Как “Рокетмен” проигнорировал правдивую историю Элтона Джона
Биографические фильмы могут быть безвкусными, стремящимися представить свою цель в положительном свете или, по крайней мере, сгладить самые ужасные моменты ее истории. Rocketman использует другой подход: вместо теплой воды, которой обычно поливают биографические фильмы, он предлагает историю Элтона Джона в высоком прохладном стакане с освежающим лимоном. И щедрой порцией водки. И подносом, полным кокаина. И подносом, полным кокаина, который несет нарядно одетая мужская модель.
Вместо обычного пересказа жизни и времен своего героя, Rocketman с гордостью называет себя “эпической музыкальной фантазией”, и более обычные части истории переплетаются с напряженными музыкальными номерами и мечтательными, искусно поставленными хореографическими сценами. Конечно, за такой подход приходится платить. Несмотря на то, что в фильме делается все возможное для того, чтобы проследить наиболее важные моменты повествования о раннем периоде жизни Джона и самых насыщенных событиями годах его карьеры, обильные фантастические элементы не позволяют охватить более чем малую часть жизни и времени артиста. К сожалению, это означает, что некоторые из самых важных людей и событий в жизни Джона отсутствуют в “Рокетмене”. Давайте посмотрим, как фильм проигнорировал реальную историю Элтона Джона.
Осторожно: здесь будут спойлеры.
Что случилось с Длинным Джоном Болдри?
Одно из самых вопиющих упущений в первой трети “Рокетмена” – это Лонг Джон Болдри, чьи 6 футов 7 дюймов нигде не фигурируют. Если вы задаетесь вопросом, зачем в байопике Элтона Джона нужен гигантский пират, не волнуйтесь – согласно сайту On This Day, Болдри был просто популярным музыкантом, который присоединился к группе Джона Bluesology в качестве своего E Street Band, прежде чем Джон ушел, чтобы определить свою собственную судьбу.
Болдри – важный персонаж в истории Элтона Джона, потому что с 1967 по 1969 год Джон был очень закрытым человеком и состоял в отношениях с Линдой Вудроу. Планировалось, что они поженятся, но Джон становился все более отчаянным и несчастным, даже подумывал о самоубийстве. В этот момент вмешался Болдри, который сказал Джону забыть о суицидальных мыслях, принять свою сексуальность и отменить свадьбу. Хотя он еще не вышел из шкафа, Джон последовал совету. Влияние Болдри было настолько велико, что Джон и Берни Таупин позже увековечили его в песне 1975 года “Someone Saved My Life Tonight”.
Rocketman дает нам разбавленную версию этой истории, но отдает решающую роль Болдри Таупину. Хотя это в какой-то степени понятно, поскольку автор текста присутствовал во время ободряющей речи Болдри, все же странно, что фильм решил полностью опустить человека, который так повлиял на становление Элтона Джона.
Если у вас или ваших знакомых есть мысли о самоубийстве, пожалуйста, позвоните в Национальную службу по предотвращению самоубийств по телефону 1-800-273-TALK.
Последствия Джона Рида
Как скажет вам Пол Прентер из “Богемской рапсодии”, музыкальному байопику необходим антагонист, независимо от того, есть ли он у его героя. Плохим парнем в “Рокетмене” является Джон Рид, остроумный, красиво одетый бизнесмен, который соблазняет Элтона Джона и становится его менеджером, прежде чем Джон успевает узнать, каким холодным, расчетливым монстром он является на самом деле. Хуже того, он не может избавиться от Рида, потому что их контракт надежно защищен. В конце концов, “Рокетмен” позволяет Риду исчезнуть из фокуса, переключая внимание на настоящего злодея этой истории: зависимость.
Реальная жизнь, как всегда, – другое дело. На самом деле Джон Рид – который, как отмечает Daily Record, был не таким уж злодеем, каким его представляют в фильме – был практически соединен с Джоном в течение трех десятилетий, сначала как любовник, а затем как менеджер. По данным Times и The Guardian, это закончилось ожесточенной судебной битвой в 2001 году, после того, как в прессу просочилась некоторая переписка Рида, и Джон убедился, что менеджер превратился в бесхозяйственного человека. В итоге Рид выплатил Джону 2.54 миллиона долларов, а Джон разорвал все связи со своим давним соратником, вплоть до того, что сделал вид, что Рида не существует.
Пропавший брат другого отца
По своей сути “Rocketman” – это история о семье и поисках семейной любви. Сложным отношениям Элтона Джона с матерью и отцом уделено много экранного времени, а члены его расширенной семьи присутствуют на экране повсюду – бабушка здесь, отчим там, и даже есть сцена с участием его молодых сводных братьев от нового брака отчужденного отца. Когда в конце фильма Джон налаживает отношения с Берни Таупином, их восстановленные отношения подчеркиваются, когда Таупин называет себя братом Джона.
При таком акценте на семье и братстве более чем странно, что в фильме даже не упоминается, что у Джона действительно есть брат – ну, сводный брат – из семьи, в которой он вырос. Газета Queensland Times сообщает, что у матери Джона Шейлы Фареброзер и его отчима Фреда есть сын по имени Фредерик, который, как ни странно, отсутствует в фильме Rocketman. Поскольку в фильме ясно показано, что Фред Фареброзер – вполне достойный парень и поддерживающий Джона отчим, можно подумать, что его потомство от матери Джона заслуживает хотя бы упоминания. Возможно, Фредерик знал о буйном нраве Джона и не хотел рисковать оказаться в фильме, где его коллега по “Рокетмену” получает по носу во время “Saturday Night’s Alright for Fighting”.
Знаменитые и отсутствующие
Rocketman приложил немало усилий, чтобы изобразить Элтона Джона человеком, который всегда одинок, даже когда его окружают люди. После того, как он становится Элтоном Джоном, его автор текстов Берни Таупин становится единственной даже мягко говоря позитивной силой в его жизни, пока он не решает стать трезвенником. Хотя это, несомненно, правда в смысле “каждый в конечном счете одинок, ребята”, это подразумевает, что у него не было настоящих друзей. Мы знаем, что это абсолютная неправда, потому что некоторые из его друзей были очень, очень знаменитыми.
Как пишет газета Independent, Джон был очень близким другом Фредди Меркьюри из группы Queen, который по иронии судьбы был изображен в фильме “Богемская рапсодия” в похожем, хотя и немного более семейном ключе. Даже в последние дни своей жизни Меркьюри нашел время, чтобы организовать доставку особенно заботливого рождественского подарка Джону – картины одного из его любимых художников. Еще один хороший рок-друг – Род Стюарт, который, как сообщает The Morning Bulletin, знаком с Джоном уже пять десятилетий. Как и все великие друзья, эта пара регулярно подкалывает друг друга с юмором, грязными оскорблениями и изощренными розыгрышами. Меркьюри и Стюарт также знали друг друга, и трио настолько хорошо ладило, что, согласно Ultimate Classic Rock, они однажды рассматривали возможность создания драг-трио под названием “Нос, зубы и волосы”. Сможете ли вы угадать, кто кем был?
Дверца шкафа наполовину открыта
Rocketman не особенно верит в концепцию бисексуальности Элтона Джона. В фильме он пытается выдать себя за бисексуала лишь в одной сцене, и его собутыльники-музыканты почти сразу же отвергают эту идею. Возможно, это намек на то, что современный Джон “открыт и горд” и является гей-иконой, но в реальной жизни его закрытая фаза длилась несколько дольше. Как свидетельствует Ultimate Classic Rock, он не выходил в свет до 1976 года, и даже когда он это сделал, то был бисексуалом. На самом деле, он официально стал геем только в 1988 году, когда развелся с Ренатой Блюэль. Многовато шкафов для одного предложения, Rocketman.
Если честно, у Джона были определенные профессиональные причины держать эту дверь шкафа закрытой, и фильм использует злодея Джона Рида, чтобы незаметно передать их. В одной из сцен Рид прямо говорит влюбленному Джону, что они должны держать свои отношения в секрете, потому что обратная реакция от разоблачения может погубить Джона. Действительно, когда музыкант дал интервью “Я би” в 1976 году, продажи его альбомов временно упали.
Пропавшая одержимость
Rocketman” предельно честен в отношении многих и многих пороков Элтона Джона. Фактически, Джон в исполнении Тэрона Эджертона начинает фильм с перечисления своих пристрастий и проблем: алкоголизм, наркомания, булимия, сексуальная зависимость и даже пристрастие к покупкам. По мере развития фильма и выхода персонажа из-под контроля, он даже рассказывает гиперболизированную версию списка своей собственной матери, теперь дополненную такими вещами, как “Я трахал все, что движется. Несмотря на это готовое признание его многочисленных “Вещей с большой буквы Т”, есть одна, которой даже этот фильм не осмеливается коснуться: футбол.
В фильме 18 рассказывается, что Джон с детства следил за своим любимым клубом “Уотфорд”. Со временем, когда финансы позволяли, он перешел от легкой наркоты к более тяжелым веществам. BBC сообщает, что в наши дни его роль более спокойна, хотя он по-прежнему является пожизненным почетным председателем и в его честь названа трибуна на стадионе клуба.
Понятно, почему эта сторона Джона не попала в фильм “Рокетмен” – в конце концов, сытная игра в футбол в середине фильма могла бы нарушить повествование об измученном наркотиками художнике. Тем не менее, немного странно видеть, как такая важная часть жизни полностью обходится стороной.
Роман с духовкой
Центральной сценой фильма Rocketman является драматическая попытка самоубийства Элтона Джона. В фильме пьяный Джон выпивает горсть таблеток и театрально пытается утопиться, что ужасно – но также является прекрасным кинематографическим поводом для перехода к музыкальному номеру с одноименной песней фильма. Да, это именно такой фильм.
Фильм относится к попытке самоубийства в бассейне как к единичному случаю. Это не так. Boston.com напоминает, что в 1968 году был гораздо менее яркий случай, когда он пытался задушить себя, засунув голову в газовую духовку, из-за отчаяния по поводу своей помолвки с Линдой Вудроу. Берни Таупин вошел и обнаружил своего друга в самом разгаре действа, хотя эффект был несколько испорчен тем, что Элтон поставил газ на низкую температуру при открытых окнах и даже положил голову на подушку, а также тем, что Таупин не мог перестать смеяться над этим зрелищем. В общем-то, понятно, почему этот эпизод не вошел в фильм.
Если у вас или ваших знакомых есть мысли о самоубийстве, пожалуйста, позвоните в Национальную службу по предотвращению самоубийств по телефону 1-800-273-TALK.
Кто такой Хью?
В фильме может быть только так много персонажей, поэтому вполне понятно, что у Хью Уильямса не было шанса блеснуть в “Ракетчике”. В фильме решение Джона обратиться за лечением от различных зависимостей изображается как спонтанное, самостоятельно принятое решение, но в реальной жизни большая часть прозрения, которое привело Джона к этому решению, исходила от Уильямса.
Выдержки из книги Джона “Любовь – это лекарство” показывают, что хотя Уильямс был не единственным, кто направил Джона на путь трезвости, он сыграл большую роль в подъеме Джона из пагубной зависимости. Когда 1980-е годы превратились в 1990-е, Уильямс был бойфрендом Джона и его товарищем по наркотической зависимости. Именно он первым объявил о своем желании стать чистым и первым отправился в реабилитационный центр. Джон сначала воспринял это как огромное оскорбление в классическом смысле “если ты говоришь, что ты наркоман, значит, ты говоришь, что я наркоман”, но в конце концов воссоединился и встретил Уильямса в реабилитационном центре. Их напряженная встреча включала тактику консультирования, когда они должны были прочитать список худших черт друг друга. Джон считал, что Уильямс был неопрятен, не клал компакт-диски обратно в футляр и оставлял свет включенным, когда уходил из комнаты. В ответ Уильямс на целую страницу перечислил множество ужасных пороков Джона, чем потряс музыканта до глубины души. Сквозь слезы Джон согласился обратиться за помощью.
Леннон не в своей тарелке
Роль Джона Леннона в фильме “Rocketman” одновременно и намного больше, и намного меньше, чем в реальной жизни Элтона Джона. В фильме Леннон является вдохновением для части “Джон” Элтона Джона, когда у последнего записана только часть “Элтон” и ему приходится быстро импровизировать фамилию. Это нисколько не соответствует действительности – “Джон” на самом деле относится к Длинному Джону Болдри – но фильм также полностью игнорирует тот факт, что Леннон был очень важной частью жизни Джона.
По данным Irish Examiner, две суперзвезды очень хорошо знали друг друга и были в таких хороших отношениях, что, по словам Джона, они тусовались “пару лет”. Они, конечно, были настолько хорошими друзьями, что последнее выступление Леннона на сцене перед смертью состоялось на концерте Элтона Джона в 1974 году из-за проигранного пари. Однако знаменитая язвительность Леннона заставляла нервничать даже Элтона Джона: хотя бывший “Битлз” никогда не относился к “Человеку-ракете” иначе, чем любезно, Джон признался, что его скорее пугала репутация Леннона как потенциально резкого парня. На самом деле, есть идея для возможного сиквела “Ракетчика”: Только Леннон и Джон, бросающие друг другу все более едкие оскорбления в течение двух часов. Оскар, ура!
Расставание с Берни
Долгосрочные родственные души – редкость в любой сфере жизни, не говоря уже о непостоянной музыкальной индустрии. Возможно, именно поэтому фильм “Рокетмен” делает акцент на отношениях Элтона Джона и Берни Таупина и подчеркивает, как они разваливаются по швам, когда Джон берет верх над своими зависимостями. В фильме Таупин покидает их пару раз: один раз на пике их первого цунами славы, когда вечеринки становятся слишком тяжелыми для него, а другой раз – ближе к концу фильма, когда вечеринки Джона становятся слишком тяжелыми для него. Он не возвращается после этого второго раза, пока Джон не обращается за помощью по поводу своих пристрастий, и быстро восстанавливает уверенность артиста несколькими братскими словами и стопкой свежих текстов.
Это правда, что у настоящих Джона и Таупина был тайм-аут на одном из этапов их карьеры, но, как описывает Ultimate Classic Rock, это было гораздо более обыденное дело, чем можно предположить из фильма. Пара “рассталась” на некоторое время в конце 1970-х годов, но это было сделано главным образом для того, чтобы они могли некоторое время сотрудничать с другими людьми, и вскоре они снова были в строю. Что касается второго “разрыва”, Таупин полностью признает, что в конце 1980-х – начале 1990-х годов у них был творческий спад, но это было не потому, что они расстались или что-то в этом роде – просто у них было много дел, и они недостаточно общались.
Инструментальные перемены
Фортепианное мастерство Элтона Джона может быть мирового класса, но, как и у большинства артистов, его голос – это то, что люди узнают, когда слышат его по радио. Поэтому довольно неприятно, что Rocketman полностью игнорирует одно из самых драматических событий 1980-х годов: изменение голоса, вызванное хирургической операцией.
Представьте себе шок, если бы Фредди Меркьюри вдруг начал петь совершенно другим голосом. Как свидетельствует Ultimate Classic Rock, этот странный сценарий действительно произошел с Джоном в 1987 году, когда “спазматические приступы боли” заставили его обратиться за медицинской помощью. В результате, что-то было удалено из его голосовых связок. Точная природа его недуга была предположительно рак горла, описанный его командой как незлокачественное поражение, и описанный самим Джоном как “раковый… неважно”. Независимо от истинного виновника, операция изменила голос Джона в направлении, которое очень порадовало самого музыканта, но разочаровало часть его поклонников. Хотя Джон теперь мог петь более полно, чем когда-либо прежде, он потерял часть своего знаменитого фальцета.
Королевский роман
Единственный кивок в Rocketman на существование британской королевской семьи происходит в виде небольшого отступления, где персонаж отмечает, что королева-мать является поклонницей Элтона Джона. Хотя это и не является чем-то выдающимся, но это также ловко обходит стороной тот факт, что Джон общался с королевскими особами практически с тех пор, как у него случился прорыв.
Как пишет Harper’s Bazaar, артист входит в ближний круг королевской семьи с 1970 года, благодаря тому, что его музыка понравилась вышеупомянутой королеве-матери и принцессе Маргарет. Он подружился с принцессой Маргарет до такой степени, что они вместе посещали художественные мероприятия и даже танцевали джайв с самой королевой, по крайней мере, в одном случае. В 1981 году он добавил в свой блокнот дружбы принцессу Диану, а затем и ее сыновей. В целом, Джон постоянно присутствовал в списке гостей королевской семьи на протяжении десятилетий, если не считать скачка в 1997 году из-за его настольной книги “Рок и королевская власть”, которая отправила его во временную “глубокую заморозку”.