Странные самолеты, о существовании которых вы даже не подозревали

Не каждый самолет так узнаваем, как 747-й. Некоторые из них настолько причудливы, что если бы вы увидели их в местном аэропорту, то подумали бы, что это киношный реквизит или, возможно, НЛО.

Странные самолеты, о существовании которых вы даже не подозревали

M-15 Belphagor

Не каждый самолет так узнаваем, как 747 или F-16. Некоторые из них настолько причудливы, что если бы вы увидели их в местном аэропорту, то подумали бы, что это киношный реквизит или НЛО. Эти самолеты настолько причудливы, что могут стать причиной аварий с отвлеченным вождением. Заполните здесь свои глаза, чтобы не таращиться в следующий раз, когда вы увидите такой самолет на парковке Walmart.

Stipa-Caproni

В период между Первой и Второй мировой войной конструкторы самолетов опробовали массу экспериментальных идей, некоторые из которых едва походили на самолеты, и лишь немногие оказались удачными. Одним из самых интересных был Stipa-Caproni, который выглядит как карикатура, но на самом деле Stipa-Caproni был важным предшественником современных реактивных самолетов.

Корпус самолета представлял собой трубчатый вентилятор с небольшим двигателем внутри. Трубчатый корпус не выглядит сложным, но является результатом напряженных расчетов конструктора Луиджи Стипа. Когда воздух поступал в переднюю часть трубы, пропеллер сжимал его и выбрасывал воздух в заднюю часть, обеспечивая тягу. Удивительно, но самолет действительно хорошо летал, пилоты отмечали его невероятную стабильность и отсутствие проблем с управлением. На самом деле, он был настолько стабилен, что пилотам иногда было трудно заставить его изменить направление. Спросите любого пилота, и он скажет вам, что изменить направление в середине полета? Это очень важно.

Дизайн Stipa был просто революционным, но он так и не прижился. Самой большой проблемой была грузоподъемность. Не было места для хранения пассажиров, грузов или оружия, а поскольку мировые державы наращивали свои силы в преддверии Второй мировой войны, полезная нагрузка была критически важна для новых самолетов. Несмотря на то, что Stipa-Caproni так и не получил распространения, он все же стал важным звеном между винтовыми самолетами и реактивными двигателями. Современные турбовентиляторные двигатели используют те же принципы, которые открыл Стипа, поэтому, когда вы летите на большом авиалайнере, вы летите на прямом – и мобильном – потомке этого пузатого итальянского самолета.

M-15 Belphagor

Большинство крупных армий отказались от бипланов, когда наступила эпоха реактивных самолетов, но Советский Союз продолжал их использовать. Бипланы отлично подходили для обширных сельскохозяйственных угодий и тундр России, но в 1970-х годах Советы поняли, что им необходимо заменить свои старые сельскохозяйственные самолеты. Аэрокосмическая фирма PZL в Польше получила задание – желая использовать лучшие возможности реактивных двигателей и бипланов, они приняли безумное решение смешать оба варианта. В результате получился M-15 – единственный серийно выпускаемый реактивный биплан в истории.

В процессе эксплуатации M-15 каким-то образом испортил лучшие стороны обоих своих родителей. Он был болезненно медленным для реактивного самолета, но не таким экономически выгодным, как простой биплан. Пока Советы пытались устранить недостатки в М-15, командиры НАТО были напуганы им, полагая, что он может распылять ядовитый газ над Европой. К счастью, они сильно переоценили возможности М-15 – из 3000 заказанных самолетов было произведено только 120, прежде чем СССР остановил проект.

Этого оказалось недостаточно, чтобы М-15 получил прозвище “Белфегор”. Это не комплимент. В древней мифологии Белфегор был уродливым, шумным демоном, который обманывал людей, заставляя их думать, что они изобрели что-то хорошее, хотя на самом деле это было не так. Мы не можем придумать лучшего прозвища для этого самолета.

Sikorsky X-wing

Вертолеты могут взлетать вертикально и являются сверхманевренными, но медленными. Самолеты с неподвижным крылом быстры, но для их обслуживания нужны аэродромы. Святой Грааль военного дизайна – это самолет, который сочетает в себе положительные стороны вертолетов и самолетов. Пионеры вертолетостроения компания Sikorsky решила попробовать создать такой гибрид.

Названный X-wing в честь истребителя из “Звездных войн”, вертолет выглядел как что-то прямо из той галактики. В нем использовалась теория “остановленного ротора”, когда большой ротор на вершине вертолета вращался как обычно, чтобы поднять X-wing в воздух. Как только он достигал определенной высоты и набирал достаточную скорость, ротор переставал вращаться, и реактивные двигатели полностью брали на себя управление. В этот момент ротор действовал как еще одно крыло.

Это была умная конструкция, и НАСА даже провозгласило ее “формой грядущих событий”. Испытания прошли очень хорошо, но правительственные военные сокращения в конечном итоге привели к гибели проекта. К концу 80-х годов в США сокращали лишние проекты, и дорогостоящий X-wing оказался в числе первых. Люку Скайуокеру никогда не приходилось беспокоиться о том, что его X-wing заберут из-за бюджетных проблем повстанцев, но в реальном мире Sikorsky X-wing прошел путь Альдераана.

Бумеранг Рутана

Легендарный конструктор Берт Рутан известен своими странно выглядящими самолетами. Работая над Boomerang, Рутан проектировал самолет для максимальной безопасности, стремясь бороться с опасностью потери мощности в случае отказа двигателя. Большая тяга с одной стороны самолета – верный способ привести его к аварии, и Рутан решил эту проблему.

Он начал с того, что создал обычный двухмоторный самолет и постепенно изменил его. Он перенес кабину на одну сторону самолета и начал наклонять крылья странным образом. Когда он закончил, самолет имел такую странную конфигурацию, что люди спрашивали его, не создавал ли он его под наркотиками. Рутан в небе с бриллиантами?

Если смотреть сверху, то крылья “Бумеранга” имеют резкие, наклонные повороты, благодаря чему двигатели не выстроены горизонтально. Благодаря такой странной конфигурации Boomerang невероятно устойчив, даже с одним двигателем. В то время как другие винтовые самолеты теряют управление при отказе одного из двигателей, Boomerang летает на одном двигателе так же хорошо, как и на двух. Асимметричная конструкция Рутана – это путь в будущее, даже если из-за нее все наши самолеты будут выглядеть так, как будто их спроектировал Джефферсон Эйрплан после того, как сделал то, что сказала швейцария.

Роторная ракета “Ротон

Космические полеты стоят дорого, во многом из-за ракетного топлива. Ученые-ракетчики постоянно работают над тем, как сделать космические полеты дешевле и проще, но лишь немногим удается придумать такую новую концепцию, как Roton компании Rotary Rocket.

Компания Rotary Rocket изучила профиль полета ракеты и поняла, что большая часть топлива расходуется при достижении высоты, которой легко достигают обычные самолеты. Большая часть массы и топлива ракеты была ненужной, если ее можно было запустить с большой высоты, что и привело к созданию конструкции Roton. В верхней части конусообразной машины находится вертолет, способный поднять Roton за пределы небесной высоты. Как только он поднимался на рабочую высоту, ракеты, расположенные в нижней части, выстреливали “Ротон” в космос. Таким образом, большая часть тяжелой работы уже выполнена системой, более дешевой, чем обычные ракеты.

Это выглядит безумно, но Roton действительно летал… ужасно. Представьте, что вам придется управлять вертолетом высотой с шестиэтажный дом с высоким центром тяжести, и вы сможете представить, почему полет на этой штуке был кошмаром. В конечном счете, испытывающая трудности частная космическая индустрия обрекла проект на провал еще до того, как он смог испытать ракеты. Контракты на запуски так и не были заключены, и к 2001 году компания Rotary Rocket отказалась от “Ротона”. Поскольку испытания проходили в пустыне Мохаве, нам остается только гадать, сколько людей заявили о наблюдениях НЛО, увидев парящий над пустыней вертолет высотой с шестиэтажный дом.

Wainfan Facetmobile

Самолеты с подъемным кузовом не используют четкую конфигурацию фюзеляжа и крыла, предпочитая смешивать их вместе. Самолет, спроектированный таким образом, использует для подъема весь планер, а не только крылья. Самолеты, использующие принцип подъемного тела, выглядят потрясающе, но они используются только военными и такими группами, как NASA. Изобретатель Барнаби Уэйнфан не согласен с этим и хочет, чтобы подъемные тела проникли в гражданскую авиацию.

Экспериментальный Facetmobile Уэйнфана показывает, что авиастроители определенно могут создавать гражданские подъемные кузова дешево. Facetmobile использует одиннадцать плоских панелей для создания кузова, при этом не используется никаких экзотических материалов, только алюминий и ткань. Кроме того, огромные окна в кабине обеспечивают пилоту отличный обзор, что почти так же важно, как возможность разворачивать самолет.

В ходе летных испытаний Facetmobile летал потрясающе хорошо, что позволило Уэйнфану заявить, что это волна будущего. Несмотря на то, что дизайн еще не прижился, представить себе миниатюрный стелс-истребитель, на котором можно летать в свое удовольствие, очень интересно. Однако Уэйнфану лучше быть осторожным – мы уверены, что некоторые военные с удовольствием приобретут дешевый истребитель-невидимку.

Летающая подводная лодка “Рейд” RFS-1

Летающая подводная лодка

Reid Flying Submarine – это именно то, что звучит: гибрид подводной лодки и самолета. Прямо из фильма о Джеймсе Бонде, изобретатель Дональд Рид построил RFS-1, используя другие самолеты и соединяя их компоненты вместе. Из-за этого RFS-1 был явно низкотехнологичным, в нем использовался только минимум деталей, чтобы работать как самолет и как подводная лодка.

Шокирующе, но RFS-1 вроде как работал! Самолет был невероятно тяжелым, поэтому он мог только слегка подпрыгивать в воздухе, но мог и нырять, по крайней мере, немного. Перед погружением пилот должен был снять пропеллер и накрыть двигатель резиной. Поскольку у самолета была открытая кабина, пилот использовал акваланг, находясь под водой. Во время испытаний RFS-1 погружался на глубину до 12 футов, что должно было стать незабываемым зрелищем.

Несмотря на свою неуклюжесть, RFS-1 является удивительным достижением для одного человека, работавшего с отбракованными частями самолета. Военные США заинтересовались самолетом, но так и не развили эту идею, что странно, учитывая, что это был разгар холодной войны, когда мы готовы были попробовать все, что угодно, если считали, что это поможет нам хоть немного победить русских. Хотя Рид так и не нашел людей, заинтересованных в этом проекте, летающая подводная лодка все еще очень востребована, и в 2008 году DARPA объявило, что изучает проекты стелс-подлодок-самолетов.

UTAIS Ornithopter No.1

Еще до того, как братья Райт подняли в воздух свой первый самолет, все поняли, что, хотя птицы летают, хлопая крыльями, человеческий полет должен пойти по другому пути. Идея самолета, летающего с помощью машущих крыльев, стала причудливой, оставшейся от прежних, более наивных времен. Однако авиаконструкторы – интересная порода, и немногие идеи умирают навсегда.

Время от времени появляются летательные аппараты, похожие на птиц, но самым интересным недавним экспериментом стал орнитоптер UTAIS Ornithopter No.1, который “полетел” еще в 2006 году. Разработанный в Университете Торонто, невероятно легкий No.1 использовал небольшой мотор для приведения в движение своих машущих крыльев. Понимая, что одного мотора недостаточно, чтобы оторвать его от земли, конструкторы оснастили летательный аппарат реактивным двигателем, чтобы поднять его в воздух. Нам это кажется жульничеством, но в университете утверждают, что большая часть тяги исходила от крыльев.

Когда No.1 совершил свой первый испытательный полет, он соскочил со взлетной полосы на 14 секунд после срабатывания реактивного ускорителя, неуклюже пролетел треть километра, задрал нос и разбился. Университет заявил, что испытание прошло успешно, что кажется очень сильным словом для того, что разбилось сразу после взлета. Но кто мы такие, чтобы судить? Возможно, в Канаде успех означает что-то другое.

Экраноплан лунного класса

Когда американские спецслужбы получили фотографии этого советского гидросамолета, сидящего в Каспийском море, они так слабо представляли, на что смотрят, что просто назвали его Каспийским морским монстром. Называемый Советами “Экраноплан”, этот монстр представлял собой гибрид корабля/самолета/ракетной установки, не поддающийся никакой классификации.

В “Луне” использовался эффект земли – аэродинамическое явление, при котором самолеты, летящие близко к воде или земле, могут создавать под собой воздушную подушку для притока воздуха. Чтобы использовать эффект земли, нужно лететь очень низко, а “Лунь” пролетел всего в нескольких футах над Каспийским морем.

В боевых операциях “Лунь” мог доставлять боевые подразделения в бой, проносясь над водой на высоте 16 футов со скоростью 350 миль в час. Поскольку “Лунь” был больше любого современного авиалайнера, это было бы ужасающее зрелище. Помимо своих транспортных возможностей, “Лунь” также имел на спине шесть пусковых установок для ядерных ракет, которые могли запускаться в полете.

Каким бы впечатляющим ни был “Лунь”, у него были существенные недостатки – а именно, он был одним из наименее маневренных самолетов, когда-либо созданных, и мог взлетать только по ветру. Испытания были прекращены после окончания холодной войны, и теперь бедный “Лунь” гниет в российском сухом доке. Если по какой-то причине вы когда-нибудь окажетесь в Каспийске, Россия, сходите посмотреть на него.

Колеоптер SNECMA

Вертикальный взлет и посадка были в моде во время холодной войны, и все страны пытались создать истребители VTOL. Только Harrier был действительно успешным, но Советы сделали дешевую подделку, а Соединенные Штаты позаимствовали дизайн Harrier у британцев.

Французы, тем временем, были на совершенно другой планете с конструкциями VTOL, необъяснимым образом придумав Coleoptere. Этот странный самолет использовал кольцевое крыло, которое, по сути, представляет собой обычное крыло, свернутое в петлю. Странная конструкция крыла делала его похожим на что-то из научно-фантастического фильма, но, как это ни удивительно, он был аэродинамически надежным.

Планировщики полагали, что в бою “Колеоптер” будет взлетать в воздух как ракета, поражать противника, а затем улетать обратно на базу. Это замечательно, но возвращение вниз было огромной проблемой, поскольку SNECMA планировала, что истребитель будет садиться на хвост. Как бы круто ни выглядело кольцевое крыло, у него был огромный недостаток – оно не позволяло пилоту видеть позади себя, а это существенная проблема, если вы пытаетесь управлять самолетом сзади. Даже лучшие летчики-испытатели с трудом справлялись с посадкой, и все же французы продолжали испытания до девятого полета, когда Coleoptere начал вращаться и разбился.

Французские ВВС наконец-то поумнели и отменили самолет, поняв, что он излишне опасен для пилотов. Неудивительно, что никакие другие ВВС, даже самые ироничные из хипстерских ВВС, никогда больше не пробовали концепцию Coleoptere.

Оцените статью
АльтГранж
Добавить комментарий

20 − одиннадцать =