедей: не кради, не лги, не клянись именем Бога и так далее. В контексте этих знакомых (и в некоторой степени интуитивных) наставлений вы можете остановиться, увидев указания в стихах 9-10: когда будете жать на своих полях, не занимайтесь внешними краями, и если уроните виноград или пшеничный колос, не поднимайте его. Также не собирайте каждый виноград в вашем винограднике.

Почему нельзя поднимать виноград, если вы его уронили? Это плохая примета? Стоит ли бросать его через плечо, как просыпанную соль, на всякий случай? В данном случае мораль прямолинейна и сострадательна: оставьте немного пшеницы на своем поле и оставьте немного винограда на своих лозах, потому что бедные люди тоже заслуживают еды. Собирать виноград, оливки или колосья пшеницы, упавшие на землю во время сбора урожая, называлось “убирать”, и это право принадлежало неимущим и иностранцам, не имевшим собственных хозяйств. Здесь закон напоминает нам о том, что иногда мы обязаны отказаться от некоторых своих личных прав, чтобы уменьшить страдания других.

[Featured image by Galaxyz27 via Wikimedia Commons | Cropped and scaled | CC BY-SA 4.0]

Не смешивайте ткани

Станок для плетения шерсти

Для тех, кто не знаком со множеством различных законов Книги Моисея, одним из самых недоуменных часто является Левит 19:19, в котором говорится, что нельзя носить одежду из двух разных материалов. Это может сбить с толку современного читателя, который, вероятно, никогда не задумывался о морали ношения одежды из смеси хлопка и полиэтилена. В библейские времена эта заповедь означала бы “не смешивать шерсть и лен”, и, как и многие другие подобные заповеди, эта заповедь до сих пор соблюдается ортодоксальными евреями. Но почему Бог не хочет, чтобы люди смешивали шерсть и лен? Неужели это просто произвол?

Остальная часть стиха показывает, что Бог также повелевает не сажать на одном поле более одного вида семян и не разводить между собой два разных вида скота (хотя древние израильтяне определенно использовали мулов, так что кто-то в какой-то момент закрывал на это глаза). Все вместе эти заповеди ясно показывают, что Бог еще больше подчеркивает чистоту и преданность каждой вещи ее индивидуальным свойствам, дарованным ему, Творцу. Раздельное хранение животных, растений и волокон помогает напомнить израильтянам (а позже и христианам, согласно учению Павла из 2-го послания к Коринфянам), что они сами должны оставаться чистыми и не смешиваться со своими соседями, поклоняющимися идолам. Вы должны выбрать: шерсть или лен, Бог или идолы?

[Featured image by CSIRO via Wikimedia Commons | Cropped and scaled | CC BY 3.0]

Не подстригайте виски и бороду

Ортодоксальный еврейский мужчина с боковыми косичками

Одна из заповедей, на которую обычно указывают как на пример библейского закона, который большинство современных людей не соблюдают, – это Левит 19:27, где говорится, что нельзя стричь волосы вокруг висков и подравнивать края бороды. Строгое соблюдение этой заповеди приводит к тому, что некоторые евреи, в том числе и хасиды, но не только они, носят длинные волосы, завитые набок, и длинные бороды. Очевидно, что такой внешний вид выделяет людей в обычной толпе, и, похоже, именно в этом и заключается его смысл.

Библия не называет причин, по которым нельзя брить виски или подстригать бороду, но эта заповедь стоит в одном ряду с другими запретами на обычные для других религий практики, такие как ритуальное аугурирование или татуировки, поэтому кажется вероятным, что это правило было призвано заставить последователей Бога Израиля выглядеть не так, как их соседи. Греческий историк Геродот рассказывает, что древние арабские племена, поклонявшиеся богу Ороталу, в знак преданности своему богу выбривали виски и уши, оставляя лишь круг волос на макушке. Таким образом, нетрудно понять, что Бог говорит: “Не делай стрижку Оротала. Ты же не хочешь, чтобы люди думали, что ты один из этих ботаников”.

Инвалиды не могут подойти к алтарю Божьему

Доступное место для парковки в Иерусалиме

Третья книга Библии, Левит, в первую очередь посвящена правилам и предписаниям для священников, которые принадлежали к священническому сословию из колена Левия, отсюда и название книги. Правила, содержащиеся в ней, рассказывают о правилах совершения жертвоприношений, правилах посвящения новых священников и о том, как жить священнику, а также о большом разделе, связанном со святостью и ритуальной чистотой. Некоторые из самых известных заповедей в Библии взяты из этого раздела Левит, о некоторых из них мы поговорим позже.

Глава 21 книги Левит специально посвящена святости (то есть ритуальной чистоте) священников, и если некоторые из ограничений имеют смысл, то другие кажутся чрезмерно суровыми. Священники, говорится в книге, не должны соприкасаться с мертвыми телами, за исключением тел членов их ближайшей семьи, и не должны жениться на бывших работницах секс-индустрии или разведенных женщинах. Последняя часть довольно груба, но, учитывая древние представления о чистоте, вполне объяснима. Еще хуже, когда говорится, что если дочь священника становится секс-работницей, ее следует сжечь. И еще есть ужасающе длинный список недостатков или даже травм, которые нельзя иметь, если хочешь принести жертву Богу: слепота, нарушение ходьбы, включая перелом ноги, карликовость, сгорбленная спина, струпья или раздавленные яички, среди прочего. С современной точки зрения, этот запрет на физические особенности, которые люди не выбирали, кажется не похожим на вселюбящего Бога.

Отравить себя, чтобы опровергнуть прелюбодеяние

Бутылка с ядом

Один из самых странных отрывков в еврейских книгах законов находится в книге Числа 5:11-31, где описывается вид испытания, иногда известный как испытание горькой водой. Согласно этому отрывку, если мужчина подозревает свою жену в неверности, но у него нет свидетелей, чтобы доказать это, он может привести свою жену к священнику и попросить об испытании горькой водой. Затем женщине распускают волосы и приносят зерно в жертву Господу. Священник заставляет ее выпить смесь святой воды и пыли, и если женщина невиновна, она останется невредимой. Если же она виновна в прелюбодеянии, то горькая вода “войдет в нее и причинит горькую боль, и чрево ее изольется, матка ее выпадет, и станет женщина поношением в народе своем”. Хотя это и трудно разобрать, но, скорее всего, это означает бесплодие, а не выкидыш у неверной женщины.

Удивительная сложность этого испытания объясняется тем, что прелюбодеяние считалось особенно разрушительным для социального порядка, и, скорее всего, оно берет свое начало в аналогичных описаниях соседних общин, например египтян. Однако неизвестно, проводился ли этот ритуал на самом деле, и он, несомненно, прекратился ко времени разрушения Второго храма римлянами в I веке.

Убивать целые города, если они поклоняются другим богам

Картина с изображением битвы при Иерихоне

Хотя книгу Второзаконие традиционно относят к пятой книге Моисеева закона, на самом деле правильнее было бы считать ее первой книгой истории Израиля, которая продолжается в последующих книгах, таких как Иисус Навин, Судьи, Самуил и Цари. В этой истории основное внимание уделяется наградам за верность Богу и проклятиям за отступление от него, а также важности Иерусалима как священного места Бога, единственного места, где ему можно поклоняться. Таким образом, главная предпосылка книги законов, лежащей в основе Второзакония, заключается в том, что израильтяне должны уничтожить все языческие культы и ритуалы в обетованной земле Ханаанской, чтобы создать святое место, в котором можно будет укрепить поклонение Богу Израиля.

Это приводит к появлению довольно диких и невероятно строгих указаний от Бога через Моисея. В главе 13 говорится, что если пророк скажет вам поклоняться другим богам – даже если его пророчества и чудеса окажутся реальными, – вы должны его казнить. Если ваш брат пытается обратить вас в другую религию, побейте его камнями до смерти. Но, пожалуй, самым шокирующим является то, что в стихах с 12 по 18 говорится о том, что нужно делать, если город в Ханаане решит поклоняться другому богу: убивать всех до единого – мужчин, женщин, детей и животных. Да, даже животных.

Не защищайте своего мужа, хватая его вражеские причиндалы

Женщина держит хот-дог

Дамы, знаете, как бывает, когда ваш муж вступает в драку с другими парнями, и вы хотите помочь, поэтому подбегаете к ним, пока они дерутся, и просто хватаете другого парня за нижние дела и сильно дергаете, чтобы он перестал драться и ваш муж победил? Слушайте, мы все там были. В любом случае, оказывается, это грех. И не просто повседневный грех, вроде “упс, сходи на исповедь”. Во Второзаконии 25:11-12 сказано, что если женщина совершает такой обычный, повседневный поступок, вы должны отрубить ей руку. И что еще хуже, вам даже не разрешается жалеть ее, когда вы это делаете. “Не проявляй жалости”, – говорит Бог.

Если не считать знаменитых карательных наказаний в стиле “око за око, зуб за зуб”, которые встречаются в законе, это отсечение руки – единственное увечье, предписанное в качестве наказания в книгах Моисея. Почему такое серьезное наказание за защиту своего мужа? Похоже, что женщина, раздавливающая чужой член, была довольно серьезным табу, потому что это не только травма, нанесенная женщиной мужчине (подрыв социальной иерархии), но и потенциальная угроза его способности производить детей, а значит, преступление против будущих поколений. Аналогичным образом, суровость наказания служит напоминанием женщинам о необходимости сдерживаться в своем публичном поведении.

Женщины должны покрывать голову, чтобы не возбуждать ангелов

Ангел, приветствующий женщин у гробницы Иисуса

Евангелия не так полны конкретных указаний, как книги Моисея, поскольку учения Иисуса обычно сводятся к тому, чтобы любить Бога, любить ближнего, продать все свое имущество и раздать его бедным. Аналогичным образом, в посланиях Павла, как правило, избегают подробностей Закона, потому что одной из главных целей Павла было обращение неевреев, которые могли беспокоиться, что им придется перестать есть свинину или быть необрезанными. Тем не менее, в своих посланиях Павел определенно иногда рассуждает о том, кто должен или не должен делать различные вещи, в том числе советует людям не жениться, потому что, по его мнению, конец света наступит так скоро, что в этом не будет смысла.

Одной из самых распространенных мишеней для наставлений Павла, как вы уже догадались, являются женщины. Например, в 1-м Послании к Коринфянам 14:34-35 Павел говорит, что женщинам нельзя говорить в церкви, а если у них есть вопросы, они могут просто спросить их у своих мужей дома. Что, ой. Но еще более странно, что в 11-й главе того же послания он говорит, что женщина должна покрывать голову, когда молится, что само по себе не так уж странно, но он говорит, что это “из-за ангелов”. Хотя смысл его слов неясен, вполне возможно, что он считает, что открытые волосы женщины будут слишком сексуальным соблазном для ангелов, наблюдающих за молитвенным собранием.

Оцените статью
АльтГранж
Добавить комментарий

двадцать − четыре =