Рейтинг всех сериалов “Звездного пути” от худшего к лучшему
С тех пор как в 1966 году экипаж “Энтерпрайза” впервые отправился в полет, сага “Звездный путь” охватывает 50 лет телевидения. Она всегда была там, будь то новые захватывающие приключения каждую неделю или хорошо забытая классика, синдицированный повтор или торговая точка совершенно нового потокового сервиса. В общей сложности это более 700 эпизодов, которые варьируются от одних из лучших в истории телевидения до нескольких абсолютно худших.
Но, несмотря на то, что в каждом сериале “Звездный путь” есть свои лучшие моменты и неровности, есть и такие, которые выходят намного лучше, чем другие. Есть новаторские аллегории, эпизоды, которые навсегда изменили поп-культуру, просто подарив персонажу козлиную бородку, и несколько эпизодов, которые сделали путешествие через последний рубеж непростительно скучным. О том, какие сериалы удались, а какие нет, читайте далее в совершенно субъективном рейтинге всех сериалов “Звездного пути” от худшего к лучшему.
Звездный путь: Энтерпрайз” был скучным и наводящим на размышления
Когда в 2001 году закончилась эра “Следующего поколения” “Звездного пути”, “Энтерпрайз”, вероятно, казался действительно хорошей идеей. В конце концов, франшиза провела более десяти лет, рассказывая о том, что произошло в столетие после оригинального “Звездного пути”, и поскольку в то время приквелы были в моде, возвращение назад, чтобы показать первые шаги человечества в глубины космоса, было логичным. Каково было бы совершать такие путешествия без всех этих научно-фантастических удобств – телепортаторов и универсальных переводчиков? У них даже возникла блестящая идея пригласить на роль нового капитана Скотта Бакулу, уже ставшего любимцем фантастов благодаря “Квантовому скачку”.
К сожалению, “Энтерпрайз” доказал, что расстояние между “казалось” и “было” настолько велико, что даже варп-скорость не может доставить вас туда за четыре сезона. Справедливости ради стоит отметить, что в конце концов сериал все же добрался до крепкого сюжета. Возможно, удивительно, но лучше всего ему удавались сюжеты о путешествиях во времени и зеркальных вселенных – темы, которые зачастую трудно хорошо реализовать. Например, два эпизода, где они возвращаются в прошлое, чтобы сразиться с нацистскими пришельцами во время Второй мировой войны, – это просто умора, и именно тот вкус фирменной странности Star Trek, который привел к появлению эпизодов TOS о планетах мафиози 1930-х годов или шестифутовых кроликах. Однако добраться до них – целое испытание. Несмотря на сильные предпосылки, “Энтерпрайз” большую часть своего существования колебался между плохим и скучным, а иногда умудрялся быть и тем, и другим одновременно.
Хуже всего то, что шоу просто постыдно возбуждает, а для “Звездного пути”, франшизы, где есть Риза, каноническая планета секса, куда все отправляются в отпуск, это уже о чем-то говорит. Сексуальная привлекательность была частью шоу с тех пор, как зеленые женщины танцевали танец живота для капитана Кирка в 60-х годах, но “Энтерпрайз”, похоже, хотел удвоить успех “Вояджера” с Седьмой из Девяти, добавив в первые несколько эпизодов как можно больше сцен наводящих на размышления обтираний в дезактивационной камере. Нередко при просмотре “Трека” возникает мысль “это определенно чья-то фишка”, но обычно все происходит несколько более тонко. Возможно, именно поэтому в финале все это оказалось одной из симуляций голопалубы Райкера. Если кто и будет программировать неудобные сцены купания в историческом документе, так это этот чувак.
Вообще-то, нет, забейте. Худшая часть – это, безусловно, тематическая песня.
Star Trek: The Animated Series использовал слишком много коротких путей.
Учитывая вечную, непреходящую популярность сериала, благодаря которой всегда существовал какой-нибудь проект по “Звездному пути”, странно вспоминать те годы между окончанием оригинального сериала и воссоединением актеров для Star Trek: The Motion Picture, когда его просто… не было. Конечно, TOS был фаворитом в синдицированных повторных показах – один из основных факторов, который привел к развитию культа фанатов-трекеров, но что касается новых историй, десятилетие между окончанием TOS и выходом TMP было пустыней.
За исключением, конечно, 22 эпизодов того, что в итоге стало известно как Star Trek: The Animated Series, который, выражаясь наиболее милосердно, является метадоном Star Trek. Шоу получило зеленый свет благодаря успеху “Трека” в синдикации после отмены, и при всех своих недостатках оно сделало несколько довольно интересных вещей. Во-первых, в нем воссоединился почти весь актерский состав сериала, что придало ему ощущение подлинности, которого обычно не хватает мультипликационным спин-оффам. Даже один из основных актеров, которого не вернули – бедняга Уолтер Кениг не попал в список – привел к чему-то интересному; Чехова заменили несколько инопланетных рулевых, чей дизайн было бы непомерно трудно воплотить в живом действии. Здесь есть даже несколько хороших историй. “More Tribbles, More Troubles”, помимо того, что звучит как трек, который мог бы исполнить Biggie Smalls, если бы он читал Starlog вместо Word Up, это отличный поворот к одному из самых популярных эпизодов TOS. И хотя он не великолепен, “Yesteryear” дал зрителям, которые требовали больше подробностей о детстве Спока, именно то, что они хотели.
К сожалению, в целом сериал не очень хорош. Анимация не соответствует стандартам даже начала 70-х годов, ее уровень где-то южнее, чем в “Скуби Ду”, а недоработки – например, создание скафандров с невидимым силовым полем вместо разработки второй модели персонажа – очевидны даже для ребенка. Эта дешевая, повторяющаяся анимация также создает ощущение, что 24-минутные анимационные истории затянуты, хотя они вдвое короче эпизода TOS. Лучшее, что можно сказать о Star Trek: The Animated Series – это то, что это технически Star Trek, что немного лучше, чем полное отсутствие Star Trek.
У “Звездного пути: коротких путешествий” есть потенциал
Short Treks – это идея, которая должна была возникнуть задолго до того, как “Звездный путь” завершил свое первое 50-летие. Одна из самых сильных сторон “Трека” – в отличие от других крупных научно-фантастических франшиз – заключается в том, что он всегда фокусировался на идее большой вселенной. Конечно, мы следим за экипажем различных звездолетов “Энтерпрайз”, но вокруг них существует целая Федерация, состоящая из бесчисленных инопланетных культур, и если такие сериалы, как “Глубокий космос 9”, чему-то и научили нас, так это тому, что широкая вселенная может быть не менее интересной, чем миссии по поиску новых жизней и цивилизаций.
И тем не менее, среди всех сериалов, романов и комиксов по “Треку”, вышедших за первые полвека, “Короткие пути” были первыми, которые явно предназначались для исследования вселенной за пределами наших главных героев. В этом отношении он отражает одну из лучших черт франшизы: в каждом эпизоде он может быть чем-то другим, от комедии до напряженной драмы и аллегории. С другой стороны, он также страдает от недостатков, присущих любой антологии: по своей природе он неравномерен, и хотя отсутствие последовательности может быть интересным, это также означает, что качество меняется от эпизода к эпизоду – что, к сожалению, не является уникальным для “Коротких путей” и, возможно, является худшей чертой франшизы.
Несмотря на эту неравномерность, “Короткие пути” стоит посмотреть, а такие эпизоды, как “Артист побега”, в котором Рэйнн Уилсон и режиссирует, и играет роль Гарри Мадда, ощущаются как классический “Трек”. Кроме того, поскольку это один из самых новых сериалов “Трека”, который все еще идет с 2020 года, у него есть много времени, чтобы стать еще лучше с годами.
Звездному пути: Вояджеру потребовалась целая вечность, чтобы стать хорошим
В самом широком смысле есть два типа сериалов “Звездный путь”: те, где команда забредает в какой-то странный, неисследованный уголок космоса и вынуждена разбираться со всякой ерундой, которую они там находят, и более аллегорические эпизоды о трудностях поддержания мира между планетами на последнем рубеже. Когда TNG превратился в своих преемников, казалось, что каждый из них выбрал одну из этих идей, чтобы придерживаться ее в течение всего сериала. Вояджер”, отправившийся в глубины космоса, в световых годах от знакомых цивилизаций Федерации, был первым. Можно подумать, что сериал о буквальном путешествии по звездам будет лучше, чем сериал, который застрял на одном месте на семь сезонов, но если средний уровень качества “Вояджера” позволяет судить об этом, то это намного сложнее, чем кажется.
Возможно, проблемы возникли из-за изначальной установки – наличия различных фракций среди членов экипажа, брошенных вместе в силу необходимости, несмотря на то, что они не вполне доверяли друг другу. После десятилетий полного запрета Джина Родденберри на межличностные конфликты среди членов экипажа, это, вероятно, казалось свежей идеей, а предпосылка о необходимости иметь дело с неизвестностью как внутри экипажа, так и вне его, создает прочную логическую линию. На практике, однако, это добавило в шоу один поворот слишком много. Все это подытожено в истории о том, как продюсеры “Вояджера” наняли консультанта из коренных американцев, чтобы он помог раскрыть характер Чакотея, который оказался мошенником, таким же коренным американцем, как и Спок. Лучшие намерения с довольно грубыми результатами.
В конце концов, они перешли к некоторым хорошим вещам, особенно когда они имели дело с боргами и когда Седьмую из Девяти похитили на гладиаторскую арену, где она сражалась с Дуэйном “Скалой” Джонсоном, но скучный, медлительный, извилистый путь к этому едва ли стоит того.
Звездный путь: Discovery на высоте
Создание сериала Star Trek в том же временном периоде, что и оригинальный Star Trek, даже с привлечением таких персонажей, как капитан Кристофер Пайк и Гарри Мадд, и с использованием таких концепций, как Зеркальная вселенная, похоже на высокомерие, которое даже Икар счел бы несколько экстремальным. Вы не только подставляете себя под сравнение с OG Star Trek, но и под воспоминания людей о сериале и саму идею того, что он является краеугольным камнем чего-то, что они любят – и, как вы, возможно, слышали, фанаты Star Trek могут быть немного напряженными. Для того, чтобы добиться этого, нужен действительно великий сериал. И оказалось, что Discovery действительно хорош.
В значительной степени это связано с тем, что, в лучших традициях “Звездного пути”, актерский состав “Дискавери” – это удивительное собрание актеров. Одна только Сонеква Мартин-Грин обладает такой харизмой, которая способна увлечь за собой сериал и в одиночку оправдать смену акцента с капитана в качестве главного героя на офицера низшего ранга. Этот же выбор позволил Discovery провести еще один удивительный кастинг с Джейсоном Айзексом – предупреждение о спойлере – но то, что парень, сыгравший Люциуса Малфоя в фильмах о Гарри Поттере, провел полсезона, убеждая всех, что он хороший парень, прежде чем обнаружил, что он из зеркальной вселенной, – это тот восхитительный поворот, который “Треку” еще никогда не удавался.
Добавьте сюда остальной актерский состав – Мишель Йео в “Звездном пути” – это то, чего мы никогда не знали, что так сильно хотели, пока кто-то не нашел волшебную лампу и не пожелал, чтобы она появилась на свет – вместе с великолепным визуальным оформлением и двумя сезонами добротного сценария, и вы получите нечто великолепное. Вопрос лишь в том, сможет ли Discovery сохранить этот уровень качества на протяжении всего времени действия.
Звездный путь: Глубокий космос 9″ пошел на риск
Если “Вояджер” был сериалом, который заблудился в своих многолетних скитаниях по галактике, то “Глубокий космос 9” был тем сериалом, который пустил корни и процветал, став одним из лучших сериалов всех времен.
Более того, DS9 был умным. Показывая невиданную ранее сторону вселенной “Звездного пути” – запущенную, едва функционирующую ржавеющую космическую станцию, а не ультрасовременный роскошный лайнер галактики, каким был “Энтерпрайз-Д”, – он заставлял все, что делал, чувствовать себя свежим. Расположив космическую станцию вокруг планеты, которая только что была освобождена от оккупационных военных сил, он исследовал идеи о хрупкости мира так, как это никогда не делали высокодуховные оригинальные сериалы и TNG. Создав актерский состав, в который вошли честные офицеры Федерации, бессовестные мошенники и люди, пытающиеся отстроиться от того, что казалось бесконечной войной, он создал такую динамику характеров, к которой не приблизился ни один другой сериал.
Только взгляните на майора Киру Нерис. Она – один из самых героических персонажей сериала. Она также борец за свободу повстанцев, которого несколько персонажей – включая ее саму – называют террористом. То, что ее действия представлены с продуманностью и нюансами, что на них влияют идеи реального мира, не превращаясь в тяжеловесную аллегорию, говорит об уровне сложности, с которым DS9 работал с самого первого дня. В том же духе и Джадзия Дакс, которая – поскольку она симбиотическая форма жизни, ранее связанная с другим телом – вскользь упоминает, что раньше была мужчиной, и все вокруг принимают это без проблем. Это то, что трудно представить себе в сериале сегодня, спустя 20 лет после выхода финального эпизода DS9. С продолжением сериала становится только лучше, а Доминион представляет собой совершенно иного рода антагониста, чем клингоны, ромуланцы или борги.
К тому же, слушать диалоги Эйвери Брукса – это эквивалент того, как завернуться в самое теплое и уютное одеяло, которое только можно себе представить.
Звездный путь – классика не просто так
Оглядываясь назад из далекого будущего 21 века, иногда трудно поверить, что оригинальный сериал “Звездный путь” длился всего три сезона. Даже “Энтерпрайз” длился четыре.
Но что это были за три сезона. Конечно, в оригинальной версии “Трека” есть несколько действительно отвратительных фильмов – “Мозг Спока” и “Райский синдром” вызывают отвращение совершенно по-разному – но они с лихвой компенсируются хорошими вещами. О том, что “Трек” был новаторским, даже не нужно говорить. То, что 90 процентов сериала не потеряло своей актуальности спустя 50 лет, хорошо известно. То, что в нем социальный комментарий сочетался с неистовым, диким западным фантастическим экшеном, – это одно из первых, что скажет о нем любой. Вы уже знаете, почему “Звездный путь” хорош.
Так давайте поговорим о том, что редко получает заслуженное внимание: об актерской игре. Персонажи “Звездного пути” и то, как актеры изображали их, были настолько знаковыми, влиятельными и привычными – благодаря вездесущим повторным показам сериала в течение десятилетий после его выхода на экраны – что эти общие черты пародировались бесчисленное количество раз в более широком мире поп-культуры. Вы помните придыхание Уильяма Шетнера, его паузы, насупленные брови Леонарда Нимоя и дикий шотландский акцент Джеймса Духана. За всеми этими пародиями часто теряется то, что они действительно хороши в своем деле, заставляя даже самый смехотворно перемудренный сюжет казаться пронзительным и убедительным. Не зря у сериала появилось столько поклонников, сколько было, и он определил целую сторону научной фантастики на следующие 50 лет.
Звездный путь: Следующее поколение – это больше, чем корм для мемов
По правде говоря, “Звездный путь: Следующее поколение”, вероятно, не должен был зайти так далеко, как он это сделал. Из семи сезонов сериала первые два полны почти невыносимо плохих эпизодов, отчасти потому, что второй случился во время забастовки сценаристов, в результате которой сериал копался в забракованных сценариях 70-х годов. Помните тот, который странно расистский по отношению к ирландцам? Или где Трой забеременела в космосе против своей воли? Или смертельный заговор внутри Звездного флота, о котором больше никогда не вспоминают? Это грубый материал, и если вы увидите те слишком тесные униформы первого сезона или доктора Пуласки, вам почти гарантировано будет плохо. А потом, где-то в третьем сезоне, что-то щелкает, и внезапно это становится одним из лучших сериалов в истории телевидения.
Во многих отношениях это похоже на то, что сценарий и производство наконец-то догнали актеров. Единственное, что было у сериала с самого первого дня – и то, что действительно послужило основой для первых сезонов, таких как “Q Who” и “The Measure of a Man” – это поистине невероятный, как молния в бутылке, состав актеров, которые были привержены тому, чтобы это шоу работало. Если бы Патрик Стюарт не сыграл Пикарда с потрясающей силой, Брент Спайнер не сделал бы все возможное, чтобы твиновые роботизированные глупости Дейта казались очаровательными, а не раздражающими, или Джонатан Фрейкс не обращался со стульями в своей очень странной манере, сериал никогда бы не получил шанс стать тем, чем он стал.
Такие эпизоды, как “Лучшее из двух миров” и “Цепь командования”, установили новые ориентиры того, насколько хорош может быть “Трек” в убедительной, захватывающей драме. “Негодяи” и “Гобелен” доказали, что TNG может взять, казалось бы, глупый посыл и воплотить его в жизнь. “Вчерашний Энтерпрайз” и “Полые погони” взяли хорошо изношенные научно-фантастические тропы и заставили их почувствовать себя свежими. В итоге получился ряд эпизодов, в которых хорошее не просто перевешивало плохое, а уничтожало его. Серьезно, это сериал, в котором есть “Sub Rosa”, эпизод, где Беверли Крашер занимается сексом с призраком, который когда-то трахал ее бабушку, и все же в нем достаточно великих телевизионных эпизодов всех времен, чтобы в среднем считаться лучшим сериалом всех времен.